Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н

В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Центральное место в поэме «Мертвые души» занимает Чичиков Павел Иванович, вокруг которого и разворачиваются все действия произведения. Он приезжает в город N, где знакомится со всеми здешними чиновниками, а после отправляется к ним, чтобы купить мертвые души.
Сначала Чичиков отправляется к Манилову, где с легкостью совершает свою авантюру. Купив души, Павел Иванович едет к Собакевичу, но из – за непогоды случайно попадает к Коробочке.
Коробочка Настасья Петровна – вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Это женщина пожилых лет, главная черта ее характера – мелочная бережливость. Несмотря на то, что Коробочка на редкость туго соображает, она довольно деловита, знает, как торговать, и боится продешевить. В своей жизни Настасья Петровна стремится пополнить свое богатство и извлечь из всего пользу.
Подтверждением всего этого является эпизод с мертвыми душами. Она спокойно торгует мертвыми крестьянами, как продает другие предметы хозяйства. Для нее нет разницы, чем торговать, лишь бы извлечь из этого прибыль. В предложении Чичикова продать мертвые души Коробочку пугает только цена, она боится, что он обманет ее, мало заплатит.
Но у Чичикова есть такая черта характера, как многосторонность: он умеет находить свой особый подход к каждому человеку, в котором заинтересован. Павел Иванович очень легко меняет свои манеры поведения, чтобы выгодно использовать расположения людей, но при этом он никогда не забывает о своих целях. Именно эта черта его характера и помогает ему договориться с Коробочкой о продаже мертвых душ.
Совершив сделку, Чичиков уезжает к следующему «продавцу» мертвых душ.

79444 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Литература 19 века. 9 класс.

Три урока по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_urokov_po_poeme_n.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.

Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

  1. раскрыть характеристику образов помещиков;
  2. научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
  3. выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.
  1. развитие навыков характеристики образа;
  1. развитие монологической речи и анализа текста
  1. воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

I. Слово учителя .

Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка .

II. «Приятная встреча» —

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Маниловки.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III. Лексическая находка .

Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный .

IV. Итоги по образу Манилова.

  1. Что же главное в Манилове?

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами).

V. Литературная разминка .

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).

Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

VI. Трудный диалог .

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям или прослушивается из аудио книги. (Также можно просмотреть фрагмент из фильма).

VII. Экскурсия в картинную галерею. (Проводят учащиеся).

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

Петр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Перед нами портреты Манилова. Слащавая «сахарная улыбка», прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, неподвижным взглядом.

А вот еще один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.

Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, — сказал Манилов с жалостливым видом, — Павел Иванович оставляет нас!»

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелкой скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы, вся дворня спит немилосердным образом и повесничает остальное время».

Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

IX. Индивидуальные задания на следующий урок .

Подготовить характеристики образов Ноздрева и Собакевича.

X. Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого – 2 балла. Кто из покупателей наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

  1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет).
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс, Алкид).
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан).

Анализ Мертвых душ

Из шести обозреваемых тем только две: «Образ автора в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”» и «Предыстория Чичикова. (Анализ эпизода из главы 11 первого тома поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”.)» — сформулированы более или менее внятно. И то в силу их традиционности и — чего греха таить — избитости.

Формулировки остальных четырёх тем сочинений, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Наиболее одиозными мне представляются темы № 67 — «Почему Чичикову удалось приобрести “мёртвые души”?» и № 72 — «Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”?».

Формулировка темы № 67 предполагает бесконечное число истолкований. А что касается темы № 72, то, как мне кажется, полно, точно и по существу на этот вопрос может (мог) ответить только один человек — автор «Ревизора». Ну а нашим ученикам в очередной раз предлагается вместо экзаменационного сочинения заняться ритуальным словоблудием.

Да и темы № 64 — «“Мёртвые души” Н.В. Гоголя — удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный» (А.И. Герцен) — и № 65 — «Образы Манилова и Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души”» — заставляют болезненно содрогнуться. Первая — как почти любая тема-цитата — предлагает нам и нашим ученикам “пойти туда — не знаю куда”. К тому же в цитате имеется явная пунктуационная ошибка. А вторая тема скорее предполагает разговор о типах помещиков, а не об их образах. Впрочем, нам не привыкать. Мы терпеливо объясним ученикам, что именно имели в виду те, кто в очередной раз осчастливил нас такими замечательными формулировками тем выпускных сочинений.

В крайнем случае, дружно посоветуем своим ученикам “закавыченных” тем не брать. Так что 1 июня 2005 года, как и в прошлом, и позапрошлом году, нашим подопечным придётся писать сочинение по одной (в лучшем случае двум) из предложенных в комплекте тем.

Грустно жить на свете, господа!

Статья опубликована при поддержке группы компаний «Таможенные технологии», осуществляющей доставку грузов и таможенное оформление в странах СНГ. Если Вам необходима экспресс-доставка в Туркменистан, доставка в Таджикистан, Казахстан, Грузию или Киргизию, оформление импорта или экспорта в Москве, Брянске, Владимире, Смоленске, Санкт-Петербурге, и все это оперативно, аккуратно и по выгодным ценам, тогда лучшего партнера, чем «Таможенные технологии» Вам не найти. Вам не придется больше тратить время на оформление сертификационных документов. Специалисты «Таможенных технологий» готовы оформить сертификат происхождения товара СТ-1 за один день! Заказать услугу можно прямо на сайте ilogteh.ru , предоставив минимальный комплект документов в отсканированном виде. «Таможенные технологии» – качественная работа по оптимальным ценам.

Тема № 69. Предыстория Чичикова.

(Анализ эпизода из главы 11 первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

Подробно об этом я уже писал в статье «Чичиков. Герой нашего времени», опубликованной в газете «Литература» № 19 за 2002 год.

Очень важно подчеркнуть, что многие качества, которые мы обнаруживаем у Чичикова в зрелом возрасте, сформировались у него в детстве и в юности. Кто знает, родись Павлуша у богатых родителей где-нибудь в столичном или хотя бы губернском городе, может, и жизнь у него сложилась бы иначе.

“Темно и скромно было происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные — Бог ведает”, — пишет автор о “корне происхождения” Павла Ивановича. Единственное, что мог сделать “отец, вечно больной человек”, для своего Павлуши — это определить его в училище, да ещё дал отец сыну полтину меди “на лакомства” и совет: “Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь А больше всего береги и копи копейку; эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой”.

Что поделаешь — выдающихся способностей Бог Павлуше Чичикову не дал. Зато наградил его с детских лет терпением, умением “постигать дух начальника”, своего учителя, который к тому же откровенно говорил: “Способности и дарования? это всё вздор. Я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведёт себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!”

Так, кстати, и вышло. Не очень способному к наукам Павлуше учитель обеспечил “полное удостоверение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадёжное поведение”.

Надо отдать должное Павлу Ивановичу: он попытался, “вышед из училища”, “скорее приняться за дело и службу”.

Вот как описывает Гоголь первые шаги своего героя на новом месте: “И точно, самоотвержение, терпенье и ограничение нужд показал он неслыханное. С раннего утра до позднего вечера, не уставая ни душевными, ни телесными силами, писал он, погрязнув весь в канцелярские бумаги, не ходил домой, спал в канцелярских комнатах на столах, обедал подчас вместе с сторожами и при всём том умел сохранить опрятность, порядочно одеться, сообщить лицу приятное выражение и даже что-то благородное в движениях”.

Кажется, такое рвение молодого чиновника нельзя было не заметить и не оценить, однако “он попал под начальство уже престарелому повытчику, который был образ какой-то каменной бесчувственности и непотрясаемости”. Не помогло Чичикову и то, что он очинял своему начальнику перья; что “завёл новую тряпку для его чернильницы”; что “отыскал где-то его шапку, прескверную шапку, какая когда-либо существовала в мире, и всякий раз клал её возле него за минуту до окончания присутствия”.

Не поведи Чичиков “наступление” с другого боку — не быть бы ему к средним годам коллежским советником, чиновником 6-го класса в табели о рангах, “на военные деньги” полковником.

Цели известного рода требуют соответствующих средств.

И Чичиков сподличал, добился того, что “суровый повытчик стал даже хлопотать за него” и обернул дело так, что “чрез несколько времени сам сел повытчиком на одно открывшееся вакантное место”.

Нужно ли теперь удивляться тому, что следующие шаги главного героя «Мёртвых душ» по служебной лестнице были связаны с откровенным мошенничеством, с более или менее остроумными афёрами!

Кстати, и на службе в таможне Чичиков показал себя натурой недюжинной: “За службу свою принялся он с ревностью необыкновенною. Казалось, сама судьба определила ему быть таможенным чиновником. Подобной расторопности и прозорливости было не только не видано, но даже не слыхано”. Находить контрабанду в самых невероятных местах мог только своеобразный таможенный гений.

Как известно, Чичиков ждал своего часа. И дождался. Афёра с брабантскими кружевами озолотила его. Но дело едва не закончилось для Чичикова тюрьмой. А товарищ его по таможенной афёре именно там и оказался. Самому же Чичикову удалось “отвертеться” от уголовного суда с огромным трудом. Именно после этого Чичиков начинает искать способ довольно быстро разбогатеть, не рискуя оказаться за решёткой.

Таким образом, именно подробный и внимательный анализ соответствующего фрагмента 11-й главы поэмы «Мёртвые души» позволяет нам понять и особенности характера главного героя, и мотивы его поступков, его жизненные цели, и многое другое.

Обратим внимание ребят, что “предыстория Чичикова” помещена автором практически в конец первого тома поэмы, тогда как в других прозаических произведениях соответствующие страницы чаще всего являются элементами экспозиции.

«Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин. Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом. Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте. Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет. Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина». В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин. Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев, напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота. Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад. Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев). В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело. Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова. Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова. Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов, многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector