Алексей ТолстойИлья Муромец

Название работы: А. К. Толстой. ”Илья Муромец”

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Работать над характеристикой героя; развивать речь мышление воображение воспитывать интерес к родной литературе. Любили его отец с матерью да только плакали на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит ни рукой ни ногой не шевелит.

Дата добавления: 2014-05-29

Размер файла: 16.98 KB

Работу скачали: 143 чел.

Тема урока: А. К. Толстой. ”Илья Муромец”.

Цель урока: познакомить с произведением А. К. Толстого “Илья Муромец”;

работать над характеристикой героя;

развивать речь, мышление, воображение, воспитывать интерес к

Оборудование: презентация, книги для выставки.

I Организация обучающихся на работу.

II Проверка домашнего задания.

— Какие произведения мы называем баснями?

— Каких былинных богатырей ты знаешь?

Викторина по ранее изученному материалу.

1.Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно брёвна лежат, не шевелятся.

— Как называется былина и о каком богатыре идёт речь? (“Как Илья из Мурома богатырём стал”)

2. На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плёточкой…

— О каком герое говорится? (Об Илье Муромце)

3. Он кричит, злодей- разбойник, по- звериному.

От его ли то от посвиста соловьего,

От его ли то от покрика звериного

То все травушки- муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Тёмны лесушки к земле всё приклоняются, —

А что есть людей – то все мертвы лежат.

— Какой герой и из какой былины описан в этом отрывке?

III Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Рассказ учитель об авторе.

24 августа 1817 — 1875

Граф Толстой Алексей Константинович — известный поэт и драматург.

Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге.

Мать — красавица Анна Алексеевна Перовская , воспитанница графа А.К. Разумовского вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого (брата известного художника-медальера Федора Толстого). Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв.

Алексей Константинович Толстой

Алексей Константинович Толстой начал писать стихи с шести лет. Его дядя, писатель Антоний Погорельский, свою сказку “Чёрная курица” написал специально для любимого племянника. Он познакомил подростка Алёшу Толстого с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Дядя брал мальчика в заграничные поездки, чтобы тот своими глазами увидел знаменитые сборы и картинные галереи.

Большинство произведений А. К. Толстого написаны на исторические и легендарные темы. Во многих из них говорится о богатырях и рыцарях.

Сам Алексей Константинович был похож на своих любимых героев – рыцарей и былинных богатырей, оборонявших рубежи Киевской Руси от захватчиков. Он был мечтателем и фантазёром, ходил на охоту на медведя, разгибал руками подковы.

Подбери слова синонимы к словам: обнести(пронести мимо), неприхотливый(довольствующийся малым), бряцать(грешить), изведать(узнать), чара(предмет для питья), чубарый( пестрый, пятнастый, крапчатый ),

  1. Чтение произведения учителем.

— О каком былинном богатыре рассказывает А. Толстой?

6. Чтение произведения обучающимися.

7. Анализ текста.

— Как выглядел богатырь?

— За что обиделся на Владимира богатырь?

— Что ворчал Илья? Прочитайте!

— Чем ответил Илья на обиду? (Уехал)

— Как относился Илья к богатым харомам? Прочитайте!

— Что любил Илья? (Волю)

— Как вы понимаете такие слова: “И старик лицом суровым просветлел опять”?

Что происходило в это время в душе богатыря?

— Каким видят Илью Муромца народные сказатели и А. К. Толстой?

Сравните тх отношение к богатырю.

8. Работа с иллюстрацией.

— Кто изображён на иллюстрации?

— Каким показал художник богатыря?

— В какой момент запечатлён богатырь?

— Во что одёт богатырь?

— О чём говорит выражение лица богатыря?

IV Картинная галерея.

V Подведение итогов урока.

— С каким произведением мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Илья Муромец (А. К. Толстой)

← Поток-богатырь Илья Муромец
автор Алексей Константинович Толстой (1817-1875)
«Порой весёлой мая…» →
См. Баллады, былины, притчи . Источник: А. К. Толстой. Сочинения : в 2 т. — М.: Художественная литература, 1981. — Т. 1. Стихотворения.

← Поток-богатырь Алексей Константинович Толстой (1817-1875) «Порой весёлой мая…» →

Под бронёй с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.

Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.

И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживёшь?

Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!

Но обнёс меня ты чарой
В очередь мою —
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!

Без меня других довольно:
Сядут — полон стол!
Только лакомы уж больно,
Любят женский пол!

Все твои богатыри-то,
Значит, молодёжь;
Вот без старого Ильи-то
Как ты проживёшь!

Тем-то я их боле стою,
Что забыл уж баб,
А как тресну булавою,
Так ещё не слаб!

Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора;
Погулять по свету снова
Без того пора!

Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений [1]
Голова болит!

Душно в Киеве, что в скрине, [2]
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!

Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою —
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!»

И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом дышать;

Снова веет воли дикой
На него простор,
И смолой и земляникой
Пахнет тёмный бор.

Примечания

В стихотворении отразились настроения поэта, связанные с его отношением ко двору. Высоко ценили «Илью Муромца» Н. С. Лесков (см. его повесть «Очарованный странник») и Ф. М. Достоевский. На литературном вечере в апреле 1880 года Достоевский с большим одушевлением прочитал стихотворение Толстого. Тепло отозвался об «Илье Муромце» и В. Я. Брюсов (в статье «К. Д. Бальмонт»).

Урок литературы в 8 классе «А.Толстой «Илья Муромец»

А. К. Толстой «Илья Муромец»:

Былина и её герой в поэзии XIX века

Цели : 1. Развитие метапредметных компетенций: сравнение и обобщение в виде флешкарты.

2. Развитие коммуникативных компетенций: работа в группе, индивидуальное выступление.

3. Предметные компетенции: анализ текста в заданном аспекте.

2 мин I. Мотивация. Слово учителя.

В этом году на уроках литературы мы изучаем, как исторические события и личности были отражены в нашей литературе. В этом аспекте важным являются вопросы о причинах обращения писателей к историческому прошлому, и о том, что даёт читателю такое постижение истории через художественные образы. Первый опыт знакомства с такими произведениями вас уже есть.

— Оцените свои впечатления от знакомства с ист. произведениями русского фольклора, ДРЛ и литературы 18 века. (краткие высказывания уч-ся).

Итак , мы осознали важность и интерес такого аспекта в изучении литературы. И сегодня вам предстоит продолжить эту работу. Свои ответы вам предлагается заносить в опросные листы, которые лежат на партах. Подпишите их.

4 мин II.Литературоведческая разминка. Пользуясь полученными знаниями, выполните задания.

Задание: найдите лишнее.

1. Илья Муромец, князь Олег , Добрыня Никитич.

2. Садко, Емельян Пугачев , Алёша Попович.

3. Микула (Селянинович) , Сергий Радонежский, Александр Невский.

4. • Он пустил добра коня дай богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырски

С горы на гору стал перескакивать…

• Что у нас было на Святой Руси,

На Святой Руси, в каменной Москве,

Середи-то торгу, братцы, среди площади,

Тут бьют доброго молодца на правеже…

• Под броней с простым набором,

В жаркий полдень едет бором

(Первые три строки «цепочки» не вызвали трудности:

В первой строке – два имени былинных богатырей, лишнее – имя князя Олега, это герой летописи, реальное историческое лицо.

Во второй строке – лишним является имя Емельяна Пугачева, героя исторической песни, это реальное историческое лицо, два оставшихся имени – имена былинных богатырей.

В третьей строке – упомянуты имена двух святых из древнерусских произведений – житий, лишним является имя былинного богатыря.

Сложность могла возникнуть при выполнении четвертого задания: 1-й отрывок из былины, второй – из исторической песни; третий похож на былину, но это отрывок из произведения Алексея Константиновича Толстого «Илья Муромец».)

2 мин III. Целеполагание и постановка задач.

Таким образом, сегодня на уроке мы будем читать и анализировать стихотворение, навеянное образами русских былин, в котором автор выразил своё представление о подвиге, о богатырской доблести, о человеческой мудрости и доброте. Вам предстоить проявить свои исследовательские умения и умения аргументировать и опровергать, работая в группе.

Запись темы урока: А.К. Толстой «Илья Муромец»: .

4 мин IV. «Мозговой штурм» — составление фишкарты.

-Что вы знаете о заглавном герое этого произведения?

Составление схемы на доске: записываются все мнения

Краткая биографическая справка о поэте

Дописываем вторую часть названия темы урока и формулируем исследовательскую задачу:

? Почему литература 19 века обращается к былинным героям?

15 мин V. Исследовательская деятельность.

1. Формулирование гипотез:

-стилизация под былину, создать литературную былину,

-автору нравится качества героя, которого прославил народ,

-автору интересно событие,

-оценка автора совпадает с оценкой народа — восхищение героем.

2. Исследовательская работа в группах: чтение и анализ стихотворения «Илья Муромец», доказательство или опровержение одной из гипотез.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого «Илья Муромец».

3. Проанализируйте части пейзажные части стихотворения, сравните художественные средства, использованные в былине и А. Толстым, запишите результаты в таблицу, сделайте вывод о сходстве или различии.

Так все травушки-муравы уплеталися,

Да й лазоревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки , озерка промеж ног пускал.

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого «Илья Муромец».

3. Вспомните картину Васнецова «Богатыри». Какие качества богатыря подчёркивает художник на этой картине? Запишите ответы в таблицу. А какие качества Ильи отражены во втором изображении? Какое из них, на ваш взгляд, более соответствует образу Ильи Муромца в стихотворении А. Толстого? Выпишите из него подходящие слова под каждое из изображений.

В.М. Васнецов «Богатыри» (1871-1898)

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого «Илья Муромец».

3. Каким предстает в этом конфликте Илья Муромец? Сравните поведение героя в одной и той же ситуации в былине и в стихотворении А. Толстого. Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Найдите слова, в которых автор характеризует настроение и переживания героя? Запишите результаты в таблицу, сделайте вывод о сходстве или различии.

А Илья вышел из гридни, хлопнул дверьми —

двери вылетели, воротами хлопнул —

Вышел он на широкий двор,

вынул тугой лук и стрелы острые,

стал стрелам приговаривать:

— Вы летите, стрелы, к высоким кровлям,

сшибайте с теремов золотые маковки!

Тут посыпались золотые маковки с княжеского терема.

Снова Илья в гнев вошёл:

— Так-то, князь, ты моих гостей потчуешь?

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

1. Распределите обязанности в группе.

2. Прочитайте стихотворение Толстого «Илья Муромец».

3. Вспомните, с какой целью в былинах для создания образа героя используется гипербола? Найдите в былине гиперболы и эпитеты.

Выпишите из стихотворения А. Толстого слова, выражающие отношение автора к герою. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении?. Совпадает ли оно с народной оценкой, данной в былине? Сделайте вывод о сходстве или различии.

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

А й к обеденке поспеть хотел он

в стольный Киев-град.

А подъехал как ко силушке великоей.

Он как стал-то эту силу великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

А й побил он эту силу всю великую

Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти,

и мне не надо ни серебра, ни золота.

Я спасал русских людей, красных девушек,

малых деточек, старых матерей.

Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять

4. Подготовьтесь изложить ваши выводы в выступлении.

3. Выступление представителей групп. Запись выводов в фишкарту.

Оценка их выводов — максимально 6 баллов, которые распределяются в группе и наклеиваются в инд. опросный лист.

2 мин VI. Формулировка учащимися вывода по вопросу урока.

(И в унт, и в поэзии 19 века (на примере стихотворения Толстого) создаётся образ, являющийся воплощением русского национального характера. Но в 19 веке проблема предстаёт несколько в ином виде, выдвигая на первый план новые качества героев, актуальные для нового времени.)

10 мин VII. Рефлексия — письменное размышление с высказыванием собственного мнения.

-А нашему 21 веку интересен этот герой былин? Почему и чем?

Сдать тетради, вложив в них опросный лист.

VII. Домашнее задание. (выбранное вносится в опросный лист)

1 уровень — стихотворение наизусть

2 уровень — письм. ответ «К какому жанру литературы можно отнести изученное произведение?»

3 уровень — исследование интернет-ресурсов и презентация «Образ Ильи Муромца и современность»

Илья-Муромец

В граде Муроме, селе Карачарове, жили-были два брата. У большего брата была жена таровата, она ростом не велика, не мала, а сына себе родила, Ильей назвала, а люди — Ильей Муромцем. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. В одно жаркое лето родители пошли в поле крестьянствовать, траву косить, а Илюшеньку вынесли, посадили у двора на траву. Он и сидит. Подходят к нему три странника и говорят.

— Идите в дом и берите, что вам угодно. Я тридцать три года не ходил, отроду сиднем сидел.

Он зачерпнул чару зелена вина в полтора ведра.

Он ни слова не сказал, одним духом выпил.

— Поди принеси еще.

Он одним духом все выпил.

Они у него спрашивают:

-Какую ты в себе силушку чувствуешь?

— Такую , добрые люди, что если бы был столб одним концом в небо, другим концом в землю вбитый, и кольцо, я бы повернул.

-Это ему много. Поди, принеси еще. Еще принес. Он выпил одним духом.

-Чувствую, в половине осталось.

-Ну, вот с тебя хватит.

Он от большой радости пошел их проводить и говорит:

-Я чую в себе силу богатырскую, где теперь коня взять?

-Вот на обратном пути мужик будет вести строгача (два года коню, значит) продавать, ты купи, только не торгуйся, сколько спросит, столько и отдай. Только откорми его три месяца бело-яровой пшеницей, отпои ключевой водой и пусти его на три зари на шелковую траву, а потом на шелковый канат и пропусти через железный тын туда — сюда перелететь. Вот тебе и конь будет. Бейся с кем хочешь, тебе на бою смерти нет. Только не бейся со Святогором — богатырем.

Илюшенька проводил их далеко за село. На обратном пути видит, его отец-мать крестьянствуют. Они глазам не верят.

Взял косу и стал ею помахивать, не успели оглянуться — вся степь лежит. Говорит:

Вот прилег отдохнуть. Проснулся и пошел. Глядь, — мужик идет, ведет строгача, он вспомнил.

— Здорово, дорогой молодец!

— Далеко ли ведете строгача?

Он отдал, ни слова не сказал, взял из полы в полу и повел домой.

Привел домой, постановил его в конюшню и насыпал белояровой пшеницы. Так три месяца кормил, поил ключевой водой, выпускал на шелковую траву на три зари, вывел его на шелковый канат, конь туды — суды через железный тын перелетел, как птица. Ну, вот ему и конь богатырский. Так и вправду случилось.

Бился Илья Муромец с Соловьем-разбойником, и он [Илья Муромец] его победил. Конь под ним был богатырский, как лютый зверь, ход у него спорый. Он задними копытами за переднюю восемнадцать верст закидывает. Он утреню стоял в Чернигове, а к обедне поспел в Киев-град.

Однажды ехал-ехал по дороге, оказалось, дорога расходится в три стороны и на этой дороге лежит камень, и на камне надпись:

“Влево поедешь — будешь женат, вправо поедешь — будешь богат, прямо поедешь — будешь убит”.

— Жениться еще время не настало, а богатства своего мне не нужно. Некстати русскому богатырю Илье Муромцу богатство наживать, а под — стать ему бедных да сирот спасать, защищать, во всем помогать. Дай, поеду, где смерти не миновать. Мне ведь в бою-то смерти нет, не написана.

И поехал прямо. Ехал-ехал он по дикой степи, впереди дремучий лес, поехал по этому дремучему лесу. Ехал он дремучим лесом с утра до полудня. Приехал на поляну, там стоит громадный дуб в три обхвата, под ним сидят тридцать богатырей, а на поляне пасутся тридцать коней. Они увидели Илью Муромца и зашумели.

— Зачем ты сюда, негодный мужиковина? Мы богатыри рода дворянского, а тебя, мужиковина, за три версты видать. Смерть тебе!

Илья Муромец наложил каленую стрелу на лук, как вдарит в дуб, только щепки полетели, весь дуб расшиб на щепки. Богатырей побил, дубом прихлопнул. Обратил Илья Муромец коня и поехал назад и написал на камне:

“Кто писал: проедет — будет убит — неправда, путь свободен всем прохожим и проезжим”.

— Дай-ка поеду, где буду богат! Ехал он день, ехал два, на третий подъезжает -огромный двор, высокий забор, у ворот чугунный столб, на этом столбе висит чугунная доска и железная палка. Взял Илья Муромец и стал бить в эту доску.

Отворились ворота, выходит старик.

— Входи в дом, бери, что тебе угодно! У меня кладовые, подвалы ломятся.

— Деньги прах, одежда тоже, а жизнь и слава честная всего дороже.

Поехал назад и написал на камне:

“Неправда, что будешь богат. Чужое богатство недолговечное и непрочное”.

— Ну, поеду по третьей дороге, что там за красавица, может, правда, женюсь.

Подъезжает, а там стоит дворец, сам деревянный, окошечки хрустальные, серебром покрыты, золотом облиты.

Выходит девушка-красавица и говорит: I

— Принимаю, добрый молодец, как любимого жениха.

Взяла его за руку правую и повела его в столовую и подала обедать честь честью.

— Теперь время отдохнуть.

Ввела в спальню.

— Вот, — говорит, — кровать, ложись, отдыхай.

Он взял, нажал кулаком, она — бултых. А там яма глубокая, сажень пять. И там тридцать богатырей.

— Эй, ребята, это вы жениться сюда заехали?

— Да, — говорят, — помоги, Илья Муромец!

Они сразу узнали.

Он снял аркан с коня и бросил туда и вытащил их, всех до одного вывел.

— Ну, говорит, ступайте, гуляйте на воле, А я с ней поговорю.

— Поди отгуляла невеста, пора замуж идти.

Вывел в лес, привязал за волосья, натянул тугой лук. Вдарил — не попал.

— А знать, ты ведьма!

Он взял каленую стрелу, выстрелил в темя.

Она сделалась такая страшная, нос крючком, два Зуба. Он перекрестил три раза, она — бултых.

Он вернулся и написал:

“Кто хочет жениться — это неправда, здесь невесты нет — отгуляла”.

ездил, ездил по дикой степи, дремучим лесам, селам и городам и думает;

— Поеду я смотреть Святогора — богатыря.

И поехал глядеть Святогора — богатыря. Ехал — ехал, подъехал — высокая гора, как Араратская, только что-то чернеет. Он пустил коня и полез пешком, он шел винтом, взошел, там раскинут шатер, и в нем Святогор — богатырь лежит.

— Здоров ли, Святогор — богатырь?

— Жив — здоров, спасибо тебе, триста лет живу, лежу, никто меня не навешал. Я плохо вижу. Приподнялся, пожали они друг другу руки слегка.

Спустились с горы, ходили-ходили, видят -гроб лежит.

— Э, тут наша смерть. Твоя или моя?

А крышка растворена. Илья Муромец влез — ему просторно.

— Э, Илья Муромец, еще рано тебе. Ну-ка вылезай, я попробую.

Святогор — богатырь влез, только вытянулся, крышка захлопнулась. Илья Муромец семь раз вдарил — семь железных обручей накатил. Святогор — богатырь и говорит:

— Илья Муромец, подойди ко мне поближе, я дуну на тебя, у тебя силы прибавится.

Илюшенька один шаг сделал, силу почуял и сделал три шага назад.

— А, не подошел, а то была бы такая сила, — мать земля не носилаб!

Илья Муромец подошел к гробу, поклонился.

— Ну, прости, Святогор — богатырь.

Илья Муромец вырыл мечом могилу глубокую, сволок в нее гроб, повалил его, простился и поехал в Киев. Там он прожил двести лет. И помер.

За всю жизнь Илья Муромец много врагов русской земли победил, за что он и славен был.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: