Анализ Бородино Лермонтова 5 класс

1. Алпатова Т. А. «История души человеческой» в зеркале повествования: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и традиции прозы Н. М. Карамзина / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 7–11. (Сравнительный литературный анализ произведений)

2. Бахтиярова Л. Р. «И вижу я себя ребенком. «: устный журнал «Детство Лермонтова». VI класс / Л. Р. Бахтиярова // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 47–49. (Детские годы М. Ю. Лермонтова, его ранние произведения; в основу ранних произведений положена его семейная драма. Содержатся биографические сведения о поэте)

3. Беленький Г. И. Выстраданная любовь, или Еще раз о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Родина» / Г. И. Беленький // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 7–9. (Стихотворение «Родина» связано с коренными проблемами творчества Лермонтова, его размышлениями о земле и небе, о судьбах отчизны и народа, жизнь которого он хорошо знал)

4. Бражников И. Л. Чувство России. «Родина» М. Ю. Лермонтова / И. Л. Бражников // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 20–21. (Пространственный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»)

5. Бурцева Е. А. Любовная лирика М. Ю. Лермонтова / Е. А. Бурцева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 10–13. (Эволюция любовной лирики в поэзии Лермонтова. Анализ стихотворений разных периодов: тема становится одной из центральных в его творчестве)

6. Елисеева Т. А. «И в небесах я вижу бога. «. Анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова . IX класс / Т. А. Елисеева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 32–37. (Система уроков по лирическим стихотворениям Лермонтова, связанным темой духовных исканий поэта. Эволюция мировосприятия лирического героя как путь к Богу. Приемы работы с музыкой и живописью)

7. Каргашин И. А. «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая. «: «Бородино» М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики / И. А. Каргашин // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 2–7. (На примере сопоставления двух стихотворений М. Ю. Лермонтова, «Бородино» и более раннего (1831) текста «Поле Бородина», рассматривается эволюция творческого замысла и его воплощения, становление сказовой формы)

8. Костерина Э. В. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу. » – поэтическое завещание М. Ю. Лермонтова: опыт анализа стихотворения. IX класс / Э. В. Костерина // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 38–40. (Сочетание принципа научности в анализе стихотворения с чувственно-эмоциональным восприятием. Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и человеческая горечь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. «. Материал для урока литературы в 9 классе)

9. Кунарев А. Богатырское племя: о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» / А. Кунарев // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 7–14. (Подробный анализ поэтического текста стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Рассмотрены разные трактовки произведения)

10. Минина С. П. Сочинение-описание памятника М. Ю. Лермонтову: VIII класс / С. П. Минина // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 35–37 (Особенности произведений монументальной скульптуры и с особенности сочинения-описания памятника)

11. Миронова К. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. » / К. В. Миронова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 31–34. (Литературный анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова » Когда волнуется желтеющая нива. » в 11 классе)

12. Нахапетов Б. А. «Нынче поутру зашел ко мне доктор. «: образ доктора Вернера в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б. А. Нахапетов // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 6–9. (Образ доктора Вернера в романе «Герой нашего времени» и его возможные прототипы в работах русских литературных критиков)

13. Нестор Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Нестор // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 6–10. (О самом таинственном образе русской литературы 19 столетия – Печорине. Литературный анализ «Героя нашего времени»)

14. Нещерет Н. В. Знакомство шестиклассников с жанром поэмы: М. Ю. Лермонтов. «Беглец». VI класс / Н. В. Нещерет // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 34–35. (Материал для подготовки уроков литературы в 6 классе: знакомство с жанром поэмы на примере поэмы М. Ю. Лермонтова «Беглец». Уроки разработаны в рамках программы А. Г. Кутузова)

15. Потапова Н. Н. Сочинение-описание внешности человека по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»: урок развития речи. VII класс / Н. Н. Потапова // Литература в школе. – 2009. – N 10. – С. 38–41. (Урок развития речи для 7 класса. В ходе урока используется репродукция картины В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Урок посвящен изучению эпохи царя Ивана Грозного и анализу его литературного портрета)

16. Селякина С. Т. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова / С. Т. Селякина // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 26–28. (О творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова во время его пребывания на Кавказе. Материал для урока внеклассного чтения в 6 классе)

17. Сизова М. А. Жанр «светской» повести в русской литературе 1830-годов / М. А. Сизова // Литература в школе. – 2006. – N 11. – С. 47–48. (Развитие жанров романа и повести в 30-е гг. 19 века в России. Обзор ярчайших образцов этих жанров того времени: «Три повести» Н. В. Павлова, «Княгиня Лиговская» М. Ю. Лермонтова», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина и т. д.)

18. Ситникова В. Г. Кавказские пейзажи в повести М. Ю. Лермонтова «Бэла»: «Дорога на небо»? Материалы к уроку: IX класс / В. Г. Ситникова // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 29–32. (Восприятие позиции писателя в изображении связи человека и природы с использованием художественной интерпретации – экранной версии повести)

19. Соловей Т. Г. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком. «: VI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 33–37. (Материал для подготовки урока литературы в 6 классе. Литературный анализ стихотворения. Сопоставляются «На севере диком. » М. Ю. Лермонтова и «Кедр стоит одиноко. » Генриха Гейне, строки из которого поэт использует в качестве эпиграфа. В статье содержатся полные тексты стихотворений А. А. Фета «На севере дуб одинокий. «, Ф. И. Тютчева «С чужой стороны», Н. Н. Михайлова «На северном голом утесе. » и З. Н. Гиппиус «На севере кедр одиноко. «)

20. Табакова Л. П. Сказка «Ашик-Кериб» М. Ю. Лермонтова: урок внеклассного чтения / Л. П. Табакова // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 44–45. (Урок внеклассного чтения по сказке Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб»)

21. Харитонова О. Н. «Герой нашего времени» / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 40–44. (Сценарий интеллектуальной игры по роману Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»)

22. Чернов Ф. К. Связь времени и поколений: стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 37–40. (Устная картина, сопровождаемая яркими иллюстрациями или фотографиями. Из опыта применения этого приема в 5 классе при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова. Описан ход урока)

Урок по разделу «Текстоведение». 5-й класс

Класс: 5

Тип урока: обобщающий урок по разделу «Текстоведение», 5 класс.

Форма урока: комплексный анализ текста.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся по выбору учат стихотворения М.Ю.Лермонтова («Поле Бородина», «Родина», «Два великана»); собирают информацию о событиях войны 1812г.

1. Сообщение темы и цели урока

2. Повторяем теорию по теме «Текст»

– Читаем предложения; отвечаем на вопросы. (Слайд 2)
– Являются прочитанные предложения текстом?
– Назовите основные признаки текста. (Слайд 3)
– Восстановите текст, назовите произведение и автора.

Слово учителя. Одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Давно ушли в прошлое события, о которых в нем рассказано, но вечно живет воплощенная в нем идея.

– Предлагаю прослушать стихотворение. (Слайд 4)

3. Работа по тексту стихотворения (устно)

– О чем говорится в стихотворении? (Тема)
– Какие чувства пронизывают стихотворения? (Идея)
– Как связаны между собой предложения? (Способ и средства связи)

Редактируем ответы детей, чтобы получилось высказывание. Отредактированный ответ записываем в тетрадь.

4. Повторяем теорию по теме «Стили речи»

– Назовите известные вам функциональные стили речи.
– К какому стилю речи относится прочитанный текст?
.Повторение теории по теме «Типы речи»

– Назовите известные вам типы речи.
– Определите тип речи текста, ответ аргументируйте. (Слайд 5)

5. Морфологический разбор нескольких глаголов

Проблемный вопрос (Слайд 6)

– Почему М.Ю.Лермонтов использует глаголы в прошедшем времени?

Синтаксический разбор предложений. (Слайды7, 8, 9)

Проблемный вопрос.

– Как вы думаете, бывает так, когда что-то является предметом гордости целого государства?

Слово учителя. Среди потрясших мир военных сражений, память о которых переходит из поколения в поколения, есть несколько, одно лишь имя которых: Куликово поле. Полтава. Аустерлиц. Ватерлоо. Сталинград. Москва! – вызывает в душе волнение и смутный трепет. В череде таких великих баталий – Бородино. Приближается 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года.
(Слайды 11, 12)
Именно здесь, на холмистой равнине у старинного русского села, сошлись в 1812 году в ужаснейшей и кровопролитнейшей битве Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта и русская армия под командованием Светлейшего князя, генерала от инфантерии Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Первая пришла завоевать и поработить чужую страну, вторая защищала родную землю. Отзвуком тех дней стали русские народные и солдатские песни. В них, как в уникальной и неповторимой летописи, навсегда запечатлелись эпизоды боёв и сражений; в них отразились чувствования отдельных людей и целого народа. (Слайд 13 – песня о Кутузове)
До того дня мир не видал подобного беспощадно жестокого сражения. “В продолжение одиннадцати с половиною часов, – читаем мы у С. Селивановского, – огнь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей”. Дым от орудийных залпов, взрывов и пожаров затмил солнце, и только ночь положила конец убийственной сече.
(Слайд 14).
Натиск врага был страшен. Но ничто не смогло поколебать русских воинов, стоявших насмерть. Князь Кутузов так написал в своём донесении в Петербург: “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за своё Отечество”.
Потом был зловещий пожар Москвы, паническое бегство французской армии из России, а позже – освобождение Европы от наполеоновского ига, “Битва народов” под Лейпцигом и триумфальное вступление русских войск и союзников в Париж. Но начало всему этому – Бородинская битва, в которой 26 августа 1812 года надменная жажда лёгкой добычи и безумное желание править всем миром были побеждены несокрушимой силой святой любви к Отчизне. Вот как об этом говорил русский народ. (Слайд 15)

6. Проверка домашнего задания

– Давайте вспомним события того дня.

Рассказывает подготовленный заранее ученик. (Слайды 16, 17)

– Рано утром основной удар был направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов, затихло.
(Слайд 18)
Учитывая тяжелые потери русской армии, Кутузов на военном совете в Филях принял решение сдать французам Москву без боя. Это решение Кутузов объяснял так: «Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву, и Россию».
Кутузов предложил командующему войсками наполеоновской армии заключить временное перемирие, предупредив, что если французы хотят занять Москву невредимой, то должны прекратить наступление и дать возможность русской армии без помех покинуть город, иначе русские будут защищать каждый дом и сражаться до последнего.
2 сентября 1812 года русские войска без боя оставили Москву, с ними ушла и половина московского населения. Заняв позиции за городом, Кутузов предпринял меры для пополнения армии и заготовки всего необходимого для продолжения войны.
Французское командование согласилось отпустить русскую армию без боя, рассчитывая, что так Москва будет занята быстрее и без потерь. Наполеон тщетно ждал депутацию с ключами от Кремля.
Вам хорошо известны эти строки:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою

(Слайд 19)
С первого дня вступления войск Наполеона в Москву в городе начались пожары, а в тылу французских войск развернулось партизанское движение.
Партизанские отряды русских крестьян держали под контролем все дороги, ведущие в Москву. Оторванная от своих тылов, армия Наполеона, фактически запертая в Москве, начала голодать. Отсутствие продовольствия для солдат, фуража для лошадей, начавшиеся холода привели к быстрой потери духа и
болезням во французской армии. Обессиленные, обмороженные, питавшиеся
павшими лошадьми, французы решили уйти из Москвы сами, не оказывая сопротивления.
(Слайд 20)
Попытки Наполеона заключить мир не имели успеха, Александр I отклонял все переговоры о перемирии. 16 ноября Наполеон, бросив свою армию на произвол судьбы, бежал из России. «Великая французская армия» как организованная военная сила перестала существовать.
(Слайд 21)
Сегодня на месте избы, где Кутузовым было принято великое решение, поставили памятный знак с гранитными досками, рассказывающими об историческом событии 1812 года:
«На месте этом находилась изба, принадлежавшая крестьянину деревни Фили Фролову, где 1 сентября 1812 года был созван Военный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решивший участь Москвы и спасения России».
Позже Наполеон дал оценку битвы под Бородино. (Слайды 22, 23)

Чтение выученных стихотворений.

Проблемный вопрос:

– Что объединяет прозвучавшие стихотворения?

7. Домашнее задание

Объяснить непонятные слова,встретившиеся в тексте.

2 урок. Изображение героического прошлого в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»

1. – Проследим за развитием сюжета (композиция стихотворения).
– Повторим термины: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка.
– Какой прием использует автор, создавая стихотворение? (Слайд 26)

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!

Учитель делает обобщение после ответов учащихся.

В этом стихотворении Лермонтов М.Ю. противопоставляет «богатырей» прошлых лет «нынешнему племени», современников, не способных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в «Бородине», говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение «мы».

2. Поэтическая форма стихотворения и ее смысл

– Предлагаю перечитать стихотворение самостоятельно и ответить на вопросы
– Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
– В чем особенность построения стихотворения?
– Мог ли М.Ю.Лермонтов построить стихотворение иначе?(Назовите ваши варианты).
– Почему поэт построил стихотворение как диалог?
– Кто участвует в разговоре?
– Чего добивается автор, доверяя рассказ о событиях 1812 года старому солдату?
– Почему диалог уступает место монологу?

Выслушиваем ответы пятиклассников и непременно подводим их к тому, что и поэтическая форма, и участники диалога не случайны.

– На сражение автор смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России.
Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили «командиров», просим ребят найти в тексте подтверждение этих слов:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?

Добиваемся от ребят связного ответа на вопросы. Ответы обобщаем и записываем в тетрадь.

– М.Ю. Лермонтов не дает прямого описания внешности участников событий. Какие средства выразительности помогают вам представить образы русских солдат?
Например: фразеологизмы; разговорная лексика; ирония; эпитеты; экспрессивная лексика и т.д. – все эти выражения помогают понять, как беззаветно смелы и мужественны были защитники России, как они были полны решимости до последнего дыхания защищать родину.

Проблемный вопрос:

– Можно ли назвать слово, являющееся «центральным» в характеристике героев? (Богатыри).

– В стихотворении “Бородино” слышишь и видишь истинную картину боя. Грозной силой двинулись французы в бой, и началось сражение, подобных которому в истории не было:

«Вам не видать таких сражений. »

– Какие средства помогают передать картину сражения? Например: гипербола; синекдоха; аллитерация и т.д. (Примеры ХИС записываем в тетрадь)
– Можно ли почувствовать настроение героев событий?
– Почувствовать настроение нам помогут побудительные, вопросительные предложения.
– Предложения с однородными членами, инверсия, многоточие и т.д.

Проблемный вопрос.

– В стихотворении говориться о событиях 1812 года «делах давно минувших дней». Почему же нас волнуют чувства участников этих событий? Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить?

3. Подведение итогов урока. Релаксация

В конце урока предлагаю ученикам прослушать «Бородино» в исполнении мужского хора. (Слайд 28)

4. Домашнее задание

Написать сочинение «Герой стихотворения «БОРОДИНО».

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Конспект урока по литературе в 5 классе Лермонтов Бородино

Урок литературы в 5 классе ( 2 часа)

Разработан учителем русского языка и литературы МКОУ СОШ п.Мирный Дергачевского района Саратовской области

Джумакуловой Самигой Талеповной.

По учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина

«Литература 5 класс» Издательство «Просвещение» Москва,2012 г.

Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Образ русского солдата — защитника Родины.

Цели:

образовательные: расширить знания обучающихся о творчестве М. Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;

развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); совершенствовать навык выразительного чтения поэтического текста;

воспитательные: воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны и любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: мультимедийный проектор, видеофрагменты по теме урока, тексты стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», фонохрестоматия «Слушаем актерское чтение».

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

II. Актуализация знаний.

Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество».

Именно к этим историческим событиям и обращается в творчестве русский поэт М.Ю. Лермонтов. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Бородино», постараемся понять замысел поэта, проникнуть в секреты его творчества.

(Запись темы урока)

III. Виртуальное путешествие в музей-заповедник Тарханы.

Детские годы будущего поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. С ранних лет Лермонтов наблюдал жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая предания и песни об Иване Грозном, Степане Разине, Иване Пугачеве. О войне 1812 года он узнал из рассказов Афанасия Алексеевича Столыпина, брата Елизаветы Арсеньевой, бабушки поэта.

IV. Знакомство с текстом произведения.

— Какому историческому событию посвящено это стихотворение?

Давайте вспомним об этом трудном для нашей страны времени.

— Что вы знаете о войне 1812 года?

V. Исторический комментарий. (сообщения учащихся)

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.

Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…»

Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный…год, в который…поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»

VI. Фонохрестоматия «Слушаем актерское чтение» (стихотворение «Бородино»)

VII. Работа с текстом стихотворения (по группам). Найдите и подчеркните заданные тропы.

Проведите наблюдения за фонетическим строем поэтической речи.

2. Вспомните термины: ЗВУКОПИСЬ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС.

VIII. Чтение наизусть отрывка стихотворения.

Какими звуками автор добивается звукового образа страшного боя?

. Работа с текстом стихотворения (по группам).

Найдите и подчеркните гласные/согласные буквы, помогающие представить картину боя. (звонких- 29, глухих- 17).

Восстановите словарную статью из Словаря литературоведческих терминов.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова перекликается с устным народным творчеством.

Кто главный герой этого стихотворения? На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?

(на героев русских былин Илью Муромца, Добрыню

Никитича, Алешу Поповича. Он даже горюет о старых временах, когда были совсем другие люди: «богатыри – не вы!»)

А какие слова помогают представить себе этого героя – простого солдата, бывшего крепостного крестьянина. Как речь характеризует его?

(просторечные слова басурманы, мусью, заутра придают народность речи солдата. Постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Много раз употребляются слова, показывающие его отрицательное отношение к врагу.)

Х. Погружение в текст.

— Кто ведёт разговор в начале произведения? ( В помощь предлагается подготовленная учеником историческая справка о военной службе в России в 19 веке).

— Почему один из собеседников интересуется событиями прошедших лет, уважительно называя второго солдата «дядя»?

— Как вы представляете пожилого солдата? (высказывания учеников)

Работа с иллюстрацией по выбору учителя (изображение пожилого солдата).

— Какие черты характера отразил в портрете художник? (спокойствие, уверенность, житейскую мудрость, может быть, даже усталость.)

Анализ композиции стихотворения.

— Сколько частей в произведении?

1часть — вступление- вопрос и ответ- 1-2 строфы

2 часть- отступление войск- 3строфа

3 часть- ожидание боя- 4-9 строфы

4 часть- бой- 10-13 строфы

5 часть- заключение- 14 строфа

(В результате работы выявляется особенность построения стихотворения, даётся понятие «кольцевая композиция»).

ХI. Задание: перечитайте повторяющуюся строфу и ответьте на вопрос: «Какое чувство звучит в словах старого солдата?

Учитель: Известный критик В. Г. Белинский так сказал об этом: «Эта мысль- жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел»

— Кем был рассказчик на военной службе? (кавалеристом, артиллеристом или он из пехоты). Докажите словами из текста.

— Словарная работа: лафет, кивер, бивак, редут, картечь, уланы, драгуны.

— Сопоставление стихотворения и картины П.Е. Заболотского «Старый солдат»

Учитель: Пожилой солдат — непосредственный участник этих событий- имел возможность и право сравнивать великие дела прошлого и настоящего. Давайте и мы всмотримся в картину боя и попробуем сопоставить произведения поэта.

— Определение используемых поэтом приёмов.

— Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя?

(«звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»)

Вывод : Лермонтов рисует звук словами.

XII. Образы русских солдат.

— Кто является героем рассказа старого солдата? (русские воины)

— Из кого набирались русские солдаты? (из народа).

— Можем ли мы сказать , что героем является русский народ?

— В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? (слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!»)

Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.(«…были готовы наутро бой затеять новый»)

— О каких чертах народного характера это говорит? (отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой)

— Как называют человека, обладающего такими чертами характера? (патриот)

Вывод : русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами.

1. Образ М. И. Кутузова.

— Как же случилось, что люди, готовые умереть за Родину, сдали Москву, столицу страны? (ответы обучающихся)

Слово учителя: решение о сдаче Москвы фельдмаршал Кутузов принял фактически единолично. Его первоначально не поддержали ни офицеры, ни солдаты, ни царь. (А.Д.Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году»).

— Как объяснял своё решение сам Кутузов?

— Почему Кутузов принял такое трудное решение?

-Можно ли назвать М. И. Кутузова истинным патриотом? Почему?

XIII. Рефлексия.

1. Вспомните, какие чувства звучат в словах старого солдата?

2. Почему он жалеет об ушедшем поколении?

3.Как он их называет? (богатыри)

Вывод: герои тех событий — простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов.

Патриотизм в наше время.

А что значит в наше время «быть патриотом»? (учиться, работать, служить в армии.) «Страна сильна, если сильна её армия».

Конституция РФ — «служба в армии является почётной обязанностью каждого

От того, насколько наше молодое поколение будет похоже на героев тех

далёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависеть

будущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотел

донести до будущих поколений М. Ю. Лермонтов.

Выполните тестовые задания.

XIV. Домашнее задание. Отрывок по выбору выучить наизусть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector