Поэтизация древнерусского прошлого в балладе А

• Тризна — завершающий этап похоронного обряда, поминки по покойнику. Эта часть состоит сначала из соревнований, жертвоприношений, а позднее — из поминальной трапезы.

• Бранное (седло — от брань — война, битва (т.е. военное).

• Фатум — судьба, неизбежность.

6. Сообщение группы литературоведов о композиции произведения (опережающая задача).

Экспозиция — «Князь идет полями на верном коне». Завязка — встреча с волхвом.

Развитие действия — замена коня, показ слугам, упоминание о нем через много лет.

Кульминация — «И крикнул неожиданно ужаленный князь». Развязка — тризна на могиле Олега.

7. Выразительное чтение баллады учениками.

8. Эвристическая беседа.

• Какими изображены князь Олега и вещун? (Оба сильные. Князь — земной властью, вещун — способностью познать то, что неизвестно простым смертным).

• Почему волхв отказался от подарка князя? (Потому, что ему не нужны земные материальные богатства. Ведь он имеет значительно больший дар — пророчество).

• В чем сила вещуна? (В его «вещем» слове, «правдивом и свободном языке»).

• Сравните реального князя Олега и его поэтический образ, созданный Пушкиным. (Как свидетельствуют легенды, князь Олег прославился героическими походами. Известно также, что в 882 году он захватил престол в Киеве — совершил насилие в своих собственных интересах. Поэтический Олег изображен только как доблестный воин и герой).

• Подумайте, чем больше должен руководствоваться властитель: силой или мудростью? (Мудростью, так как только она не дает человеку ошибиться в своих поступках. Как говорил Сократ: «Настоящая власть — это мудрость»).

9. Сообщение исследовательской группы (опережающая задача).

«Сравнительный анализ первоисточника с пересказом Пушкина».

1. В какой последовательности разворачиваются события в летописи и у А. Пушкина?

2. Что нового вы узнали о быте и обычаях Киевской Руси времен правления Олега?

3. О каких обычаях и верованиях предков рассказал поэт в этом произведении?

4. Удалось ли Пушкину сохранить дух старины?

10. Презентация картины художника В. Васнецова «Прощание Олега с конем».

• Подберите цитаты из текста, которые бы соответствовали содержанию картины.

III. Подведение итогов урока.

Слово учителя. Основное в балладе не просто развитие сюжета, рассказ о событиях, здесь важно авторское отношение к событиям, которые происходят. Поэт может использовать тему далекого прошлого, чтобы высказать свою мысль о современном.

Кто, по мнению Пушкина, «вдохновенный кудесник»? Чей «вещий язык» правдив и свободен? Кто «не боится могучих владык»?

В самом деле, это о поэте, точнее, о себе, писал А. С. Пушкин.

IV. Домашняя задача.

1. Подготовиться к конкурсу выразительного чтения баллады.

«Песнь о вещем Олеге», анализ произведения Пушкина

Тема рока, неотвратимости судьбы волновала людей давно: еще древнегреческий автор Софокл развил эту тему в своей знаменитой трагедии «Эдип-царь». Интересной была эта тема и для молодого поэта Александра Сергеевича Пушкина, и в своем произведении «Песнь о вещем Олеге», написанном в 1822 году во время Южной ссылки, Пушкин воплотил хорошо известную ему с юности легенду о смерти князя Олега.

У Пушкина особое видение данной истории из «Повести временных лет», что дает основание многим считать произведение этого русского поэта балладой. В нем есть все признаки романтического жанра: события героического или фантастического характера, тайна смерти, которую не сразу было суждено разгадать вещему князю Олегу, обилие художественных средств, музыкальность. У Пушкина «Песнь» еще и наполнена обилием устаревших слов, ведь в основе — летописный источник.

Согласно древнему сюжету, князь Олег, прославившийся своими походами против хазар и завоеванием Царьграда, услышал от кудесника предсказание о том, что его ждет смерть от своего любимого коня. Надо отметить, что русский народ складывал о самом Олеге и былины, и легенды, и сказки. В народных преданиях самого Олега изображали как кудесника, умеющего обернуться зверем, птицей и даже муравьем. В народе его прозвали «вещим», так он был настолько мудрым, что мог предсказывать будущее.

Однако, встретив в лесу волхвов, князь спрашивает: «Что сбудется в жизни со мною?» При этом он снисходительно добавляет: «Не бойся меня…» Пушкин же подчеркивает, что кудесник — «покорный Перуну старик одному». Перун у древних славян был богом грома и молнии, по сути, он сродни Зевсу — верховный бог. Именно поэтому кудесник отвечает князю с достоинством: «Волхвы не боятся могучих владык», добавив, что у них «правдив и свободен язык».

Далее он сообщает князю, что тот примет смерть от своего любимого коня. Испугавшись пророчества, князь решил расстаться с любимым конем, но, в отличие от летописи, наказал своим друзьям купать, кормить отборным зерном, поить ключевою водою — словом, обеспечить своему «товарищу и верному слуге» достойную старость.

Читая летопись (исторический документ), трудно представить себе характер князя Олега. Еще труднее представить характер кудесника. Поэт же называет его «вдохновенным». Что он имеет в виду? Возможно, в этом герое поэт воплотил идею о свободе, которая для него самого была важнейшей в тот момент, ведь Пушкин в этот период находился в Южной ссылке, куда его отправил Александр I за стихотворения о свободе. Кудесник у Пушкина — тот, кто говорит правду, а значит, ему не нужны царские награды.

Финал баллады тоже во многом отличается от первоисточника. Когда Олег спустя много лет пирует со своими боевыми товарищами, он вспоминает о любимом коне и, узнав о его давней смерти, думает о том, что нужно было «презреть предсказанье». Князь расстроен и называет волхва «лживым безумным стариком». Очевидно, в этом и кроется разгадка баллады Пушкина. Дальнейшая смерть, которую герой все-таки принимает от коня, не имеет однозначного объяснения.

Каждый читатель невольно задается вопросом: «Почему Олег погибает? Потому ли, что от своей судьбы не уйти? Или оттого, что князь Олег оскорбил кудесника, когда назвал его « лживым безумным стариком» ? А может, это наказание за отступничество хозяина, оставившего своего верного коня? Единого ответа на этот вопрос нет — он остается тайной: еще одно доказательство, что перед нами баллада.

Таким образом, произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может привести его или к победе, или к поражению. Однако, помимо темы рока, Пушкин касается таких тем, как свобода и память. Кудесник, как и поэт, провозвестник высшей воли, он не боится владык — именно так разрешает для себя Пушкин конфликт поэта и власти. Заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, Пушкин раскрывает идею благодарной памяти.

Сочинение анализ баллады Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

В элегии «К Овидию» Пушкин утверждал высокое назначение поэта, через историческую аналогию утверждал как истину главное дело своей жизни. «К Овидию» для Пушкина было не обычным, не очередным стихотворением, а особенным, этапным, в трудные годы оно помогло ему осветить и утвердить свой путь:

  • Но если обо мне потомок поздний мой
  • Узнав, придет кокать в стране сей отдаленной
  • Близ праха славного мой след уединенный
  • Брегов забвения оставя хладну сень,
  • К нему слетит моя признательная тень,
  • И будет мило мне его воспоминанье.
  • Да сохранится же заветное преданье:
  • Как ты, враждующей покорствуя судьбе,
  • Не славой — участью я равен был тебе.
  • Здесь, лирой северной пустыни оглашая,
  • Скитался я в те дни, как на брега Дуная
  • Великодушный грек свободу вызывал,
  • И ни единый друг мне в мире не внимал,
  • Но чуждые холмы, поля и рощи сонны,
  • И музы мирные мне были благосклонны.

Одним из излюбленных жанров поэтов-романтиков являлся жанр баллады. В этом жанре, как известно, очень много писал Жуковский. Обращался к нему в романтический период своего творчества и Пушкин.

Его самое значительное произведение в этом роде — баллада 1822 г. «Песнь о вещем Олеге». Материалом для пушкинской баллады послужило событие полулегендарное, взятое из средневековой истории. Так часто бывало и в балладах Жуковского. «Песнь о вещем Олеге» напоминает Жуковского и некоторыми своими мотивами, например мотивом роковой предопределенности, и даже ритмическим рисунком стиха. Как и многие баллады Жуковского, стихотворение Пушкина написано наиболее характерным для баллады размером — перемежающимся четырех- и трехстопным амфибрахием. На этом, однако, сходство с Жуковским кончается я начинаются важные различия, осознанные самим Пушкиным. Прежде всего стихотворение Пушкина написано на русский исторический сюжет, в то время как материалом баллад Жуковского является, как правило, европейское средневековье. Позднее, 14 апреля 1831 г., Пушкин напишет Плетневу: «Предания русские ничуть не уступают м фантастической ПОЭЗИИ преданиям ирландским и германским».

В основе пушкинской баллады лежит летописный рассказ — и это тоже накладывает своеобразный отпечаток на произведение. Летописный рассказ того типа, который использовал Пушкин, воспринимается как правдивое предание, как сказка, подтвержденная документально. Это придает пушкинской балладе вид подлинности и безыскусственности.

В одном, однако, жанр остался неизменным: в установке на поэтическую свободу. Дружеские послания и романтической поры пушкинского творчества — это всегда непринужденный, открытый разговор о разных предметах и на разные темы. Это делает послания разнообразными и разнохарактерными как по содержанию, так и по стилистике.

В послании «В. Л. Давыдову» (1821) в игриво-остроумном, поэтически легком тоне Пушкин ведет рассказ о делах и днях своих:

  • Я стал умен, я лицемерю
  • Пощусь, молюсь и твердо верю,
  • Что бог простит мои грехи,
  • Как государь мои стихи.
  • Говеет Инзов, И намедни
  • Я променял парнасски бредни
  • И лиру, грешный дар судьбы,
  • На часослов и на обедни,
  • Да на сушеные грибы.

Рядом с этим в том же послании в свободном соединении — внешне легко поданные политические новости и собственные суждения по поводу этих новостей;

  • Но те в Неаполе шалят,
  • А та едва ли там воскреснет.
  • Народы тишины хотят,
  • И долго их ярем не треснет.

Иной характер носит стихотворение того же жанра «Из письма к Гнедичу» (1821). В нем много литературных имен, в основном литературная атмосфера. Здесь Овидии, «Юлией венчанный и хитрым Августом изгнанный», Гомер, чью музу Гнедич «нам явил и смелую певицу славы от звонких уз освободил», здесь собственные мысли о поэте и поэзии.

Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». 7-й класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (975,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1) через прочтение «Песни:» продолжить знакомство с А.С.Пушкиным и его творчеством;

2) углубить восприятие текста с помощью выразительного чтения;

3) воссоздание с помощью слова картины событий, умение ценить слово и пользоваться им;

4) продолжить работу по теории литературы: ввести понятие «баллада», сравнить ее с летописью и рассмотреть черты баллады и летописи в «Песни о вещем Олеге»;

5) выйти на основную проблематику баллады;

6) найти ответ на вопрос: «Какова цель обращения Пушкина к истории?».

1. Мы познакомились на прошлом уроке обзорно с жизнью великого русского поэта и продолжаем знакомство с его произведениями. Назовите те, которые мы изучали с вами в 5 и 6 классах. («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Повести Белкина», стихотворения поэта)

В этом году мы познакомимся с поэмой, драмой А.С.Пушкина, а начнем наш разговор с баллады «Песнь о вещем Олеге». Дома вы читала это произведение. В конце урока мы должны ответить на вопросы:

Почему Пушкин обращается к истории? Что делает его рассказ живым?

2. Чем интересна «Песня:» с точки зрения языка? Чему отдает предпочтение Пушкин: историзмам или архаизмам? Вспомним, чем они отличаются друг от друга. (архаизмы — устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке; историзмы — не имеют синонимов в современном русском языке, служат для воссоздания эпохи в произведениях, это колоритообразующая лексика. Пушкин использует историзмы: хазары, дружина, пращ, тризна и другие)

Вероятно, Пушкину интересно то время. Какое именно? (кудесник, волхвы, Перун (бог грома и молнии), князь Олег, язычество — это эпоха до принятия христианства, когда у славян было много богов. Олег — реально историческое лицо)

Сообщение ученика: Олег овладел Киевом, встал во главе славянского войска, совершил удачный поход на столицу Византии — Царьград (Константинополь). Установил щит на вратах Царьграда в знак победы. Умер по предсказанию волхва от укуса змеи.

3. Все это мы узнали из летописи. Что такое летопись? (погодная запись событий)

Чем она для нас сейчас интересна? (это исток древнерусской литературы, это исторические события, наша история)

В основе «Песни:» летопись, а жанр «Песни:» баллада.

Сообщение ученика: баллада возникла в средние века и была хороводной песней (Франция). Основу сюжета баллады в Германии составляли сказания, легенды, античные мифы. В Англии в основе баллады фантастические, легендарные или бытовые события (баллады о Робин Гуде, о подвигах рыцарей).

В России народная баллада — лирическая песня на исторический или бытовой сюжет. Из народной поэзии перешла в литературу. Создатель жанра баллады — Василий Андреевич Жуковский. Он создал 40 баллад. Оригинальная «Светлана», переводная «Людмила» и другие. Несколько баллад написано Пушкиным, Лермонтовым, Фетом, А.К.Толстым.

Баллада — лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом. Герои баллады вступают в столкновение с внешними, неподвластными им силами. Баллада нередко содержит мораль, несет поучительный смысл. (ученики делают запись определения в тетрадь)

Что общего и в чем разница летописи и баллада?

Баллада Летопись
основаны, как правило, на историческом событии
поэзия проза
много средств художественной выразительности изложение событий

4. Перейдем к тексту баллады. Олег не отделим в начале произведения от коня. Каково отношение автора к ним? (восхваляет)

Да, действительно Пушкин поет им панегирики (хвалебные песни). Докажите это текстом.

Каково предсказание кудесника (волшебника, колдуна)? (Олег умрет от своего коня)

У язычников существовал конский оберег — конская голова защищала человека и наказывала преступника. Это был талисман. Пушкин передает психологию язычника. Зачем это нужно? Опыт тех, других, многое помогает понять в нас, современных, но что именно?

5. Посмотрим на текст с точки зрения ключевых слов (лингвистический анализ). В лингвистике текста есть закон: для понимания автора важно все, что вынесено в сильную позицию: название, первая строка, все повторы, финал. В названии слово «вещий» — мудрый, умеющий предвидеть будущее. Проверим, сохранил ли автор это слово до конца. (вещий, могучий, Олег)

Кого в балладе можно назвать «вещим»? (кудесника)

Более того, в конце происходят странные вещи — они поменялись местами. Обычно язычнику приносят на могилу голову его коня, а здесь, наоборот, Олег приходит на могилу коня.

Почему? (автор прировнял их перед лицом смерти, перед судьбой)

А может наказывает Олега? За что? (за то, что пытался уйти от судьбы)

Пушкин сам очень боялся предсказаний. Ему однажды цыганка предсказала смерть от белой головы — всю жизнь это преследовало. Дантес был блондин.

Если наказывает, то за что еще? Поищем ответ на уровне композиции (построение художественного произведения). Составим простой план баллады.

  1. Предсказание кудесника
  2. Решение, выбор Олега
  3. Смерть как наказание?

В центре внимания решение Олега отказаться от коня. А ведь это боевой конь — товарищ.

Оцените поступок Олега? (испугался смерти)

Вспоминает ли он о коне? (да, но спустя много лет, сначала вообще забыл, судьба друга оказалась ему безразлична)

За что он наказан? (усомнился в предсказании кудесника; предал друга)

Найдите описание смерти Олега. Каким чувством проникнут последний абзац баллады? (равнодушие, те, кто поминают Олега, ни слова не говорят о нем, пируют, вспоминают битвы)

Ответ на проблемный вопрос. Подведение итогов, оценки.

Д.з. Творческая работа «Вещий Олег?»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: