Полтава (Пушкин)

Полтава
автор Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)
Эпиграф и посвящение →
См. Поэмы Пушкина . Дата создания: 1828, опубл.: 1829. Источник: ФЭБ ЭНИ «Пушкин» [1]

Содержание [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ↑ Пушкин А. С. Полтава, 1828—1829 // Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 5. Поэмы, 1825—1833. — С. 15—67. — Примечания..

а. Печатные. ‎ 1. «Полтава, поэма Александра Пушкина». Санктпетербург, в типографии Департамента народного просвещения, 1829. С дозволения правительства (П1). ‎ 2. Поэмы и повести Александра Пушкина. Часть вторая. С.-Петербург, 1835, стр. 73—161, IV. «Полтава» (ПП). б. Рукописные. ‎ 1. Черновой автограф, местами перебеленный, содержащий почти полный (с незначительными пропусками) текст поэмы, без предисловия и примечаний — в тетради ЛБ № 2371, л. 10 об — 12, 17 об. — 19 об., 22 (?), 23, 23 об.(?) и 24 об, 26—27, 36 об. —64 об., незанумерованный лист между 64 и 65 (64-а и 64-а об.), 65—67 об., 69 об. — 70 об., 94—95, 96—97 об. (ЛБ 71). Отдельные варианты и планы опубликованы: П. В. Анненковым в «Материалах для биографии А. С. Пушкина» (Сочинения Пушкина, т. I, 1855, стр. 201, 202 и 212); В. Е. Якушкиным в его описании рукописей Пушкина («Русская Старина» 1884, июль, стр. 46—48 и 53—54); а также в статье «Дополнения к «Полтаве» («Русские Ведомости» 1887 г., № 28); П. О. Морозовым во втором издании собр. соч. Пушкина под его редакцией, т. III, 1903, стр. 644—646; П. Е. Щеголевым в работе «Из разысканий в области биографии и текста Пушкина» («Пушкин и его современники», вып. XIV, 1911, стр. 178—181, 202—205 (транскрипции чернового текста «Посвящения»), 208—209); М. О. Гершензоном — там же, стр. 196—197; Н. В. Измайловым в публикациях: «Варианты „Полтавы“. Неопубликованные отрывки из черновых рукописей» («Литературная Газета» 1936 г., № 41 (604) от 20 июля) и «Неизданная песня из «Полтавы» («Новый Мир» 1937 г., кн. I, стр. 6). Воспроизведение л. 62 об. помещено П. В. Анненковым в «Материалах…» (Сочинения Пушкина, т. 1,1855, приложение III), л. 69 об. и 70 — П. Е. Щеголевым в указанной работе («Пушкин и его современники», вып. XIV, 1911, стр. 206—207). ‎ 2. Черновые наброски к ст. 476 I песни и 154—155 II песни — в ПД № 100. Опубликованы в извлечении Л. Б. Модзалевским и Б. В. Томашевским в книге «Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском Доме», 1937, стр. 42. ‎ 3. Три обрывка первоначальной беловой рукописи поэмы, содержащие заключительные стихи I, II и III песен, без послесловия (т. е. без III, 425—471), с черновиком вставки в окончание II песни и черновиком начала примечаний — в ПД № 98, 99, 101. Опубликованы (только даты) П. В. Анненковым в «Материалах для биографии А. С. Пушкина» (Сочинения Пушкина, издание Анненкова, т. I, 1855, стр. 201), а также в т. III, стр. 547; описание с извлечениями дано В. И. Срезневским — «Пушкин и его современники», вып. IV, 1906, стр. 10, № 36.

‎ 4. Беловая рукопись с поправками (некоторые из них — рукою П. А. Плетнева), содержащая весь текст поэмы, без предисловия, посвящения, послесловия (III, 425—471) и примечаний — в тетради ЛБ № 2372, л. 1—41 об. С нее печаталось издание 1829 г., как видно на типографских помет на рукописи (ЛБ 72). Варианты ее опубликованы П. В. Анненковым в «Материалах для биографии А. С. Пушкина» (Сочинения Пушкина, изд. Анненкова, т. I, 1855, стр. 204—205); П. И. Бартеневым в публикации «Из рукописей Пушкина» («Русский Архив» 1881, кн. III, № 6, стр. 470); П. О. Морозовым во втором изд. под его редакцией собрания соч. Пушкина, т. III, 1903, стр. 644—646. Воспроизведение л. 35 помещено П. В. Анненковым в «Материалах…» (Сочинения Пушкина, т. I, 1855, приложение IV). ‎ Печатается по ПП. Отсутствующий в нем эпиграф восстановлен по П1; стих. 384 третьей песни — по беловой рукописи (ЛБ 72). ‎ Поэма начата 5 апреля 1828 г. (помета при начале черновой рукописи— ЛБ № 2371, л. 11) и писалась далее отрывками, с конца июня по середину сентября, с большими перерывами. К концу сентября написана большая часть I песни; 3 октября закончена ее перебелка (помета при конце песни, на рукописи ПД № 98); к 9 октября перебелена вторая песнь (помета на рукописи ПД № 99), повидимому, в ее первоначальной редакции, без начальных стихов 1—118, написанных уже позднее — вероятно, в конце октября — ноябре, — и без заключительных стихов (488—491), приписанных немного позднее, во время работы над III песнью, которая написана между 9 и 16 октября: 16 октября закончена ее перебелка (помета на рукописи ПД № 101). 27 октября написано посвящение (помета на его перебеленном тексте в тетради ЛБ № 2371, л. 70). В ноябре — начале декабря переписана окончательная беловая рукопись (ЛБ № 2372), с которой во второй половине декабря — начале января списана М. П. Погодиным не дошедшая до нас копия для цензуры. 31 января 1829 г. помечено в печати неизвестное в рукописи предисловие. ‎ Первое издание поэмы (П1) вышло в свет 27—28 марта 1829 года.

Александр Сергеевич ПУШКИН
Полтава

Произведения А.С.Пушкина:

Купить гостиничный сейф ДВК СПб.

Стихи Пушкина, Поэмы Пушкина, Сказки Пушкина, Проза Пушкина, Драматургия Пушкина, Пьесы Пушкина, Биография Пушкина, Евгений Онегин, Борис Годунов, Капитанская дочка, Повести Белкина, Лирика, Пророк, Медный всадник, Полтава, Руслан и Людмила, Поэт, Читая Пушкина

Сочинение по поэме Александра Пушкина «Полтава»

В поэме «Полтава», которая была написана великим русским поэтом А.С.Пушкиным, поднимается волновавшая каждого жителя России того времени тема исторической судьбы великого и могущественного государства.

В свое время «Полтава» не была по достоинству оценена современниками А.С.Пушкина. Причиной этому послужил необычный стиль написания этого произведения, к тому же подобных этому произведений не существовало, что послужило еще одной причиной для непопулярности этого произведения. Однако, несмотря ни на что, Пушкин был на самом деле восхищен

В поэме «Полтава» воспевались героизм и стойкость русского народа в нелегкой битве. Кроме прочего Пушкин в своем произведении восхвалял такую известную личность, как Петра l и проводит параллель между этим прекрасным правителем России и гетманом Украины Мазепой.

Основной темой «Полтавы» являлся героизм русской нации, способность русского народа во что бы то ни было отстоять свое государство и защитить Родину. Как считал Пушкин, Россия показала свою самостоятельность и твердую силу воли и духа,

Так же Пушкин в своем произведении раскрыл тему общности народа, проживающего на территории России. Александр Сергеевич пытается донести до читателя то, насколько дружен и силён каждый человек вне зависимости от национальности, проживающий в России.

Тема судьбы человека, который не принимал прямого участия в войне, так же затронута А.С.Пушкиным. Эта тема раскрыта на примере Марии- возлюбленной Мазепе. Несмотря на все тяготы своей судьбы, лишения и проклятия, эта героиня находит свое собственное счастье, тем самым доказывая всем, что человек сам волен распоряжаться своей судьбой.

Эта реалистичная по своему содержанию поэма словно погружает читателей в обстановку времен Северной войны. Поэма написана в стиле украинских «дум», что придает ей еще большую выразительность и близость к народу.

«Пушкин». Статья проф. А.И. Кирпичникова из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907)

Работа Пушкина в «Московском Вестнике»

Недовольный существовавшими тогда журналами и альманахами, он еще в Михайловском мечтал об основании серьезного и добросовестного журнала. Теперь оказалось возможным осуществить эти мечтания. Среди «архивной молодежи», из которой иные, как Д. Веневитинов, импонировали даже Пушкину умом своим и талантом, он нашел людей, ему сочувствующих. Было решено издавать, при постоянном участии Пушкина, «Московский Вестник», в редакторы которого был избран М. Н Погодин.
В продолжение трех лет Александр Сергеевич Пушкин добросовестно служил новому журналу (в тоже время он считал своим нравственным долгом поддерживать альманах барона Дельвига «Северные Цветы»), хотя в его отношениях к московскому кружку нельзя не заметить некоторой двойственности. Он вполне сочувствовал его серьезному взгляду на литературу, его убеждению в праве искусства на безграничную свободу и желанию низвергнуть господство французского вкуса, но он вовсе не хотел подчинять нашу юную словесность философским немецким теориям (которые он и понимал неясно). К московскому году жизни Пушкина относятся «Записка о народном образовании», написанная по поручению государя, и «Сцена из Фауста».
«Записка» очевидно, вытекла из разговора императора с Пушкиным, в котором поэт указал на плохую систему воспитания русских дворян, как на причину появления декабристов: она развивает ряд мыслей оригинальных и умных, иногда односторонних, но во всяком случае не соответствовавших видам правительства. «Новая сцена между Мефистофелем и Фаустом» написана под влиянием Веневитинова, который в стихотворном послании убеждал Пушкина изучать Гете. Содержание ее вымышлено и далеко не вполне в духе Гете.
В мае 1827 года Пушкину было разрешено ехать в Петербург и он поспешил этим воспользоваться, но к осени он, «почуя рифмы», уехал в Михайловское. Там, сознав будущность романа и повести, он начал исторический роман «Арап Петра Великого», в котором, не смотря на новость для него этого рода творчества, проявил великое мастерство, главным образом в серьезном, объективном тоне рассказа, в отсутствии слащавого преувеличения, ненатурального изображения старины.
Зиму 1827—1828 года, как и весну, лето и часть осени 1828 года, он провел большею частью в Петербурге, откуда иногда ездил в Москву и останавливался обычно у Нащокина. Его душевное состояние в это время было тревожное и часто тяжелое. Медовый месяц его наслаждения свободою давно прошел, а через Бенкендорфа он не раз получал выговоры, хотя и в деликатной форме. С другой стороны Пушкин был недоволен условиями личной жизни: кружок близких людей сильно поредел (брат далеко на службе, сестра в январе 1828 года вышла замуж). Молодость, минутами представлявшаяся ему рядом ошибок прошла, и Пушкин чувствовал потребность устроиться, положить конец душевным скитаниям, но пока не находил к тому возможности.

Создание Пушкиным «Полтавы»

Весною 1828 г. Александр Сергеевич Пушкин обратился с просьбою о принятии его в действующую армию и отказ принял за выражение немилости государя. Он также напрасно просился ехать за границу. Тоска и огорчения столь же мало препятствовали энергичной творческой работе Пушкина, как и все более и более усиливавшееся недоброжелательство критики, которое началось с того времени, как поэт стал принадлежать одному литературному органу, а также наивное недовольство публики, которая ждала от каждой новой строчки поэта какого-то чуда. Довольно многочисленные, и по форме, и по содержанию безупречные лирические стихотворения этого периода представляют летопись душевной жизни поэта; некоторые из них («Воспоминание», «26 мая 1828 г.») служат выражением безутешного отчаяния. Но творческие силы поэта при этом даже растут.
В октябре 1828 года Пушкин начал «Полтаву» и окончил ее менее, чем за месяц. Первая мысль о поэме из жизни Мазепы возникла у него еще при чтении «Войнаровского» Рылеева. Узнав из ее, что Мазепа обольстил дочь Кочубея, «я изумился — говорил Пушкин — как мог поэт пройти мимо столь страшного обстоятельства». Явилось сильное желание изобразить любовную историю старого гетмана, для чего подготовительную работу составляло чтение «Истории Малой России» Бантыша-Каменского и других пособий. В это время в голове Пушкина зрел план. Рамки его раздвигались, и романтическая поэма естественно сплеталась с исторической, с изображением одного из важнейших моментов к истории новой России (здесь начало увлечения Пушкина Петром, столь важного для его будущей деятельности). Поэма вышла в 1829 году и не имела успеха. Читатели не нашли в ней того блеска и яркости, которыми их пленял Пушкин, не поняли необходимости слияния частного с общим, что составляет особенность всех лучших художественных воссозданий прошлого. Немногие истинные поклонники Пушкина (напр. Кюхельбекер) оценили и в то время «Полтаву» по достоинству, а теперь, несмотря на успехи исторической науки, нам трудно, почти невозможно отрешиться от того поэтического колорита, которым Пушкин облек полтавскую битву, Кочубея, Мазепу и прочих. «Полтава», опоэтизировавшая природу Малороссии и ее быт, открыла дорогу повестям Гоголя и «Тарасу Бульбе».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: