Арион — А

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.

Дата создания: 16 июля 1827 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Арион»

Восстание декабристов в 1825 году заставило Александра Пушкина переосмыслить роль поэзии в общественной жизни. Автор пришел к выводу, что стихи способны стать довольно мощным оружием в руках поэта, если в них заложен определенный смысл. Благодаря этому осознанию в 1827 году им было написано стихотворение «Арион», посвященное декабристам и рассказывающее о событиях двухлетней давности.

Повествуя о восстании, Пушкин прибег к весьма распространенному в те времена приему аллегории. За основу своего поэтического повествования автор взял древнегреческий миф об Арионе – известно певце, который зарабатывал себе на жизнь, путешествуя и исполняя лирические баллады перед знатной публикой. Согласно легенде, после одного из публичных выступлений Ариону был преподнесен сундук с несметными сокровищами, с которыми певец решил отправиться на остров Коринф. Однако моряки, прознав о содержимом сундука, решили утопить Ариона в море и завладеть его богатствами. Когда поэт был выброшен за борт, его подобрал дельфин и, тем самым, спас жизнь Ариону, который после рассказал публике свою печальную и удивительную историю.

Отождествляя себя с древнегреческим певцом, Пушкин в стихотворении «Арион» несколько отклонился от мифического сюжета. По его версии, он был одним из членов команды судна, дружной и объединенной общей целью. «Нас было много на челне», — так начинается стихотворение, и первая его фраза является недвусмысленным намеком на то, что команда судна – тайное общество будущих декабристов, которые отправились в опасное путешествие по волнам жизни, готовя покушение на царя и смену общественного строя.

Ариону в этой команде была отведена роль поэта, который, «беспечной веры полон», пел пловцам свои удивительные песни. В этой фразе также угадывается очень тонкая аллегория, так как Пушкин был лично знаком со многими будущими декабристами, и его творчество вдохновило их на более решительные действия по свержению самодержавия. Рассказывая о том, как развивались последующие события, автор вновь отступает от мифологической канвы сюжета, отмечая, что «вдруг лоно волн измял с налету вихорь шумный». В результате шторма погибли «и кормщик, и пловец», а сам Арион был «на берег выброшен грозою», но не отчаялся тому, что с ним произошло. «Я гимны прежние пою. И рису влажную мою сушу на солнце под скалою», — такими строчками завершает поэт стихотворение «Арион».

Если проанализировать финал этого произведения, то параллель с событиями 1825 года вновь напрашивается сама собой. Действительно, Пушкин оказался одним из немногих друзей декабристов, которые по счастливой случайности были «выброшены на берег» и не участвовали в заговоре. Массовые аресты не коснулись поэта, хотя десятки представителей русской аристократии были казнены либо сосланы на каторгу в Сибирь. Существует несколько версий, которые объясняют произошедшее. Однако наиболее вероятным является допущение, что декабристы, ценя литературный дар Пушкина, не рискнули подвергать его опасности, поэтому скрыли от поэта дату предполагаемого восстания.

В итоге события 1825 года лишь косвенно коснулись поэта. Как близкий друг декабристов, он все же попал под подозрение и, выражаясь образным языком, был вынужден «сушить рису», т. е. доказывать свою непричастность к восстанию. Однако поэт не отказался от своих убеждений, о чем прямо заявил в стихотворении «Арион», Он стал лишь более осторожным и рассудительным, осознав, что как поэт может принести своему народу гораздо больше пользы, разбудив самосознание людей своими тонкими и не лишенными сарказма стихами.

Выпуск 90

Стихотворение «Арион» написано Александром Пушкиным в 1827 году. В его основе – придание о древнегреческом поэте и музыканте Арионе, жившем в седьмом – шестом веках до нашей эры.

Однажды, когда Арион плыл из Италии в Грецию, его решили убить корабельщики, чтобы овладеть его богатством. Он попросил у них позволения спеть перед смертью песню и затем бросился в море, но был спасен дельфином, очарованным его пением. Таков сюжет придания.

Исследователи жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина предполагают, что в стихотворении он в аллегорической форме рассказал о своей верности заветам декабристов, воспел их мужество и свободолюбие.

Стихотворение «Арион» звучит в записи актера Дмитрия Журавлева.

Фонограмма из фонотеки
Отдела искусств Краснодарской краевой
юношеской библиотеки (КЮБ 1094-1095)

Тексты других выпусков радиопередачи
«200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»:

Пушкин о роли поэта и поэзии

Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике Александра Сергеевича Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы дает великий русский поэт на некоторые из этих нелегких вопросов.
Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь следует обратиться к его поэтическому шедевру “Пророк”, написанному в 1826 году. Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя порочность людей, и чувствует себя оскверненным. Согласно легенде, серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. В “Пророке” мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.
Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим “духовной жаждой”, и тут ему является посланник Божий “шестикрылый серафим”. Вдруг с поэтом происходят чудесные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках:

Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Далее Пушкин пишет:

Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Теперь поэт посвящен в тайны мирозданья и одарен тонким чувством восприятия внешнего мира во всем его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, а в его груди горит “угль, пылающий огнем”.
Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, — возлагают на него невероятно трудную задачу. Подобно тому, как в библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией, в пушкинском “Пророке” “Бога глас” взывает к поэту:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия — это часть духовной жизни человека. А роль поэта — пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нем.
Дальнейшее развитие темы роли поэта и поэзии мы находим в стихотворении Пушкина “Арион”, написанном в 1827 году. Оно сложилось у поэта под впечатлением декабристского восстания, в котором лучшие люди страны, среди которых были и его друзья, потерпели поражение, борясь за отмену крепостничества в России. Если в “Пророке” Пушкин раскрывает тему роли поэта обобщенно-философски, то в “Арионе” он проверяет жизнеспособность этих идей в конкретной ситуации, воссоздавая в аллегорической форме трагические события 1825 года:

. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я- беспечной веры полн,
Пловцам я пел.

Пловцы погибли, но певец Арион сохраняет веру в их идеалы: “Я гимны прежние пою”. Пушкин дает тем самым понять, что роль поэта не только в озвучивании каких-либо идей, но и в верности им. Несмотря на поражение декабристов, Пушкин не изменил их общей вере в лучшее будущее России. Не оглядываясь на опасность подвергнуться преследованию, поэт продолжает развивать в своем творчестве вольнолюбивую тематику.
Если в “Арионе” Пушкин как бы примеряет свою пророческую роль к конкретным жизненным обстоятельствам, то в написанном поэтом спустя девять лет известнейшем стихотворении “Памятник” (1836 г.) он уже дает оценку своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им “памятник нерукотворный” дает ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чем мечтал Пушкин, к чему он призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное — его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

24157 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Пушкин о роли поэта и поэзии

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

А.С. Пушкин «Арион»: связь и отличия от древнегреческого мифа (сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноименного пушкинского стихотворения по технологии Б.С. Дыхановой)

Разделы: Литература

Творчество А.С.Пушкина, как и вся его жизнь, является ценным нравственным уроком для нашего поколения. Вчитываясь в его насыщенные широчайшей гаммой чувств строки, знакомясь с воспоминаниями о нём современников, родственников, потомков, мы полнее постигаем тайные пружины человеческих взаимоотношений, которые отразились в его произведениях. Одним из таких произведений является стихотворение “Арион”. Б.С.Дыханова включила его в программу шестого класса не случайно: здесь тесная связь с мифологией.

Перед изучением этого стихотворения учащиеся подробно знакомятся с мифом об Арионе. . Миф небольшой. Поэтому чтение его, словарная работа и эвристическая беседа займут первую половину урока. По ходу чтения учащихся необходимо познакомить с тем, кто такой Геродот. Сообщение о нём лучше сделает заранее подготовленный ученик, после которого у всех появится запись в тетради:

Геродот – знаменитейший греческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., в своё время удостоенный почётного имени Отца истории.

Словарная работа, которую предлагает автор программы, подразумевает знакомство с малоизвестными или неизвестными словами и выражениями из легенды, а также постижение их смысла. Словарную работу необходимо проводить при изучении каждого произведения. Времени на неё обычно уходит много, однако, по мнению Б.С.Дыхановой, это

  • ускоряется процесс овладения грамотой чтения;
  • сокращаются речевые ошибки до минимума;
  • полноценно воспринимается смысл читаемого;
  • пробуждается интерес к семантике каждого слова;
  • развиваются стилеразличительные навыки, появляется особый слух на смысловые оттенки слова.

Такая постоянная, обязательная работа рождает творческое и любовное отношение к русскому языку. Обогащающая активный словарь школьника словарная работа спонтанно сопрягается с формированием представлений об исторической эпохе, которой принадлежит или с которой перекликается художественное произведение, о её бытовых реалиях. Ознакомление с ушедшей культурой происходит без пространных вступлений, натуженного зазубривания – благодаря каждодневному вниманию к семантике художественных деталей, воплощённых в словесной структуре текста. Выяснение предметных значений слов способствует тому, что из совокупности наименований складывается живая, и динамичная картина того или иного времени, его культурный облик.

При изучении мифа словарная работа займёт немного времени. Учащиеся выяснят, что значит слово “тиран”; как возникло определение “несравненный кифаред” и означает ли этот эпитет запрет на какие бы то ни было сравнения с другими музыкантами; познакомятся со словом “кифара”; определят, к какому из слов “кров” или “кровь” восходит по значению корень в слове “сокровище”; установят в прямом или переносном значении употреблено понятие “смягчить” (“не удалось смягчить корабельщиков”) и какое современное слово восходит к понятию “погребенный” (“…быть погребенном в земле”).

В тетрадях появятся записи:

Тиран – (от господин) – так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего единоличное правление ( что такое полис, учащиеся знают из учебника “История древнего мира”)

Кифаред – тот, кто играет на кифаре.

Кифара – распространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона.

Сокровище – собственно-русское. Возникло лексико-семантическим путём на базе сокровище – “кладовая, хранилище, сокровенное место”, “кров”.

Не удалось смягчить корабельщиков – употреблено в значении “сделать менее суровыми и строгими, но более мягкими и уступчивыми”.

Быть погребённом в земле – похороненным.

После понимания первого слоя прочитанного текста, который помогла сделать словарная работа, необходимо переходить к поэтапному постижению смысла произведения. Это помогут сделать эвристические вопросы.

Они обращены к самому тексту и к личному опыту школьника и организуют интеллектуальную деятельность учащихся и учителя, обеспечивают их сотворчество. Такой способ активизирует деятельность учащихся, способствует более глубокому пониманию текста, развивает наблюдательность, тренирует внимание и память, формирует коммуникативную компетентность Темп эвристической беседы зависит от общего уровня и умственного развития классного коллектива. К тексту легенды об Арионе можно задать следующие вопросы:

1.Почему, согласно записи, “величайшее диво” приключилось не в судьбе кифареда Ариона, а в жизни тирана Коринфа?

2.Действен ли способ защиты от злого умысла, избранный Арионом? В чём сила искусства?

3.Как жертвенный дар характеризует личность самого певца?

4.В чём чудо спасения Ариона?

5. Почему Периандр заключил под стражу не корабельщиков, а их жертву? Логично ли это?

6.Какие представления древних о законах, управляющих жизнью людей, выражает эта легенда? В чём её нравственный смысл?

А затем читается стихотворение А.С.Пушкина “Арион” (можно послушать чтение наизусть заранее подготовленного ученика).

Для понимания прочитанного проводим словарную работу. В зависимости от времени её можно увеличить или уменьшить.

  • Парус напрягали… — Что они делали с парусом. Каково современное значение слова “напрягать”?
  • Правил грузный челн… — Как расшифровать это выражение, “переводя” его на современный язык?
  • Беспечной веры полн… — Имеет ли определение “беспечный” отношение к печи, пеклу или здесь какие-то иные слова –родственники?
  • Ризу влажную мою… — Что такое риза? Элементом чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский текст исконное значение этого слова или возвращает к нему?

В ходе этой работы у учащихся появляется запись в тетради:

парус напрягали – 1) сделать упругим, натянуть; 2) приложить усилия, повысить степень проявления, действия чего-либо – натягивали, прикладывая усилия;

  • правил грузный челн – управлял судном, лодкой, челном;
  • беспечной веры полн – беззаботный, легкомысленный, от печаль, опека, печь. Печаль буквально значит “то, что жжёт”. Опека – заимствовано из польского языка, что значит заботиться;
  • ризу влажную мою — риза – обязательный элемент верхней церковной одежды священнослужителей. В этом стихотворении это слово выражает авторское представление о священном, высоком предназначении искусства и его творца.

Следующие задания для компенсации недостатка времени лучше выполнить группами.

Первая группа определяет, в каком значении употреблены в контексте стихотворения слова мощны (мощны вёсла), грузный (грузный чёлн), беспечный (беспечной веры полн), шумный (вихорь шумный), таинственный (таинственный певец). Находит обособленные определения и приложения, объясняет знаки препинания при них, односоставные предложения, указывает вид и способ выражения главного члена (те, кто обучается по технологии Ю.А.Поташкиной, могут определить ситуативные типы простых предложений).

Вторая группа разбирает по составу и делает словообразовательный анализ слов кормщик, пловец, певец; производит морфологический разбор всех имён прилагательных из текста (мощны, умный, грузный, беспечной, шумный, таинственный, прежние, влажную).

Третья группа определяет все части речи в предложении “Другие дружно упирали в глубь мощны вёслы”, приводит грамматический омоним к сочетанию в глубь, составляет с омонимом предложение. Производит морфологический разбор наречий и объясняет их правописание (много, дружно, вдруг, с налёту).

Такая работа необходима не только для понимания стиля текста, но и для компенсации знаний по языку в целом.

Далее при помощи эвристических вопросов проводим сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноимённого пушкинского стихотворения. Итоги размышлений отражаем в опорной схеме.

1. В чём сходство двух текстов? (рассматривается сходство и различие в названиях, в сюжете, в деталях, в составе участников событий, итог этих событий). Здесь учащиеся могут не только высказывать свою точку зрения, но и опираться на мнения различных критиков по поводу данного стихотворения, например, Д.Благова, который утверждает, что “в пушкинском “Арионе” отсутствует какой-либо мифологический элемент”. Приводя пример из литературоведческого произведения, они учатся отстаивать свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с авторами.

2.Совмещается ли в пушкинском тесте образ, заданный названием, и “я” лирического героя? Почему имя древнегреческого певца употреблено лишь в названии стихотворения?

Арион – древнегреческий поэт и музыкант VII – VI вв. до нашей эры. Образ, заданный в названии и “я” лирического героя совмещаются. Чудом спасшийся Арион – это Пушкин.

3.В каких отношениях были мифологические Арион и корабельщики – в дружеских или враждебных?

В мифе корабельщики враждебно относились к Ариону. Они “задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами”.

4.А что у Пушкина – противостояние или союз певца и пловцов?

У Пушкина – союз певца и пловцов. Он среди тех, кто находится на челне (“нас было много на челне”). У каждого было своё дело, “а я – беспечной веры полн, Пловцам я пел”. В следующих строках эпитет “таинственный певец” напоминает о том, что многие, а особенно вольнолюбивые стихи Пушкина тайно распространялись среди читателей.

5. Какова мотивация пения в легенде об Арионе и в пушкинском тексте?

Арион пел торжественную песнь в честь бога Диониса (дифирамб), Пушкин – гимны. Гимном ( от греческого hymnus) называлась в Древней Греции песнь в честь божества, исполняемая в сопровождении кифары и при участии подпевающих пению слушателей. В раннем христианстве тоже пелись гимны во славу Бога, а позднее — гимны святым. Будучи традиционным жанром церковного пения, гимн считался отголоском небесного пения ангелов.

6. Есть ли какая-то особая значимость того, что в греческом мифе Арион находится на корабле, а пловец Пушкина — на челне? Чем чёлн отличается от корабля? Какое судно предназначено для открытого моря?

Особой значимости нет. Корабль, конечно, более устойчив, но открытое море для него также опасно, как и челну.

7. Случайно ли, что в пушкинской стихотворной интерпретации нет дельфина, с которым в мифе связано чудо спасения Ариона?

Не случайно. В “Арионе” герой на берег выброшен грозою. У Пушкина образы “непогоды”, “грозы”, “волн”, “ветра”, “бури” употребляются в качестве политических метафор. Это спасение в сознании Пушкина являлось счастливой случайностью и подтверждением его поэтического дара, благодаря которому ему удалось укротить свирепость бури.

8.Давайте переместимся в пушкинскую эпоху. Мог ли автор в этом стихотворении отождествлять собственную судьбу с судьбой мифического героя. Что означает апелляция к древнегреческому мифу? Чем отличается от мифологических у Пушкина картина бури, чудесное спасение? Просматривается ли здесь связь с историческими событиями пушкинской эпохи и его авторской биографией?

Написано стихотворение 16 июля 1827 года. Дата создания данного произведения указывает на то, что события, описанные здесь, тесно связаны и с биографией самого поэта и с судьбой его друзей-декабристов. Всего год прошёл после казни вождей декабристского восстания. Весь этот год поэт размышлял и об их судьбе, и о своём отношении к их идеям в революционной борьбе. Эти мысли и нашли своё отражение в стихотворении “Арион”. Через мифологический сюжет, через аллегорию утверждается верность поэта не только памяти друзей, но и их верованиям, идеалам и одновременно – идеалам самого Пушкина. В легенде нет бури, а в стихотворении “лоно волн”, “вихорь шумный”, “гроза” — это метафоры политических событий в России.

9.Что могло означать в таком историческом контексте заявление “Я гимны прежние пою”? Что такое гимн? Чем он отличается от песни?

10. Что же такое “Арион” Пушкина – всего лишь стихотворный перевод древнегреческого мифа или самостоятельное художественное произведение, в котором автор, используя мифологическую символику, преследует собственные художественные цели? Каковы эти цели?

“Арион” — лирическое стихотворение. Это не пересказ легенды, а глубоко современное произведение, форма которого помогла А.С.Пушкину выразить одно из самых главных и дорогих для него убеждений: свою верность идеалам декабристов.

По ходу ответов учащиеся составляют таблицу, которая будет являться для них опорой в подготовке домашнего задания. Дома они пишут сочинение по теме урока или готовят устный ответ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: