Алиса фрейндлих стихи цветаевой

«Вестник» №4(211), 16 февраля 1999

Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ (Бостон)


АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Не знаю никого, кто бы не попадал в плен ее совершенно необычного обаяния. Открытость лица, хрупкая фигурка, лучистые глаза — прелестны, но чарует в ней редкое душевное изящество. Музыкальность как особый дар на драматической сцене придает актрисе неповторимый шарм. И по прошествии многих лет незабываема то нежная, то бередящая интонация ее модулирующего голоса. С первого появления на подмостках она была редкостно индивидуальна и одухотворена.

Слава пришла к ней во времена, когда реклама еще не возносила артистов в «одночасье» на Олимп. То была пора, вошедшая в историю под названием «оттепели». В театрах на смену официозу, монументально-патетической подаче слова зазвучали искренние и искренностью обезоруживающие голоса. Приход весны в общественном сознании совпал с появлением Алисы Фрейндлих.

Что бы она ни играла, она заполняла пространство роли своей личностью. Поначалу это были ее сверстницы — современные девушки в спектаклях Ленинградского театра имени Коммисаржевской, куда она была приглашена сразу после окончания Ленинградского театрального института. Незатейливые песенки ее героинь передавали по радио, их подхватил «весь» Ленинград. Алису Фрейндлих полюбили. И не будет преувеличением сказать о том, что она стала кумиром.

Сценические успехи Алисы Фрейндлих во многом были предопределены полученной ею школой на курсе педагога Бориса Вульфовича Зона, выпустившего плеяду блестящих актеров. Назову для примера имена С.Юрского, Н.Теняковой, З.Виторгана, А.Балтер.

Да и по рождению молодая актриса наследовала театральные гены. Ее отец — Бруно Фрейндлих — маститый актер Ленинградского драматического театра имени Пушкина (бывшего Александринского), сохранявшего традиции императорской сцены. Правда, говорят, он не поддерживал дочь в ее стремлении к артистическому поприщу. И ей не пришлось получить от него поддержку на выбранном пути.

Важнейший этап биографии Алисы Фрейндлих связан с Театром имени Ленсовета, где она играла более двадцати лет. Театр возглавлял (и возглавляет поныне) режиссер Игорь Владимиров, художник яркого дарования с мюзик-хольным направлением. Он выявил синтетические возможности артистки, ее умение петь, двигаться, танцевать. Она стала первой леди театра, все эти годы играя с немыслимыми перегрузками. И немудрено, без ее участия театр не имел аншлагов.

Она играла в спектаклях «Женский монастырь», «Последний парад», «Люди и страсти» и была в них главным центром притяжения. Все произнесенное ею приобретало особый душевный смысл. Самая рядовая бытовая роль возвышалась ею до поэзии. В «Последнем параде» она пела новые прекрасные песни М.Таривердиева, в том числе лиричнейшую «Музыку», посвященную Шопену. В феерии «Люди и страсти», где она конферировала вместе с М.Боярским, она сыграла сцену Елизаветы из «Марии Стюарт» Шиллера и сцену Уриеля Акосты из знаменитой некогда, одноименной пьесы Гуцкова, поражая мастерством перевоплощения, рано накопленной сценической техникой. Необычайно выразительно исполняла она песню Г.Гладкова на слова Г.Гейне «Мария-Антуанетта». Нежнейший камерный голос артистки воссоздавал чудовищную фантасмагорию: бал обезглавленных королевы и фрейлин.

Вот тогда и повеяло мощным драматическим дыханием со сцены.

Когда И.Владимиров ставил «Трехгрошовую оперу» Брехта-Вайля, казалось, кому как ни Алисе Фрейндлих играть юную Полли? Но Фрейндлих подготовила свой первый сюрприз, сыграв старую высохшую как швабру миссис Пичем. Ее героиня выглядела сошедшей с пикассовского полотна «Любительница абсента». Знаменитую балладу о зове плоти она пела неожиданно хриплым надорванным голосом. И это опустившееся на дно жизни существо было жалким и страшным, «брошенным, как половик под двери».

Актриса решительно раздвигала границы своих творческих возможностей, прощаясь с героинями, привлекавшими своей «милотой».

Театр имени Ленсовета расположен на Владимирском проспекте, в самом центре Ленинграда — ныне снова Петербурга. Утром прохожие встречали Алису Бруновну, идущую на репетицию. Лился дождь или падал снег, дребезжа проезжал трамвай. все было буднично. И вдруг появлялась она, и городской пейзаж словно освещался свечением, струящимся из глаз актрисы. Это свечение делало ее лицо прекрасным.

Помню в те годы ее вместе с Игорем Владимировым — импозантным седым и высоким в сером ратиновом пальто. Они были удивительно красивой семейной парой. Помню так отчетливо, как будто не прошло много лет.

Вечерами театр осаждала толпа в поисках «лишнего» билета. Шли «на» Алису Фрейндлих.

Она играла Элизу Дулитл в «Пигмалионе» Б.Шоу — труднейшую роль мирового репертуара. Главное проступало не в самоигральном забавном аспекте, а в том чувстве собственного достоинства, которое вырастало в душе ее Элизы.

Ей привелось сыграть Таню из знаменитой одноименной пьесы Арбузова, известной по исполнению в тридцатые годы Марией Бабановой. Алиса Фрейндлих, уведя эту героиню от деталей ушедшего быта, снова воплотила женское бесстрашие и стойкость. Играла она необычайно проникновенно и в другой не столь нашумевшей пьесе Арбузова «Мой бедный Марат» — Лику блокадную девочку. Незабываем голос, которым она произносила фразу изголодавшейся Лики, съедающей принесенную ей картофелину: «какое блаженство. «

И вдруг проступала тайна актерского искусства, воплощенного в даре пронзить одним-единственным словом, взглядом, интонацией.

Сколько же раз ей удавалось это! И как легки были переходы у нее к смешному, забавному. Она удивительно всегда умела подмечать комедийное и как бы ненароком объяснять его. Сыгранные актрисой смешные девчонки — Альдонса из «Дульсинеи Тобосской» А.Володина и Катарина в «Укрощении строптивой» У.Шекспира — заставляли зрителей смеяться до того момента, когда веселье оборачивалось печалью. Когда вдруг обнаруживалась тайная душевная жизнь этих героинь с тоской о несбыточном счастье. А у Катарины- Фрейндлих оказывалось и полное отсутствие иллюзий. Она покорялась установленному порядку, видя все его несовершенство.

В памяти встает доведенная до отчаяния в погибели Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского. А какой неожиданностью стал ее Малыш в «Малыше и Карлсоне»! Взрослые ходили на спектакль исключительно для собственного удовольствия, ибо могли оценить актерское мастерство и насладиться им больше, чем дети.

Но самой жгучей, самой захватывающей по силе драматизма осталась роль ее Гелены в «Варшавской мелодии» Л.Зорина. Может быть, одной из первых в Советском Союзе со сцены она произносила обвинение фашизму: «И когда моя подруга выходит с желтой звездой на улицу, это тоже XX век?!»

Трижды в спектакле звучала песенка Гелены, написанная композитором Л.Балаем. Исполяемая каждый раз по-разному мелодия говорила о прожитых годах, о неутихающей боли сердца. Алиса Фрейндлих играла пленительную женщину, запечатлевала голос совести, воплощала величие любви.

В кино актриса также играет самые разноплановые роли. Ее манит характерность. Не отсюда ли «Мымра» в «Служебном романе» Э.Рязанова, принесшая ей всенародный успех? Или Огудалова в «Жестоком романсе» Н.Михалкова? Или фрейлина Вырубова? Или загадочная женщина в элитарном «Сталкере»?

Ее всегда любили партнеры: А.Эстрин, А.Розанов, Д.Барков, А.Равикович, М.Боярский, В.Стржельчик. После съемок фильма «Анна и Командор» Василий Лановой, говоря о ней по телевидению, на всю страну воскликнул: «Люблю».

Ее высоко чтут коллеги. Однажды во время гастролей Театра на Таганке в Ленинграде был показан спектакль «Деревянные кони». В нем наряду со знаменитыми З.Славиной и А.Демидовой замечательно сыграла маленькую характерную роль Т.Жукова. Когда по окончании приветствовать московский театр на берегах Невы вышла Алиса Фрейндлих, то она благодарно поцеловала талантливую исполнительницу как бы второго плана. Кто знает, как требовательно смотрят актеры друг на друга, понимает цену признания, которым отметила Алиса Фрейндлих актрису, чье имя не было популярно. Т.Жукова говорила друзьям, что поцелуй Фрейндлих был для нее высшей наградой.

Находясь в зените славы, Алиса Фрейндлих рискнула переменить судьбу, сцену, жизнь.

Один из самых выдающихся режиссеров современности — Г.А.Товстоногов пригласил актрису в свою труппу. Она, не колеблясь, приняла приглашение. Это был очень смелый шаг. Большой драматический театр, который возглавлял Товстоногов, называли кладбищем для актрис. Таланты он брал охотно. Но далеко не всегда находил им применение. Иные творческие перспективы, возможность обогатить актерскую палитру представились ей более ценными, чем уже завоеванное положение. Алиса Фрейндлих стала актрисой Большого драматического театра, который ныне носит имя уникального Мастера, создателя одной из лучших в мире трупп. И не знала ни часа простоя. В спектакле «Последний пылко влюбленный» она играла в дуэте с неповторимым В.Стржельчиком. С ним же она играла в спектакле «Старомодная комедия» Арбузова, успешно проходившем и на гастролях в Америке. В «Киносценарии с двумя антрактами» А.Володина Алиса Фрейндлих воплотила образ еще одной героини, осененной любовью. После чего началась новая страница ее творчества, к ней пришли другие персонажи, ей понадобился «другой» голос. Возможно, предпосылки для такой перемены можно было угадать еще в пору, когда она сыграла миссис Пичем. На сей раз она предстала в ролях леди Мильфорд из «Коварства и любви» Шиллера и леди Макбет Шекспира в постановках Т.Чхеидзе — третьего большого режиссера в творческой биографии актрисы.

Она, сыгравшая столько, что все не перечислить, постоянно жаждет работы. Когда Р.Виктюк — режиссер, работавший со многими звездами, предложил ей главную роль в несправедливо забытой пьесе Н.Сургучева «Осенние скрипки», актриса вновь трепетно раскрыла женский дар любви. Совсем недавно Америка была свидетелем нового актерского триумфа Алисы Фрейндлих.

— Она — святой человек в искусстве, — сказал о ней в одном интервью Роман Григорьевич Виктюк. — Актеры благоговеют перед ней.

Мир меняется вокруг нее, и она признается на страницах прессы, что происходящее в стране ее страшит. Что она с тревогой даже на короткое время расстается с дочерью, с внуком. Что работать в театре по нынешним временам — «роскошь», которую она себе позволяет. Съемки, концерты оплачиваются по-другому. Она остается верна театру и самой себе.

Скоро мы сможет убедиться в этом воочию. В предстоящих гастролях по Америке Алиса Фрейндлих вновь в программе «Гори, гори, моя звезда». И предстанет — знакомая и незнакомая. В конце уходящего века, в атмосфере рушащегося уклада, в интерьере, из которого навеки ушли лица иных друзей и коллег, и неизбежно появились новые, она кажется до удивления неизменившейся. Та же стройность, тот же молодой овал, обрамленный светлыми прядями волос, те же удивительные глаза. Но когда она начнет петь, ее голос зазвучит окончательно по-иному: низко, тягуче. Мы услышим голос многое пережившего человека. В программе «Гори, гори, моя звезда» актриса поет старинные русские романсы и читает трагические стихотворения Марины Цветаевой. О любви, о разлуке, о предательстве, о тоске по родине. Тайны подтекста, неожиданные интонации, модуляции всегда составляли необычайное очарование этой любимицы публики. Она по-своему открывает Цветаеву, доискиваясь и находя горький смысл в громоздящихся лестницей метафорах. Читает без надрывности, но с разъедающей душу болью. Вся композиция названа по одной из стихотворных строк: «На трудных тропах бытия».

По мере чтения слово «тропы» начинает осмысляться не только в прямом значении, но и как художественные сравнения, без которых невозможна поэзия. Как и без музыки. Два молодых драматических артиста, мастерски играющих на гитаре, составляют прекрасное вокально-инструментальное сопровождение, а временами обретают солирующую роль. Они играют собственные обработки романсов, достигая кульминаций, импровизируют в сценической части своих выступлений чисто актерски — легко, пластично и уходят в тень, когда Алиса Фрейндлих возвращается на сцену.

Запомним их имена — артисты Санкт-Петербургского Большого драматического театра — Анатолий Коптев и Владимир Балагин.

Так же, как в молодости, актриса стала отказываться от ролей «на обаянии», так и сейчас она удивляет переменой диапазона. Теноровые партии отданы «кавалер-дуэту», басовую — исполняет она сама.

Новый сценический сюрприз? Да. Потому что она никогда не живет на проценты артистического мастерства. Потому что в ее душе постоянно свершается преображающая ее изнутри работа. Потому что ее лиричный голос мужает. Голос актрисы, остающейся молодой, но получившей самую высокую награду — лауреат Государственных премий, самое высокое звание — народная артистка Советского Союза.

В меняющемся мире Алиса Фрейндлих остается стойкой.

Когда-то, сыграв Малыша, она открыла зрителю душевное восприятие ребенка. Ныне в программе «Гори, гори, моя звезда» рядом со стихами М.Цветаевой, О.Мандельштама, звучат поэтические строки талантливого мальчика из Казани Елисея Годочкина.

Конечно, предстоящий вечер с Алисой Фрейндлих обещает быть праздничным. Популярные романсы «Очи черные», «Ямщик, не гони лошадей», «Слышу звон бубенцов», «Ночь светла» создадут щемящее настроение. Но завершающим аккордом станет композиция «Голоса» — семь посвящений поэтам — каждому вечная память, каждому — зажигается свеча.

Алиса Фрейндлих — петербургская актриса. Где бы она ни выступала, за ней декорация в виде Адмиралтейства. За ней — силуэт Большого драматического театра на Фонтанке. За ней — сцена, где ее встречают рукоплесканиями. И выступление актрисы всегда одаривает лучезарным светом.

Файловый архив: Стихи

Монолог женщины
Прослушиваний/скачиваний: 1298
Автор стихов — Роберт Рождественский

Здесь воздух давит как свинец
Прослушиваний/скачиваний: 694
Читает И.П.Владимиров

День странно тихий
Прослушиваний/скачиваний: 342
Акция «Написано войной», посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне

Рената Рамазанова

  • Все записи
  • Записи Ренаты
  • Поиск

Рената Рамазанова запись закреплена

Перегорело. Уже не больно.
Сижу напротив, смеюсь, шучу​.
— Как жизнь?
Показать полностью…
— Нормально
— И я довольна
— Давай за встречу?
— Давай чуть-чуть..

— Ты замуж вышла?
— Ну да. А что мне.
— Да, ну, конечно. Что за вопрос. А помнишь.
— Помню..
— Я тоже помню..
— Ну вот и ладно. Давай без слез.

— Ты стала жесткой.
— Прошло три года.
— Не так уж много.
— И это срок.
— Сегодня жарко.
— Ага, погода.
— Да, очень жарко, я прямо взмок.

— А он, твой этот.
— А, ты о муже? Хороший парень.
— А он. какой?
— Как муж — он лучше, любовник — хуже.
— Зато надежный и под рукой.

— Такой как надо?
— И что такого?
— И даже любишь сильнее чем.
— Ты разве знаешь такое слово? А если знаешь, тогда зачем.

— Ну да, конечно. Прости.
— Не надо.
Перегорело. Одна зола.
Но только, знаешь, я встрече рада.
И даже лучше, что я пришла.

Теперь я вижу: перегорело.
А ветер пепел уносит вдаль.
Не шевельнулось, не заболело.
И я спокойна. И мне не жаль.

Как ты уходишь, ссутуля плечи..
Как в черно-белом немом кино.
И все же грустно от этой встречи.
Перегорело, а все равно.

Иван Сушков запись закреплена
Иван Сушков запись закреплена
Рената Рамазанова запись закреплена
Рената Рамазанова запись закреплена
Лепра
Рената Рамазанова запись закреплена
Активный отдых в Тюменской области

Жми на картинку и узнаешь о лучших туристических местах Тюменской области!

Забирай себе на стену, чтобы быть в курсе актуальных направлений для активного отдыха, охоты и рыбалки.

Рената Рамазанова запись закреплена
Рената Рамазанова запись закреплена
Рената Рамазанова запись закреплена
The >2 июл 2018 в 16:03
Рената Рамазанова запись закреплена
Рената Рамазанова запись закреплена
Активный отдых в Тюменской области

Начало купального сезона в Тюмени не за горами. Чтобы получить бронзовый загар, совсем не обязательно улетать далеко из города.

Мы выбрали 5 мест, где можно купаться и загорать, на любой вкус и кошелек!

Пляж на берегу Липового – это место отдыха молодежи. Он небольшой, а его обстановка, выдержанная в едином стиле, напоминает отдых на экзотических островах. Озеро Липовое достаточно глубокое, а чтобы вода в нем всегда оставалась чистой, катание на гидроциклах, катерах и лодках здесь запрещено.

Где: Велижанский тракт, 15;
Режим работы: с 10:00 до 20:00 (после 20:00 вход закрыт, но работа продолжается до последнего клиента)
Стоимость: в будни – 300 рублей, в выходные и праздничные дни – 350 рублей

Самый близкий к городу пляж находится на территории базы отдыха «Пруд Лесной». Пляж тут небольшой, зато комфортный. В распоряжении посетителей прокат надувных кругов, матрацев, мячей, бадминтона. Также в Лесном можно прокатится на квадроцикле. Специально для детей на пляже выделен неглубокий участок — детская зона.

Где: Лесной пруд, 1 (район ТЭЦ-2), Тюмень
Режим работы: 9:00-22:00
Стоимость: 150 рублей (вход на территорию базы; предусмотрены скидки для различных групп населения)

3. Озеро Верхнее Кривое (пляжи «Центральный», «Восточный» и «Западный»)

Лучше всего отправляться на базу отдыха «Верхний бор», которая находится на берегу этого озера. Помимо трех пляжей, можно отлично провести время, взяв на прокат квадроциклы, прокатиться на лошади в леваде, поиграть в бильярд, настольный футбол, теннис, аэрохоккей или космический баскетбол, посетить лазерный тир, пострелять из лука и арбалета. Все развлечения на базе платные.

Где: 1-й км Салаирского тракта, 1
Режим работы: 10:00-2:00 (источник); 10:00-20:00 (пляж)
Стоимость: 200 рублей (вход на территорию базы; предусмотрены скидки для различных групп населения) + пропуск (карта стоимостью 20 рублей, которая действует 3 года)

Еще одним популярным среди тюменских купальщиков местом считается пляж на базе отдыха «Боровое». Находится он в нескольких минутах езды от города, чистый, недорогой, удобный и на берегу озера.

Где: 20-й км автодороги Тюмень-Омск
Режим работы: ежедневно с 9:00 до 24:00
Стоимость: вход — 100 руб. за человека (для тех, кто пешком), включены мангальные зоны, столы-лавки, волейбольные площадки. На машине — 300 руб.,в праздники и выходные + 200 р. Дети до 7 лет – бесплатно.

Пляжный клуб расположен на берегу голубого озера и окружен красивым, сосновым лесом. На территории имеется дом с баней или сауной, беседка с зоной для барбекю, уютная лаунж — зону.

Любители активного отдыха могут поиграть в футбол, волейбол и баскетбол.

Где: 13 км автодороги на Муллаши
Стоимость: въезд на ближний берег – 300 руб. с машины (не важно, сколько человек), 500 руб. – на дальний. VIP-пляж — 1 000 руб. с парня, по 500 – с девушки.

Алисе Фрейндлих исполнилось 80 лет

Единственное, что по-своему сделала мама, Екатерина Федоровна, в девичестве Федорова, — записала ее в свидетельстве о рождении «русской». В годы войны это, если не облегчило жизнь, то, может, и уберегло ее. Многих советских немцев в годы Великой Отечественной выселяли из Ленинграда. Среди родных отца были и арестованные, и, как позже выяснится, расстрелянные. Сам отец — немец, актер Бруно Фрейндлих — уехал из Ленинграда с театром, еще прежде расставшись с женой.

Воспоминание о Ленинградской блокаде, о дольке хлеба, которую выдавала бабушка по часам, осталось у Алисы «главным впечатлением детства». Блокадники, поделится много лет спустя актриса Фрейндлих, «были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность во-первых — выжить, во-вторых — все, все запомнить».

И еще о чем вспоминает Алиса Фрейндлих: была у блокадников особая потребность — в улыбке. Человеческая улибка — была «какой-то психотерапией, какой-то даже физической защитой».

Об Алисе Фрейндлих, народной артистке, ведущей актрисе Большого драматического театра имени Товстоногова, много сказано и написано. Бывало, статьи называли и так: «Тайна Алисы Фрейндлих». В ее фильмографии, по стечению обстоятельств, было, как минимум, три фильма со словом «тайна»: «Тайна железной двери» (1970), «Тайна Снежной королевы» (1986), «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993). Женщина-загадка — сплошные тайны. Привлекательна и неприступна, обаятельна и неразгаданна. Есть ли к ней ключики? Если и есть, то один из этих ключей — в ее блокадном детстве. Неспроста она говорит: «Театр для меня — это как будто продолжение детства».

Еще один ключ к Алисе Фрейндлих — Марина Цветаева. Актриса читает Цветаеву на своих вечерах. «Быть как стебель и быть как сталь / В жизни, где мы так мало можем. / — Шоколадом лечить печаль, / И смеяться в лицо прохожим!» Алиса Бруновна признавалась одному интервьюеру:

— Мне действительно очень близка и притягательна личность Марины Цветаевой. Я очень живо интересовалась ее книгами, воспоминаниями о ней, письмами — тем, что в последние годы стало выходить косяком. У меня возникла потребность с этим соприкоснуться. Цветаева — моя страсть и болезнь, она мне очень близка личностно. Я люблю читать ее стихи вечерами, по ночам.

Ятаган? Огонь? Куда как проще. Цветаева с ее беспомощностью, хрупкостью, любовью, страстью, «обтанцовыванием смерти» и вихрем эпохи — помогает понять и Алису Фрейндлих как личность, женщину, художника.

Какие книги надо прочитать непременно? Она говорит: «Иосифа и его братьев» Томаса Манна, «Мастера и Маргариту» Булгакова, да романы Ильфа и Петрова.

Анекдот от Алисы Фрейндлих: «Петр Иванович, как вам удается получать столько литров молока от вашей совершенно неказистой коровы?» — «Очень просто! Я прихожу к ней утром в хлев и ласково спрашиваю: «Ну что, моя дорогая? Что будем сегодня давать — молоко или мясо?»

Роли, которые Фрейндлих не сыграла

В 1953 году, окончив школу, Алиса Фрейндлих не сомневалась, что станет актрисой. Только какой: учиться на оперную певицу (у нее было высокое меццо-сопрано и она подавала надежды) или на драматическую актрису? Отец убедил ее: «Ты же миниатюрная, а в опере фактура нужна». Так она не стала Кармен.

После института, уже в Ленинградском драмтеатре имени Комиссаржевской, юная актриса страшно переживала, что ей достаются лишь те роли, от которых отказывалась прима театра, актриса Эмма Попова. И рыдала, когда не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» по Хемингуэю.

В начале шестидесятых Фрейндлих пробовалась на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», которую собирался снимать Эльдар Рязанов. Однако режиссер утвердил на роль Ларису Голубкину, объяснив, что в Алисе Фрейндлих было слишком много женственности (героиня же, племянница отставного майора, отправляется на войну с Наполеоном, выдав себя за мужчину).

Роль Алевтины в фильме «Зигзаг удачи», который снял в 1967 году тот же Рязанов, писалась специально для Алисы Фрейндлих. Однако актриса сняться опять не смогла: скоро у нее с режиссером Игорем Владимировым родилась дочь Варвара.

В 1974 году Анатолий Солоницын, с которым Фрейндлих играла в спектакле «Варшавская мелодия», передал ей записку от Андрея Тарковского, тот предлагал ей сняться в небольшой роли — тогда он снимал «Зеркало». Фрейндлих не смогла вырваться на съемки к Тарковскому.

Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским отдали в Театр им. Ленсовета свою новую комедию «Ирония судьбы, или С легким паром!» с условием, что главную роль Нади Шевелевой отдадут ведущей артистке театра Алисе Фрейндлих. Однако ей не дали никакой роли. А в фильм Рязанов позвал Барбару Брыльску.

Роль, о которой мечтала Алиса Фрейндлих, но так и не смогла сыграть, — булгаковская Маргарита. Жалела она и о том, что слишком мало играла героинь Достоевского.

Самые известные роли Алисы Фрейндлих

Самой первой ее ролью на профессиональной сцене стала роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в спектакле «Человек с портфелем». Одной из первых ролей в кино — буфетчица в «Полосатом рейсе» (1961). Самые известные из ее киногероинь появились в семидесятых — восьмидесятых годах. Людмила Прокофьевна Калугина из «Служебного романа» (1977), королева Анна Австрийская из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» (1978), жена Сталкера в фильме «Сталкер» (1979) и мать «бесприданницы», Харита Игнатьевна Огудалова из «Жестокого романса» (1984).

«У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать», — говорила ее Людмила Прокофьевна из «Служебного романа». Да там, кажется, не осталось фраз, которых бы не запомнили зрители. «Поставьте Веру на место и не трогайте больше руками!» С Андреем Мягковым Алиса Фрейндлих встретилась в этом фильме не впервые — вместе они снимались еще в 1965 году в «Похождениях зубного врача» Элема Климова. Первоначальное, рабочее название «Служебного романа» — «Сказка о руководящей Золушке». Еще из любопытного — все создатели фильма, кроме Алисы Фрейндлих, были удостоены Государственной премии СССР. Почему ее обошли — ни одного вразумительного ответа в природе не сохранилось. Зато тогда же журнал «Советский экран» назвал Алису Фрейндлих «лучшей актрисой года».

О чем все-таки был фильм «Служебный роман»? О чудесном преображении «руководящей Золушки»? Вовсе нет! Спустя годы, при внимательном рассмотрении, открывается и другой, потаенный смысл картины! Присмотритесь к героине фильма, топ-менеджеру Людмиле Прокофьевне. С точки зрения современной субтильно-андрогинной моды, это абсолютно стильная женщина. Прическа унисекс, прилизана не хуже, чем бесполые современные модели. Зловредная секретарша Верочка удерживает свою начальницу от легкомысленной походки — но ведь мы-то знаем, что именно так, марионеточно виляя бедрами, и ходят современные девушки-модели!

То есть, бизнес-вумен Людмила Прокофьевна опережала свое время! С точки зрения сегодняшних представлений — она как раз олицетворяет продвинутое чувство стиля! Вот о чем фильм: о том, что сделала система с этой женщиной. Безжалостно перемолов ее, советская система (кровавый режим!) превратила модного субтильного директора Калугину в рядовую вычурную фифу, слившуюся с толпой. Вот как измывалась советская власть над личностью! Шутка, конечно. А все же возьмите фото Людмилы Прокофьевны из фильма и сравните с продвинутыми модницами наших дней. Сами все увидите и поймете.

12 афоризмов от Алисы Фрейндлих

Алиса Бруновна не любит интервью. Но если говорит — то каждая фраза претендует на звание афоризма. Ну, согласитесь, чего стоит только «Полная утечка нравственности»! Избранная дюжина фраз, в которых мысль отточена, ирония тонка и смысл глубок, — специально для читателей «РГ». Вчитаемся. Это, в конце концов, тоже чуть-чуть приблизит к пониманию: что же за тайны обаяния скрывает Алиса Фрейндлих?

1. «Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди. Это такой балдизм!».

2. «Влечение ума рождает уважение, влечение души рождает дружбу, влечение тела рождает желание. Все это вместе и есть любовь. Если хотя бы один компонент отсутствует, вы получите все, что угодно, только не любовь».

3. «Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же «горшочник», чтоб вместе выращивать герань».

4. «Хочется не много, но истинно».

5. «Надо выбирать что-то одно — либо мужчина, либо актер».

6, «Придуманная судьба редко оказывается счастливой. Счастливой оказывается судьба угаданная».

7. «Страдания душевные зависят только от нас, мы сами себе их выбираем».

8. «Достигнув определенных высот, нельзя расслабляться, поверив, что ты — национальное достояние».

9. «Моих поклонников больше волновало мое творчество, нежели моя женская сущность».

10. «Деловая женщина — это женщина, которая занимается не своим делом. Потому что если женщина занимается своим делом — этот творческий момент холостыми словами «деловая женщина» не назовешь».

11. «Жизнь без искусства была бы скучна. Жизнь — имя прилагательное».

12. «Дышится прерывисто — живется с интересом».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: