Любовная лирика Пушкина: К***, На холмах Грузии, Я вас любил, Мадонна

Любовная лирика Пушкина, как и вся остальная, претерпевает изменения по мере взросления поэта. Однако своеобразие любовной лирики состоит в том, что эволюция здесь проходит очень красиво: она связана с восприятием Пушкиным окружающих его женщин.

Ранняя любовная лирика Пушкина: анализ

В ранние годы поэт очень понятен, его любовные произведения всегда конкретны и направлены на одну определенную женщину. Всегда понятно, к кому обращены стихи, он называет женщин по именам и всегда описывает конкретные к ним чувства.

Например, стихотворение На холмах Грузии лежит ночная мгла. обращено к княгине М.Н. Волконской, в девичестве Раевской, которая была тайной и безответной любовью Пушкина. Чувства там описаны очень просто — лишь тоска и светлая печаль, но при этом видно, что Пушкин уже не требует от любимой никакого ответа.

Переосмысление любовной лирике

В середине 1820-х годов происходит переосмысление. Женщина в лирике Пушкина лишается конкретных узнаваемых черт, превращаясь в некий прекрасный образ, икону и идеал. Стихотворения сводятся к восхищению этим идеалом. Причем здесь интересен тот факт, что восприятие женщины как идеала в стихах совершенно не всегда соответствовало такому же восприятию ее в жизни.

Показательно стихотворение Я помню чудное мгновенье. (оно же К ***), посвященное Анне Керн (причем из текста этого не видно, об этом Пушкин обмолвился в частном письме). Она была любовницей Пушкина, причем ничего, кроме плотского влечения, между ними не было. В этом стихотворении он представляет ее гением чистой красоты, без которого жизнь немыслима, однако в тот же день пишет эпиграмму: У бабы Керны ноги скверны! — вот такое противоречие, спор с самим собой. Женщина в жизни и женщина в поэзии — это разные вещи для Пушкина. Такой же смысл и у стихотворения Моя Мадонна.

Своеобразие любовной лирики Пушкина

В жизни Пушкин никогда не отрицал простой, низменной стороны любви. Но в творчестве для него любовь — это всегда великая, жизнеутверждающая сила, неиссякаемый источник вдохновения. Это разные вещи, и тот факт, что женщин у Пушкина было много (очень много и очень разных), отражения в поэзии не нашел. Лирика — не литературный анализ похождений, а размышления о прекрасном чувстве.

Стихотворение Я вас любил, любовь еще, быть может. интересно в первую очередь с точки зрения языка. Стоит обратить внимание на то, что в нем не использовано ни одного прилагательного, следовательно, стихотворение лишено красок и эпитетов. Пушкин описывает минувшую любовь (опять же, к Марие Волконской) лаконично и просто. Любовная лирика Пушкина вообще почти не использует эпитетов и метафор — поэт справлятся с поставленными задачами и без них.

Любовные стихотворения Пушкина — это, в первую очередь, воспоминания. Почти всегда чувство уже в прошлом, и остается лишь оглядываться на него с легкой печалью. Любовная лирика Пушкина вся в минорных тонах.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема поэта и поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГуманизм Пушкина: путь от романтизма к реализму

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина

Средняя оценка: 4.5

Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.

Одно из первых произведений, посвященных теме любви, — послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:

В первый раз еще, стыжуся,

В женской прелести влюблен.

Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.

В другом раннем стихотворении — «Желание» — лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру, любя!

В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить — значит жить и творить, любовь — великий источник вдохновения. Любовь слезы — вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.

Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя — его сердце «вновь горит и любит». Любовь — это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».

«Я вас любил…» — наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил…» — это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.

В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

Еще одно стихотворение о любви — сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.

Таким образом, любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить — это значило жить и, главное, творить.

Вместе с сочинением «Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина» часто ищут

Популярность темы: 6508 | Оценка: 4.5 | Закладки:

Урок по литературе в 9 классе Любовная лирика А С Пушкина АС Пушкин и Анна О

Урок по литературе в 9 классе.

Любовная лирика А. С. Пушкина.

А.С. Пушкин и Анна Оленина. Задачи урока:

— изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литературном процессе и творческом пути писателя.

— обучение анализу лирического стихотворения ,который поможет ученикам понять жизненную позицию поэта, объективный смысл произведения, а также поставит школьника перед необходимостью выбора собственной позиции и умения ее обосновать.

— активизация воображения, эмоций , мышления учащихся, направленная на углубление восприятия поэтического текста и повышение уровня литературного развития школьника.

— развитие активно – деятельностных форм обучения : электронное сопровождение урока в виде презентаций.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал, диск с презентациями учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала

2.Заочная экскурсия в музей – усадьбу Олениных Приютино.

Выступления учащихся и просмотр презентаций , созданных учениками по материалам учебной экскурсии в усадьбу семьи Олениных.

« Дача есть слово очаровательное для петербургского жителя, и время переселения на дачи составляет важную эпоху для многих семейств, которые без малейшей склонности к деревенской жизни, даже без достаточных на это средств, почитают себя обязательными иметь за городом дачу, где им можно было бы отдохнуть и угостить приятеля сельским обедом,» — так писал о дачах петербуржцев И.И.Пушкарев в книге «Описание Санкт – Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии» в 1841 г.

3. А.С.Пушкин в Приютине.

а) Знакомство с Аннет Олениной.

О жизни в доме Олениных в 1828 году сохранилось немало свидетельств: дневник Анны Олениной, письма П.А.Вяземского, пометы Пушкина в рабочей тетради , наконец, его стихотворения.

Пушкин, Грибоедов, Вяземский, польский поэт Мицкевич, композитор Глинка, крупный ученый П.Л. Шиллинг вместе с младшим сыном Олениных составили небольшую компанию, которая съезжалась в Приютино. В нее вошли также князь Сергей Голицын , Николай Дмитриевич Киселев.

20 мая 1828 года , в первое же воскресенье после переезда Олениных на дачу, ее посетили Пушкин , Вяземский, Мицкевич.В этот день Анна в разговоре с Пушкиным, вместо принятого в светской беседе обращения на «вы», нечаянно обратилась к нему на «ты», что послужило поводом к написанию стихотворения «Ты и Вы».

На следующий день после поездки в Приютино Вяземский отправил друзьям записку с предложением всей компанией провести где – нибудь прощальный пикник, поскольку часть ее должна была в самое ближайшее время покинуть Петербург.

Был выбран Кронштадт, куда приятели отправились 25 мая. В морское путешествие отправились также Алексей и Анна Оленины. Через день ,27 мая Пушкин навестил Олениных в Приютине и отдал Анне стихи «Ты и Вы», которыми он откликнулся на ее оговорку. В один из приездов к Олениным он передает Анне стихи « Ее глаза».

Внимание к девушке поэта , его ухаживания Вяземский расценил однозначно: «Пушкин думает и хочет дать думать ей и другим, что он в нее влюблен».После поездки 20 мая в Приютино писал жене, что встретил там и Пушкина «со своими любовными гримасами».

В июньские дни шумная и беспокойная компания – Вяземский ,Грибоедов, Киселев и Алексей Оленин – покинула Петербург , и Пушкин перестал бывать в Приютине. Поведение Пушкина заставляло девушку думать о его готовности просить ее руки, однако ее отношение к подобному намерению поэта было явно отрицательным и выразилось в ответе Ивану Андреевичу Крылову : «уверена , что вы не пожелаете , чтоб я вышла за Краевского или за Пушкина».

б) Воспоминания о Пушкине.

П. А. Вяземский .21 мая 1828г.

«Вчера ездил я с Мицкевичем вечером к Олениным в деревню в Приютино , верст за 17. Там нашли мы и Пушкина со своими любовными гримасами. Деревня довольно мила… Но зато комары делают из этого места сущий ад… Пушкин был весь в прыщах и , осаждаемый комарами, нежно восклицал : сладко.»

В.А. Соллогуб. Воспоминания.

« С тех пор , как я себя помню , я помню себя в доме Олениных , с которыми мы считались в родстве… у него ( Оленина) я в первый раз видел Пушкина , влюбленного в дочь Оленина и написавшего для нее , как известно , несколько стихотворений… (Пушкин) не вмешивался в наши игры и всегда хранил в обществе некоторую официальную серьезность, подобающую достоинству первого русского поэта».

А.А. Оленина. 13 августа 1828г.

« В субботу ( 11 августа) были мои рождения. Мне минуло 21 год! Боже , как я стара, но что же делать. У нас было много гостей, мы играли в бары, разбегались и после много пели. Пушкин или Red Rover ( Красный корсар. Так назван роман Ф. Купера), как я прозвала его, был по обыкновению у нас. Он влюблен в Закревскую и все об ней толкует , чтоб заставить меня ревновать, но при том тихим голосом прибавляет мне нежности.»

Ф. Г. Солнцев. Моя жизнь.

« У А. Н.Оленина нередко бывал Александр Сергеевич Пушкин, которому , видимо , очень нравилось общество Алексея Николаевича. Он даже сватался за Анну Алексеевну и ей посвятил одно или два прелестных стихотворения. Однако же брак этот не состоялся, так как против него была Елизавета Марковна. По этому случаю Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны , когда он приезжал в Приютино».

4. Анализ лирических стихотворений А.С. Пушкина , посвященных А. Олениной. ( Стихотворения читают заранее подготовленные ученики . Текст стихотворений изображается на экране).

Многие поэты — посетители дома Олениных – воспели девушку в своих стихотворениях: Н.И. Гнедич, П.А. Вяземский, И.И. Козлов, А.Мейендорф, А. С. Пушкин.

Она мила – скажу меж нами –

Придворных витязей гроза ,

И можно с южными звездами

Сравнить ,особенно стихами,

Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но , сам признайся , то ли дело

Глаза Олениной моей!

Какой задумчивый в них гений,

И сколько детской простоты,

И сколько томных выражений,

И сколько неги и мечты.

Потупит их с улыбкой Леля-

В них скромных граций торжество;

Поднимет — ангел Рафаэля

Так созерцает божество.

Это стихотворение появилось в ответ на стихотворение Вяземского, воспевшего 5 мая 1828г. Глаза петербургской красавицы фрейлины А.О.Россет. В один из приездов к Олениным Пушкин вручил свои стихи Анне Олениной.

Пустое вы сердечным ты

Она обмолвясь заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей : как вы милы !

И мыслю : как тебя люблю!

9 мая 1828. Море. Оленина. Дау.

Увы! Язык любви болтливый,

Язык неполный и простой,

Своею прозой нерадивой

Тебе докучен , ангел мой.

Но сладок уху милой девы

Ей милы мерные напевы,

Ей сладок рифмы гордый звон.

Тебя страшит любви признанье,

Письмо любви ты разорвешь,

Но стихотворное посланье

С улыбкой нежною прочтешь.

Благословен же будь отныне

Судьбою вверенный мне дар.

Доселе в жизненной пустыне,

Во мне питая сердца жар,

Мне навлекал одно гоненье,

Иль лицемерную хулу,

Иль клевету , иль заточенье,

И редко хладную хвалу.

Появление этих строк , по – видимому, было вызвано каким – то разговором ( объяснением в любви ?) во время путешествия 9 мая в Кронштадт.

Вы избалованы природой;

Она пристрастна к вам была,

И наша страстная хвала

Вам кажется докучной модой.

Вы сами знаете давно,

Что вас хвалить не мудрено,

Что ваши взоры — сердцу жалы,

Что ваши ножки очень малы,

Что вы чувствительны, остры,

Что вы умны , что вы добры,

Что можно вас любить сердечно,

Но вы не знаете ,конечно,

Что и болтливая молва

Порою правды не умалит,

Что иногда и сердце хвалит,

Хоть и кружится голова.

11 августа ( день рождения А. Олениной) Пушкин наблюдал , как девушка «обращается» в молодыми людьми. Ей нравилась пустая услужливость кавалеров. Пушкин разочарован в той, которую полюбил, но которая проявила к нему полное равнодушие.

А.С. Пушкин. 1828г.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи , стройный вид,

Свод небес зелено – бледный,

Скука, холод и гранит –

Все же мне вас жаль немножко,

Потому что здесь порой

Ходит маленькая ножка,

Вьется локон золотой.

В осенние дни 1828 года в рабочей тетради поэта , на листках с черновиками «Полтавы» появляются анаграммы фамилии девушки: «Aninelo» ( Оленина), «Olenine», «Annette», «Annette Pouchkine», « АП» (т.е. Анна Пушкина). Последняя запись зачеркнута.

А.С. Пушкин. 1829г.

Прощальное стихотворение поэта Анне Олениной.

Я вас любил : любовь еще ,быть может,

В душе моей угасла не совсем ;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно , так нежно.

Как дай вам бог любимой быть другим.

Анализ лирических стихотворений проводится по примерному плану , который находится у учащихся на партах и с которым они уже работали на других уроках.

Примерный план анализа лирического стихотворения.

1.Запишите первое впечатление и первое ощущение от стихотворения ( стихотворение необходимо прочитать вслух).

2.Обратите внимание на дату написания стихотворения и соотнесите с фактами биографии поэта.

3.Определите по лексике стихотворения ОБРАЗ ПОЭТА : какие чувства владеют им, какие мысли занимают его, каково его действие или бездействие.

4.По лексике стихотворения определите образ мира, который окружает поэта: краски, звуки, запахи, предметы, персонажи, внешние очертания этого мира.

5.Обратите внимание на характер поэтических метафор , поскольку именно в метафорах раскрывается мировоззрение и мироощущение поэта.

6.Определите , как развиваются основные темы стихотворения ( или основная тема стихотворения) в композиции стихотворения.

7.Особенности интонации стихотворения , его ритмы и звучание. Как изменяется ( если изменяется) ритм , интонации стихотворения от начала к финалу, как они связаны с душевным состоянием поэта.

8.Рассмотрите стихотворение в контексте творчества поэта в хронологическом порядке. Какие мотивы и темы развиваются в этом стихотворении и как они связаны с предыдущими и с последующими стихами поэта.

9.Найдите возможность сопоставить анализируемое стихотворение со стихотворениями других поэтов на ту же тему или того же жанра.

10. Найдите возможность использовать цитаты из критических и литературоведческих статей об анализируемом стихотворении или о творчестве поэта.

11.Особенности синтаксиса и грамматики.

12. Выразите свою точку зрения о поэте или об анализируемом стихотворении.

Пункты плана 8, 9, 10 будут подробно рассматриваться на втором уроке по лирике А.С. Пушкина!

Во время анализа лирических стихотворений ученики заполняют таблицу, которая потом будет использована для написания сочинения.

Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Тема урока: “Печаль моя полна тобою”

Цель урока: проанализировать стихотворение А.С.Пушкина “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”

1) рассмотреть способы передачи душевного состояния лирического героя;
2) повторить признаки элегического жанра;
3) воспитывать чуткое. внимательное отношение к слову, любовь к поэзии.

Оборудование:

  • портреты А. С. Пушкина (худ. А.Кипренский). автопортреты.
  • Портреты Н. Н. Гончаровой (худ. А. Брюллов). М. Н. Волконской;
  • напечатанные на листе варианты стихотворения “На холмах Грузии…”;
  • фотография рукописи стихотворения;
  • грамзаписи романсов А.Алябьева. М.Глинки. Н.Римского-Корсакова. В.Мурадели на стихи А.С.Пушкина;
  • толковый словарь;
  • сборник стихотворений А. С. Пушкина (т.9. 10 из Собрания сочинений А. С. Пушкина).

На доске записаны тема урока и эпиграфы: “Душе влюблённой грустно было…” (А. С. Пушкин. “Приметы”. 1829); “И может быть – на мой

закат печальный / Блеснёт любовь улыбкою прощальной” (А. С. Пушкин.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Сообщения на тему “Адресаты лирики А. С. Пушкина)

1. Вступительное слово учителя.

Давайте вспомним замечательных русских женщин первой трети XIX века. которые своей ли красотой. умом или благородством натуры вдохновляли Пушкина. Им мы обязаны появлениям пушкинских шедевров лирической поэзии. Сквозь их отдельные судьбы проступают черты эпохи Пушкина и декабристов.

2. Сообщения учеников (основная мысль).

Давлекамова Далия (о первой любви молодого поэта к Е.Бакуниной)

“…Молоденькая девушка. приветливая. милая. Екатерина Бакунина была сестрой одного из лицеистов. Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо её. дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг среди всей лицейской молодёжи. Пушкин был впервые пылко влюблён. задумчив. рассеян. в классах отвечал невпопад. По вечерам. оставшись один. он доставал дневник и давал волю чувствам. В дневнике была запись: “Как она была мила! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов — ах! Какое положение. какая мука. Но я был счастлив 5 минут”…

Семыкин Иван (о чувствах молодого Пушкина к М.Н. Раевской)

“Во время путешествия по Крыму и Кавказу Пушкин встретил Марию Раевскую. Память поэта хранила дорогие сердцу воспоминания : и море перед грозою. и юную 15-летнюю Марию. играющую с волнами. и чувство преклонения перед красотой женщины и окружающего мира. Мария Раневская вновь и вновь являлась Пушкину: и в образе черкешенки в “Бахчисарайском фонтане” и в посвящении к “Полтаве”…(Иван читает стихотворение “На холмах Грузии…”. потом класс слушает романс М.Римского-Корсакова. написанный на эти стихи).

Дунаева Вера (о сильном. хотя и непродолжительном чувстве поэта к Амалии Ризнич)

“Говоря о взаимоотношениях Пушкина с женщинами. нельзя не вспомнить Амалию Ризнич. чувство к которой было омрачено ревностью. Поэт познакомился с ней в июле 1832 года и пережил сильное. хотя. видимо. и непродолжительное чувство. Умерла она в 1825 году в нищете в Италии”…

(Вера читает стихотворение “Под небом голубым страны своей родной…”)

Задёргина Ирина (о чувстве поэта к Елизавете Ксаверьевне Воронцовой)

“Осенью 1823 года в Одессе Пушкин встретил Елизавету Воронцову. Девушка сразу же привлекла внимание поэта. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким и не осталось безответным. По настоянию Воронцова Пушкина выслали из Одессы в Милайловское. Он очень страдал. Перед отъездом поэта Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с восьмигранным камнем из сердолика. Пушкин часами смотрел на портрет. вспоминая эту обаятельную женщину”…(Ирина читает стихотворения “Талисман”. “Сожжённое письмо”).

— А теперь послушаем романс М.Глинки на стихи А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”.

Сообщения нескольких учеников. подготовивших небольшую композицию о Н.Н.Гончаровой. (на доске репродукция портрета А.Брюллова Н.Н.Пушкиной. в записи звучат некоторые отрывки из писем молодых людей друг другу).

Только об одной женщине Пушкин сказал: “чистейшей прелести чистейший образец”. С Натальей Николаевной Гончаровой связаны самые счастливые и трагические годы жизни поэта. Пушкин познакомился с 16-летней Натали на балу. в 1828 году. Поэт сразу же обратил внимание на эту необычайно красивую девушку. “Когда я увидел её в первый раз. то полюбил её. голова у меня закружилась”. По шутливому признанию поэта. Гончарова была его 13-й любовью. Дважды Пушкин просил руки Натальи Николаевны. 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения в Москве Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были обвенчаны. “Я женат и счастлив. одно желание моё. чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь”.

III. Анализ стихотворения “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”.

1. Беседа учителя.

Говоря сегодня о любовной лирике Пушкина. мы остановимся на двух прекрасных вариациях стихотворения “На холмах Грузии…”. Попытаемся понять. чем вызвана переработка первого варианта. назовём адресата каждого текста и рассмотрим. как создаётся основное настроение окончательного варианта стихотворения.

Обратимся к первому варианту. (Листы с печатным текстом на столе)

— Каким чувством проникнуто стихотворение? (Грустью. печалью)

— А чем вызвана грусть лирического героя? (Под влиянием воспоминаний вновь вспыхнуло чувство любви. Лирический герой мысленно оглядывается на прожитые годы и с грустью думает о том. что многое изменилось. Чувствуется ностальгия по прошлому…)

— Можно ли на основе сказанного определить жанр произведения? (Да. перед нами элегия)

— Как признаки этого жанра обнаруживают себя в строке. которой я назвала наш урок: “Печаль моя полна тобою…”. (По словарю С.И.Ожегова: элегия – лирическое стихотворение. проникнутое грустью. В этой строке. написанной четырёхстопным ямбом. переданы состояние души. грусть лирического героя.)

— Попробуйте заменить эту фразу синонимичным выражением. (Я грущу по тебе.)

— Где большая глубина чувства? (Конечно. в стихотворении. Полна – перен. – целиком проникнута. охвачена чем-нибудь.)

— Сравним первый и второй варианты стихотворения и попытаемся понять. почему поэт изменил первоначальный замысел:

Место действия. 1 вариант – Кавказ; 2 вариант – Грузия.

Время действия. 1 – вечер. наступление ночи (“идёт ночная мгла”); 2 – ночь(“лежит ночная мгла”).

— Какие строфы не вошли в окончательный текст?(3-я и 4-я строфы)

— Какие строки вошли во второй вариант без изменений? (3-я. 8-я строки)

— В чём смысл правки этих строф? (Изменились смысловые отношения частей сложных предложений)

До сих пор в разных изданиях мы находим сведения о разных адресатах этого стихотворения. Есть основания полагать. что первый вариант стихотворения посвящён М.Н.Волконской. К такому выводу пришёл учёный С.М.Бонди. проведя подробные исследования черновиков А.С.Пушкина. Пушкин так кропотливо работал над стихотворением. Оно датировано 15 мая 1829 года. но 1 мая 1829 года Пушкин сделал предложение Н.Н.Гончаровой и. не получив точного ответа. уехал на Кавказ. Пушкин влюблён и страдает от неопределённости. Очевидна автобиографичность стихотворения. Теперь понятно. почему исключены 3-я. 4-я строфы. (Пушкин не мог по этическим соображениям писать о любви к другой женщине в то время. когда сделал предложение и ждал ответа).

И уже В.Ф.Вяземская. посылая в Сибирь литературные новинки. написала. что это стихотворение посвящено Н.Н.Гончаровой.

Итак. печаль поэта полна ею. Н.Н.Гончаровой. (Рассматриваем портрет кисти А.Брюллова).

— Обратите внимание на лексику. Лексические повторы родственных слов со значением грусти закрепляют в сознании читателя этот образ. а контрастная лексика передаёт раздвоенность сознания души лирического героя.

— Давайте определим способы выражения грусти. С чего начинается стихотворение? (с пейзажной зарисовки).

— Какова роль пейзажа? (он создаёт эмоциональный настрой у читателя и гармонирует с душевным состоянием лирического героя). Бросается в глаза. что между описанием природы и остальной частью стихотворения нет никакой логической связи. Однако если мы попробуем отбросить пейзаж и начнём читать стихотворение с 3-го стиха (“Мне грустно и легко; печаль моя светла…”). то сразу станет ясно. что пейзаж подготавливает читателя к восприятию следующих строк…

3-й стих состоит из коротких предложений. каждое из которых – оксюморон. Если “мне грустно”. то почему одновременно и “легко”?

Любовная тема прояснилась. Каков характер любовного чувства? Вдумаемся в сказуемые. выражающие эмоции: грустно. легко. светла … Все сказуемые здесь выполняют функцию эпитетов. Давайте выпишем в тетрадь синонимы-существительные в порядке возрастания чувства.

Грусть – чувство печали. уныния.

Печаль – чувство грусти. скорби. состояние душевной горечи.

Уныние – безнадёжная печаль. гнетущая скука.

— Что выявляют повторы и синонимы? (глубину переживания лирического героя).

У каждого из нас. наверное. были в жизни моменты. когда было очень трудно выразить своё состояние души. Вот и в душе лирического героя радость и грусть соседствуют. Почему радость? (любовь – это радость. счастье). Почему грусть? (любовь неразделённая).

Я зачитаю вам отрывок из письма Пушкина матери Н.Н.Гончаровой от 1 мая 1829 года.

“На коленях, проливая слёзы благодарности. вот как должен бы я писать Вам теперь. когда граф Толстой привёз мне Ваш ответ: этот ответ не отказ. вы мне позволяете надеяться. Тем не менее. если я ещё ропщу. если грусть и горечь примешиваются к чувству счастья. — не обвиняйте меня в неблагодарности…”

Если переводить письмо на язык поэзии. то понятно. почему Пушкин так изменил первоначальный вариант.

Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырёхстопными ямбами.

В предпоследнем стихе Пушкин соединяет два глагола-сказуемых: горит и любит. Удивительная вещь. Пушкин. славящийся своим лаконизмом. на тесном пространстве восьми стихов четырежды пользуется повтором в разных формах. Вот насколько важен для поэта в этом стихотворения эффект эмоционального напряжения.

Слова о том. что сердце поэта не может не любить. воздействуют на нас так сильно. потому что они содержат в себе всю энергию предыдущих стихов и подводят итог всему сказанному.

2. Заключительное слово учителя.

Кроме счастья. много страданий выпало на долю жены Пушкина. Через несколько десятков лет были опубликованы письма Пушкина к Наталье Николаевне. Внимательно изучив их. можно воссоздать образ той. душу которой Пушкин любил более её прекрасного лица.

Пушкин умер 29 января 1837 года. До последней секунды рядом с ним находился его друг Владимир Даль. врач. писатель. составитель толкового словаря. Может быть. именно в этот день его словарь пополнился ещё одним словом. толкование которого он записал тут же. в квартире Пушкина. на отдельном листке бумаги. Это слово “бессмертие”. (Ученик зачитывает по словарю значение этого слова). Именно так и случилось. Пушкин бессмертен. Жизнь духовная бесконечна.

Историческая справка:

29 января 1887 года к особняку в аристократическом квартале Парижа. на улице Монтель. подошёл высокий седой человек.

Особняк казался нежилым из-за спущенных массивных жалюзи на окнах. В тёмном кабинете перед камином сидел дряхлый старик. Он не любил этот день: тяготило бремя воспоминаний.

В сущности. жизнь сложилась удачно. Разжалованный. выгнанный из России офицер стал сенатором Франции.

Седой человек поднялся на крыльцо. Непочтительно сильно грянул дверной звонок. Лакей тихо вошёл в кабинет и подал визитную карточку.

— Месье Дантес — это русский. Он настаивает на свидании с вами.

Старик вздрогнул. с трудом разобрав русские буквы. Они сложились в имя… “Онегин”.

Седой человек в чёрном сюртуке стоял у дверей. Надвигаясь на Дантеса. Онегин громко и размеренно сказал: “Ровно пятьдесят лет назад в эту самую минуту скончался Александр Пушкин. Вы убили его!”

Кто же такой Онегин?

Жил в Петербурге странный и загадочный человек. Никто не знал ни его прошлого. ни его родителей. Звали человека Александр Фёдорович Отто. И была у него большая и глубокая страсть. прошедшая через всю его жизнь. Он любил поэзию Пушкина. любил так сильно. что даже переменил свою фамилию и стал Онегиным.

Александр Фёдорович был дружен со многими выдающимися представителями русской культуры. Некоторое время он был секретарём у И.С.Тургенева. Сын В.А.Жуковского Павел Васильевич подарил Онегину пакет с письмами Пушкина и те бумаги. что имели отношение к дуэли. К этим материалам он добавлял новые. Покинув в 1860 году Россию. Александр Фёдорович продолжал собирать всё. что касалось Пушкина. Так образовался внушительный музей редчайших экспонатов истории русской культуры.

…Тогда. зимой 1887 года. Онегин пришёл к Дантесу. чтобы задать ему один вопрос: “Как вы на это решились и неужели не знали. что Пушкин – гений. слава России?”

Итог урока.

— Какое чувство вызвало у вас осмысленное прочтение этого стихотворения?

— В чём вы видите сходство стихотворения “На холмах Грузии…” и других стихотворений любовной тематики?

Гармония с миром начинается с гармонии внутри каждого из нас. А.С.Пушкин учит нас культуре эмоции. чувств. Именно поэтому. по словам Белинского. “читая его творения. можно превосходным образом воспитать в себе человека”.

Домашнее задание.

Выучить наизусть и проанализировать стихотворение (по выбору), относящееся к любовной тематике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector