Александр Сергеевич Пушкин – Детство и Лицей

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1817) родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 – 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) ему досталось немного; но и это он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени, предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра, у Пушкиных были дети: старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье. Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще, воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворе Александра I.

Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Александру Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен.

19 октября был торжественно открыт Лицей, и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

В связи с политическими событиями 1812 г. взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат, проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух.

В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Цар

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились соревнования, где Пушкин долгое время держал первенство.

Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившихся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина, начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в «Вестнике Европы» в июльском номере стихотворение «К другу-стихотворцу». В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года.Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники «Беседы», но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гнедич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием «Арзамаса», вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса». Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие». Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина члены «Арзамаса» смотрели как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам Бог послал ему милое чадо. Чадо оказалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».

Александр Сергеевич Пушкин ПЛАН I. Биография. 1) Детство

Александр Сергеевич Пушкин

1) Детство и лицей.

5) Конец двадцатых годов.

6) Болдинская осень.

7) Тридцатые годы.

II. Народность сказок Пушкина.

3) Уклад жизни на Руси.

5) Обороты русского языка.

6) Тема добра и зла.

7) Душевные качества человека.

Вымысел и романтизм в сказках Пушкина

ДЕТСТВО И ЛИЦЕЙ.

(1799 — 1817) Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848) , происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье. Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе, при дворце Александра I.

Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен.

19 октября был торжественно открыт лицей, и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

В связи с политическими событиями 1812 г. взятие французами Москвы ставило под угрозу Петербург. Из-за большого потока солдат проходившего через Царское Село, в лицее воцарился либеральный дух.

В лицей проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор Пушкина в то время расширял П. Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в нравственных понятиях Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство.

Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина начиная с 1815 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в «Вестнике Европы» в июльском номере стихотворение «К другу стихотворцу». В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года.

Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники «Беседы» но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гредич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием Арзамаса, вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса». Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие». Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».

ПЕТЕРБУРГ (1817 — 1820)

После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году) коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов. Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года) . После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой «Руслан и Людмила», которую он начал писать в последний год лицея. Литературная обстановка после окончания Пушкиным лицея изменилась.

Если последний год лицея идеологическим влиянием «Арзамаса», то теперь когда Пушкин, наконец, получил возможность непосредственного участия в заседаниях этого общества, оно вдруг прекратило свое существование. Пушкин окончил лицей как раз в период реорганизации тайных обществ.

В 1816 году было основано первое революционное сообщество «Союз Спасения». Естественно, что первое впечатление Пушкина после выхода из лицея были политическими. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал связи еще с лицейства. В тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество «Зеленая лампа», там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: «Вольность» (1817 год) , «К Чаадаеву» (1818 год) , «Сказки» (1818 год) , «Деревня» (1819 год) . В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Нерадикальность программы Пушкина создала ему дурную репутацию в правительстве. Под именем Пушкина ходили циклы эпиграмм, направленных против Александра, Аркачеева и других, но далеко не все они, как это можно полагать, принадлежат Пушкину. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ.

Они получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не в меньшей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати. В те годы Пушкин увлекается театром. Но театр «болен» политикой и носит совершенно не театральный характер. У Пушкина завязываются связи в театральном мире. Он принят в круг Шаховского и принадлежит «левому флангу» театральных кресел. За два года — 1818 и 1819 — Пушкин напечатал только шесть стихотворений. Пушкин усиленно писал в эти годы «Руслана и Людмилу». В петербургский период Пушкин вел весьма праздную жизнь, посещал светские салоны (в частности, салон княгини Голицыной) . Пушкин постоянно проводил время среди молодого офицерства. Попойки, карты и сердечные увлечения самого разнообразного характера были обычной формой время провождения Пушкина, не слишком обремененного службой.

Поэт Александр Сергеевич Пушкин

Трудно найти человека, который бы не знал поэта Александра Сергеевича Пушкина. С раннего детства в гости к нам приходят его замечательные сказки о царе Салтане, Руслане и Людмиле, рыбаке и рыбке и многие, многие другие.

Произведения Пушкина давно считаются достоянием не только России. Многие люди в разных странах изучают русский язык, чтобы наслаждаться чтением его произведений не в переводе, а на родном языке поэта. Биография Пушкина богата событиями, но я познакомлю вас с его детством и близкими ему людьми, благодаря которым мы получили НАШЕГО ПУШКИНА.

Род Пушкиных – это не просто дворянский русский род, здесь замешан и другой дух, другая кровь. По матери Надежде Осиповне род поэта восходил к «арапу Петра Великого» – африканцу Абраму Ганнибалу. От него Александр унаследовал не только курчавые волосы, пухлые губы, африканские скулы, но и кипевшие в душе страсти. Со стороны отца Сергея Львовича род Пушкина, по легенде, восходит к дружиннику Александра Невского Ротше, героически погибшему в Невской битве. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года в Москве. Родители уделяли ребёнку мало внимания. Отец не любил заниматься домашними делами, его больше интересовали политика, искусство и дела при дворе императора. Мать, красивая светская женщина, была занята только лишь собой, она любила балы. Воспитанием маленького Саши занималась бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал, очень умная и образованная женщина. Она обожала Сашу. А он, недополучая родительской ласки, всем сердцем тянулся к ней. Мальчик очень любил слушать её рассказы, засыпал её вопросами, на которые бабушка всегда находила ответ. Пушкин помнил себя с четырёх лет. Примерно тогда произошла первая встреча Пушкина с императором – маленький Саша чуть было не попал под копыта коня Александра I, который выехал на верховую прогулку. Александр успел придержать коня, ребёнок не пострадал, и единственный, кто перепугался не на шутку, – это няня.

У Пушкиных было четверо детей. Они росли под присмотром бабушки и крепостной няни Арины Родионовны, да гувернёровиностранцев. Будущий поэт в раннем детстве приводил в отчаяние своих светских родителей. Саша не любил общаться и играть со сверстниками. Свои пережи вания он доверял только бабушке и няне Арине Родионовне. Няня своим певучим голосом уводила ребёнка в такой мир народной фантазии, пела такие удивительные песни, что мальчик забывал обо всём. Любовь к бабушке и няне он пронёс через всю свою жизнь.

Детство Саша провёл в Москве, а в семь лет впервые попал в деревню, в подмосковное имение Захарово. Мальчик полюбил берёзовую рощицу, которая начиналась прямо у ворот захаровского дома – здесь пили чай в жаркие дни, – и огромную липу у пруда, и тёмный еловый лес на другом его берегу. Он играл, воображая себя богатырём, сражающимся со злыми силами. А по вечерам вслушивался в весёлые и грустные русские песни, смотрел на хороводы, которые водили крестьянские девушки. Характер его резко изменился. Он стал очень подвижным, не мог усидеть на одном месте и пяти минут. Родители теперь были уже в отчаянии от его шалостей. Даже добрая бабушка Мария Алексеевна говаривала про своего любимца: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой порядком сдаст. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь, нет у него середины».

Когда Пушкин подрос, его передали на воспитание в руки «дядьки» Никиты Козлова. Болдинский крепостной крестьянин знал грамоту, сам сочинял рассказы в народно-сказочном стиле. Будущий поэт часто с ним гулял по Москве, взбирался на колокольню Ивана Великого, посещал глухие закоулки столицы и её окрестностей, толкался среди простонародья.

Огромное влияние на Пушкина оказал и его родной дядя Василий Львович, который начал учить молодого Сашу стихосложению. Он понял, что у ребёнка поэтический талант, и, чтобы развивать его, он предложил мальчику писать друг другу письма в стихах, в рифме описывая события. Дядя всегда с удовольствием и восхищением читал Сашины письма.

Пушкин рос, характер его менялся, он очень интересовался историей, литературой. У отца была превосходная библиотека, преимущественно на французском языке. Ребёнок жадно потянулся к книге. Тайно от взрослых он по ночам пробирался к книжным шкафам, читал при свете свечи.

В доме Пушкиных нередко собирались видные представители русской литературы. Маленький Пушкин видел и слушал историка Карамзина, стихи молодого Жуковского. В гостиной Пушкиных шли споры о политике, литературе, о европейских событиях. Всё это оставляло следы в сознании впечатлительного мальчика.

К двенадцати годам Пушкин в развитии намного опередил своих сверстников. Он, по словам своего брата, «был одарён памятью неимоверной и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу». Однако это не мешало ему бегать и прыгать через стулья, ловко бросать мяч, то есть оставаться двенадцатилетним шаловливым мальчиком.

В 1811 году по указу Императора Александра I недалеко от Петербурга был открыт Царскосельский Лицей. В нём должны были обучать будущих государственных деятелей самого высокого ранга. Среди первых воспитанников был Александр Пушкин. В 12 лет он хорошо сдал вступительные испытания и стал лицеистом. Программа занятий в Лицее была обширной. Учили многому: русскому, французскому, немецкому языкам и латыни, словесности, логике, нравственным наукам, политической экономии, математике, физике, военному делу. Учащихся было всего 30 человек, в Лицее царила особая атмосфера взаимопонимания. Пушкин сохранил лицейскую дружбу на всю жизнь.

Расписание Царскосельского лицея

6 ч. Подъём, молитва в зале
7-9 ч. Класс (учебные занятия)
9 ч. Чай с белой булкой
до 10 ч. Первая прогулка
10-12 ч. Класс
12-13 ч. Вторая прогулка
13 ч. Обед из трёх блюд
14-15 ч. Чистописание или рисование
15-17 ч. Класс
17 ч. Чай
до 18 ч. Третья прогулка
18-20 ч. Повторение уроков
20.30 ч. Ужин из двух блюд
до 22 ч. Отдых, развлечения («мячик и беготня»)
22 ч. Вечерняя молитва, сон.

В Лицее Пушкин много занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз».

«Свидетельство об окончании лицея. Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ; в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ; в российской и французской словесности, также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ. Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком. Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати. Царское Село июня 9 дня 1817 года».

Произведения Пушкина навсегда стали классикой русской литературы. В них он показал красоту и мощь русского языка. Огромное влияние на Пушкина оказывала его жена Наталья Гончарова. Она была его музой, любимым человеком и другом. У них было четверо детей – Мария, Александр, Григорий и Наталья.

В 1837 году Александр Пушкин во время дуэли с французом Жоржем Дантесом был смертельно ранен и в возрасте 38 лет умер.

Россия горько оплакивала своего великого сына. Александр Сергеевич умер, но навсегда оставил нам бесценный дар – свои сказки, поэмы, стихи, рассуждения. Он очень любил Россию, гордился ею и мечтал, что наша Родина станет свободной и образованной. После его смерти прошло уже почти 200 лет, но и сегодня мы легко можем узнать по одному лишь четверостишию любое его произведение. И снова мы слышим, как наши мамы и бабушки читают нам, нашим младшим братьям и сёстрам сказки Пушкина. А это и есть НАРОДНАЯ ЛЮБОВЬ!

Близкие родственники Александра Сергеевича Пушкина

Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838 гг.)
В 1796 году капитан-поручик лейбгвардейского Егерского полка, далее военный советник и начальник Комиссариатской комиссии резервной армии в Варшаве, с 1817 года в отставке, статский советник. Сергей Львович был тесно связан с литературными кругами, знаком с Фонвизиным, Батюшковым, Вяземским, Жуковским, Карамзиным и многими другими литераторами. Пушкин-отец писал стихи
и даже целые поэмы.

Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836 гг.)
Урождённая Ганнибал, вышла замуж за Сергея Пушкина. Постоянно навещала сына Александра в Лицее. Принимала участие в судьбе
ссыльного поэта без его ведома.

Жена, Наталья Николаевна Пушкина (1812-1863 гг.)
Урождённая Гончарова, вышла замуж за Александра Пушкина в 1831 году. Между супругами с самого начала сложились сердечные и дружеские отношения.

Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина (1832-1919 гг.)
Получила домашнее образование. С 1852 года – фрейлина. Лев Толстой, знавший её, отразил некоторые черты её облика в своей героине Анне Карениной.

Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914 гг.)
Воспитанник 2-ой Петербургской гимназии и Пажеского корпуса. Награждён золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость» и орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. За 35 лет военной службы стал кавалером многих русских и трёх иностранных орденов. За отличие по службе был произведён в генерал-лейтенанты.

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913 гг.)
Получила домашнее образование. Современники называли её «прекрасной дочерью прекрасной матери». Наталья Александровна предоставила Ивану Тургеневу для публикации письма отца к её матери.

Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913 гг.)
Воспитанник Пажеского корпуса. Корнет, ротмистр лейб-гвардейского Конного полка, в министерстве внутренних дел дослужился до старшего советника. С 1866 по 1899 годы жил в селе Михайловском.

Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868 гг.)
Урождённая Пушкина, была всегда дружна с братом Александром. В ссоре Пушкина с отцом приняла сторону брата. Поэт знал о тайном браке сестры и, по поручению матери, встречал и благословлял новобрачных.

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818 гг.)
Урождённая Пушкина, мать Надежды Пушкиной. По словам Бартенева, «. любила вспоминать старину, и от неё А.С.Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии».

Брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852 гг.)
Воспитанник Благородного пансиона при Царскосельском Лицее и Благородного пансиона при Главном Педагогическом институте,
курса которого не окончил. Участник персидско-турецкой кампании 1827-1829 гг., затем перешёл в Финляндский драгунский полк в чине штабс-капитана. В 1832 году вышел в отставку в чине капитана. Пушкин нежно любил брата, с примесью родительской строгости.

Дядя, Василий Львович Пушкин (1766-1830 гг.)
Поэт, член литературного общества «Арзамас», отставной гвардии поручик. Пушкин назвал дядю «Парнасский мой отец». В 1811 году Василий Пушкин приехал в Петербург со своим племянником для устройства его в Царскосельский Лицей.

Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781 гг.)
«Арап Петра Великого», абиссинский князёк. Он умер в 1781 году генерал-аншефом и Александровским кавалером. Абрам Петрович – великий Российский инженер, сподвижник Петра I.

Император Николай I
Любил Пушкина, заботился после смерти поэта о его семье.

Жорж Дантес
Француз, от пули которого был смертельно ранен А.С.Пушкин.

Автор: Евгений Филиппов

Александр Сергеевич Пушкин

Биография А.С. Пушкина. Детство и лицей. Этапы становления политических взглядов Пушкина — влияние Чаадаева на его кругозор. Литературные общества. Нерадикальность программы Пушкина и дурная репутация в правительстве. Болдинская осень в творчестве поэта.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.03.2009
Размер файла 41,8 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Значение творчества А.С. Пушкина для русской литературы. Детство и лицейские годы поэта. Жизнь на Кавказе и в Одессе. Ссылка в Михайловское. Жизнь в Москве, самовольный отъезд на Кавказ. Болдинская осень, свадьба поэта. Дуэль и трагическая гибель поэта.

реферат [28,3 K], добавлен 23.04.2011

Семья А. Пушкина и их влияние на судьбу великого поэта. Роль Арины Родионовны в жизни Пушкина. Учеба поэта в Царском Лицее. Помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Творчество периода Болдинской осени. Роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

презентация [1,4 M], добавлен 18.04.2011

Поездка Пушкина в Болдино, вызванная необходимостью выполнить формальности по вступлению во владение двумястами крепостными. Обстановка кабинета А. Пушкина, восстановленная на документальной основе с учётом сохранившихся описей первой половины XIX века.

презентация [2,6 M], добавлен 12.10.2014

Детские и юношеские годы А. Пушкина, поступление в лицей, его роль в становлении поэта как личности. Либеральный дух, царивший в учебном заведении, его влияние на политические взгляды лицеистов. Друзья Пушкина по школе, посвящение им стихотворений.

презентация [1,4 M], добавлен 17.10.2014

Дество, юность, молодость Пушкина. Пребывание поэта в Михайловском. Интерес к личности Петра І, царя-преобразователя в творчестве Пушкина. Основные Болдинские произведения. Венчание с Натальей Гончаровой в 1831 году. Основание журнала «Современник».

презентация [5,3 M], добавлен 16.06.2011

Характеристика жизненного пути и творческой деятельности А.С. Пушкина. Хронология центральных произведений поэта. Значение няни Арины Родионовны в жизни Пушкина. Петербургский период. Период южной ссылки. Болдинская осень. Историческое наследие поэта.

презентация [1,1 M], добавлен 07.10.2014

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого русского писателя и поэта А.С. Пушкина. Анализ и хронология написания основных произведений данного автора, их тематика. Женитьба Пушкина и основные причины его дуэли, смерть гения.

презентация [3,6 M], добавлен 12.11.2013

Места, в которых проходило детство великого русского поэта А.С. Пушкина. Страсть к чтению, успешная учеба. Впечатления Пушкина от окружающего мира, литературной среды, книг, начало поэтического творчества. Любовь поэта к природе, народным сказкам.

презентация [2,4 M], добавлен 25.11.2014

Поступление А.С. Пушкина в Царскосельский Лицей, программа и методы обучения. Значение лицея для развития творческих способностей поэта. Читательский интерес Пушкина, встречи юного поэта с известными литераторами того времени. Выпуск из Лицея, экзамены.

презентация [373,8 K], добавлен 13.11.2013

Александр Сергеевич Пушкин – неправославный гений и умнейший человек России. Происхождение русского поэта из дворянской помещичьей семьи, его родословная. Прадед поэта — «арап Петра Великого» Ганнибал. Отец и мать Пушкина. Влияние няни Арина Родионовна.

презентация [5,6 M], добавлен 02.01.2012

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: