Александр Пушкин — Пиковая дама

Скачать отрывок:

Жанры: Русская классическая проза Реализм Повесть Мистика Проза
Теги: Влюбленная женщина Богатые и бедные Жажда денег Месть
Характеристики: Мистическое
Главные герои: Мужчина
Места событий: Россия Планета Земля
Время событий: Эпоха Нового времени

Случайная цитата из книги

Читать онлайн книгу «Пиковая дама»

Описание книги «Пиковая дама»

Знаменитый шедевр А.Пушкина ПИКОВАЯ ДАМА актуален и востребован и в наши дни. Ведь азарт, алчность, желание достичь своих целей любыми средствами неистребимы в человеке. Тема игры талантливо подхваченная и осмысленная Ф.Достоевским в повести ИГРОК, разработана великим Пушкиным как судьбоносная фатальность, а ставшее афоризмом выражение «Тройка, семерка, туз» — символом судьбы, которую невозможно обмануть. Для лиц старше 16 лет.

«Пиковая дама» — сюжет

Сюжет повести обыгрывает излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.

Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:

…Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: который час, он отвечал: — без пяти минут семёрка. — Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, — воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…

В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал (47 тысяч рублей) на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги (94 тысячи рублей) на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (188 тысяч рублей) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» — поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама. »

Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837

«Пиковая дама».

Оставляя «Дубровского », Пушкин принимается за роман «Капитанская дочка». Этот роман, связанный с дальнейшим ростом крестьянских волнений и углублением социально-политических раздумий писателя, призван был осмыслить уроки прошлого для современного решения взаимоотношений между дворянством и крестьянством, а также перспектив государственного развития. Пушкин был убежден в том, что «одна только история народа может объяснить истинные требования оного».

Работа над романом «Капитанская дочка», продолжавшаяся почти до самого конца 1836 года, прерывалась поисками материала и властными требованиями текущего дня. Всегда чутко вслушивавшийся в голоса своего времени, Пушкин откликался на них вереницей творческих замыслов. Одни из них выразились в планах ( «Планы повести о стрельце», «Криспин приезжает в губернию»), другие проявились в связных набросках ( «Египетские ночи», 1835; «Повесть из римской жизни», 1833—1835; «Русский Пелам», 1834— 1835; «Марья Шонинг», 1834—1835; «В 179* году возвращался я…», 1835), третьи оказались оконченными ( «Пиковая дама», «Кирджали », «Путешествие в Арзрум…»).

«Пиковая дама», создававшаяся в конце 1833 года, впервые опубликована в мартовской книжке «Библиотеки для чтения» за 1834 год. Ее тема — неутолимая жажда денег, наживы, обогащения как стремление к личной независимости и власти. Эта тема служила ответом на самые животрепещущие процессы эпохи — проникновение денежных отношений во все поры общества, рост хищнических вожделений во всех социальных кругах, связанных с эксплуатацией человеческого труда, могучее проявление силы золота, капитала, вступающего в противоборство с господством феодальных отношений. Идея повести в обличении сословно-привилегированного аристократического дворянства и страшной власти денег, уродующей, обесчеловечивающей человека, возвещающей о новой, буржуазной формации, идущей на смену феодализму, в развенчании индивидуализма.

В «Пиковой даме» великолепно очерчена капризно-деспотическая графиня, представительница вымиравшего порочно-паразитического придворного барства XVIII века, а также ее бедная, зависимая воспитанница — Лизавета Ивановна и золотая аристократическая молодежь, всем пресыщенная, изнуряющая себя в кутежах, на балах и за карточными столами.

Но основная идея повести олицетворена в образе инженерного офицера Германца. «Деньги — вот чего алкала его душа!» — с горечью говорит о нем Лизавета Ивановна. Именно буржуазными влияниями обусловливается авантюризм, рассудочность, практицизм, жестокий, хищный эгоизм и необычайное честолюбие этого героя. Образ Германна, воссоздающийся в своей всепоглощающей маниакальной страсти — наживы любыми средствами, придает повести глубоко психологический характер. Замечательным достижением, истинным новаторством Пушкина является и то, что в этом образе рисуется не исключительный злодей, охваченный пагубными страстями, а следствие и жертва социальных обстоятельств. Именно как жертва обстоятельств, отражающих неумолимый рост буржуазных связей и отношений, как парий в кругу баловней судьбы, Германн вызывает, кроме осуждения, и некоторое сочувствие Пушкина.

Германн, это «чудовище », по выражению Лизаветы Ивановны, с душой Мефистофеля, по отзыву Томского, обладает и соответствующей внешностью — профилем Наполеона, сверкающими черными глазами. В описании Германна применяется лишь одно сравнение, но им четко характеризуется его необузданная, неистово-неукротимая, все поглощающая страсть: «Германн трепетал, как тигр, ожидая назначенного времени». Его необычный, таинственный облик создается и психологическими эпитетами: «бледные щеки», «суровой души его», «грозно нахмурясь». Его маниакальность подчеркнута даже «неподвижной » позой, в которой он часами стоит перед домом графини, устремив глаза к окну ее воспитанницы.

Пушкин во всех своих произведениях мастерски воссоздает поведение персонажей даже структурой фразы, но ни в одном его произведении это искусство не достигает той отточенности, которая наблюдается в «Пиковой даме». Так, с помощью коротких глагольных предложений с предикатами в форме прошедшего времени совершенного вида Пушкин создает представление быстроты действия, его стремительности: «Лизавета Ивановна у самого колеса увидела своего инженера; он схватил ее руку; она не могла опомниться от испугу, молодой человек исчез: письмо осталось в ее руке». В. В. Виноградов, характеризуя приемы синтаксической изобразительности, применяемые для косвенной передачи переживаний Германна в процессе его игры с судьбой, убедительно показал, что все они, «создавая напряженность сюжетной ситуации, в то же время подчеркивают уверенность Германна, его хладнокровие».

В повести «Пиковая дама» слова и фразы, кроме емкости, нередко и многосмысленны. Явно двойной смысл несут слова Чекалин-ского: «Дама ваша убита». Здесь подразумевается и проигрыш Германна, и убийство графини.

Германн, ведущий герой, объединяет все части повести. Его действенно-волевой, стремительный характер определил напряженно-динамическую композицию повести. Убыстряя развитие действия, Пушкин все персонажи и ситуации повести, кроме Германна, изображает эскизно. Для усиления ее загадочности, фантастичности в ней применяется прием прерывистого повествования. Ту же роль играют здесь ситуации тайны и случайности. Так, тайна графини сопровождает повесть от начала и до конца, поражая воображение Германна и обрекая его на злоключения и гибель. Но таинственность и фантастичность, окутывающие образ Германна, реалистически оправданы: графиня клянется, что вся история о картах — шутка; Германн галлюцинирует, разгорячив свое воображение вином и т.п.

По собранности и лаконизму обрисовки действующих лиц, по драматической напряженности, по психологической глубине, по целенаправленности и стремительности развития действия «Пиковая дама», напоминая «Выстрел », превосходит все прозаические произведения Пушкина. Это шедевр мирового значения. Публикация «Пиковой дамы» вызвала всеобщее одобрение.

Белинский недооценил идейное содержание «Пиковой дамы», но отдал должное ее форме, сказав — «верх мастерства». Огромную социальную обобщаемость и психологическую глубину главного персонажа этой повести, как потенциального героя последующей литературы, проникновенно уловил Достоевский, заявив устами Аркадия Долгорукова из романа «Подросток » (глава восьмая): Пушкинский Германн из «Пиковой дамы» — «колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип — тип из петербургского периода». Л. Н. Толстой назвал «Пиковую даму» «шедевром ».

«Пиковая дама», превосходя всю предшествующую отечественную литературу глубиной и тонкостью внутренней характеристики Германна, возвестила появление произведений с резко обозначенным вниманием к психологическому миру человека. Вслед за ней совершенно естественным было появление «Героя нашего времени» Лермонтова, «Бедных людей», «Преступления и наказания» и последующих произведений Достоевского.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Пиковая дама
  • Это сочинение списано 72 109 раз

В основе повести Пушкина «Пиковая дама» лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл.

Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, отрицательные качества, но автор не так однозначен в описании героя. Он сообщает читателю своеобразное кредо героя — «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”, говорит Германн. В этой фразе обозначена и цель героя и средства ее достижения. Но помогает ли ему это, способен ли он достичь того, к чему стремится?

Для начала, сравним его с тем обществом, в котором он существует, с персонажами, близкими ему по возрасту. Германн отличается от них, в том числе от Томского, так как остальным все дается легко. Германн же обречен на трудности, так как его достаток невелик. Для него деньги — символ успеха и власти, а не веселья и кутежа. Здесь так же важно обратить внимание на социальное положение Германна — он всего лишь военный инженер, по отношению к графине его статус очень низок. Поэтому карточная игра для него способ молниеносно взлететь вверх. Казалось бы, здесь нет места чувствам. Но автор намеренно вводит в сюжет Лизу. Ее характер тоже раскрывается в сопоставлении, по принципу антитезы с образом графини. Принцип антитезы прослеживается и в описании комнат. У графини пышная гостиная с китайскими обоями, золотыми лампадами, диванами и креслами. У Лизы крашеная кровать и сальная свеча. Все это заставляет нас сочувствовать героине. Поэтому Германн становится для нее не просто таинственным возлюбленным. Это надежда на освобождение от зависимости от властной графини, надежда на счастье.

А что она для Германна? Только лишь орудие, способ пробраться к графине. Это тоже игра — один из главных мотивов всей повести. И карточная игра, и игра чувствами, любовные игры — все это пронизывает произведение.

Вообще вся повесть наполнена определенными образами, помимо игры можно отметить и значение числа три. Тройка очень часто встречается в тексте. Томский говорит Лизе, что на совести Германна, по крайней мере, три злодейства. Кроме того три карты, в которых кроется секрет, три главных героя, даже кредо Германна состоит из трех слов — расчёт, умеренность и трудолюбие. Даже жертвы у Германна три. Первая жертва — графиня, вторая — Лиза. Она, конечно, вышла замуж в финале повести, но, тем не менее, она пала жертвой своей любви к Германну, его предательства и обмана. И третья жертва — сам Германн.

Ф.М. Достоевский считал, что “Пиковая Дама” — это верх художественного совершенства. В повести переплелась реальность и фантастика. В художественный мир вводится мир человеческих страстей, ценностей и ориентиров человеческого поведения.

Александр Пушкин «Пиковая дама»

Пиковая дама

Повесть, 1834 год

Язык написания: русский

Перевод на английский: А. Литвинова, Т. Литвинова (The Queen of Spades), 1984 — 1 изд. Г. Айткена (The Queen of Spades), 2008 — 1 изд. Перевод на немецкий: И. Гюнтер (Pique-Dame), 1921 — 1 изд. Перевод на французский: П. Мериме (La dame de pique), 1946 — 1 изд.

  • Жанры/поджанры: Мистика
  • Общие характеристики: Психологическое | Социальное
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: Новое время (17-19 века)
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Любой

Молодой, амбициозный и достаточно беспринципный инженер Германн хочет разбогатеть. Игра в карты кажется ему подходящим, но слишком рискованным средством. Германн готов играть, но только зная беспроигрышный вариант. В обществе ходят слухи о том, что некая старая графиня знает особый секрет…

Написано в 1833 г.

Первая публикация: «Библиотека для Чтения», 1834, т. II, кн. 3 (март), отд. I, стр. 109—140.

— антологию «Призраки», 1991 г.

— «Пиковая дама» 1916, Российская империя, реж: Яков Протазанов

— «Пиковая дама» 1960, СССР, реж: Роман Тихомиров

— «Пиковая дама» 1982, СССР, реж: Игорь Масленников

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Charly, 12 января 2010 г.

Классика. Пушкин создал образ холёного молодого человека, очень настойчивого и упорного в достижении своей цели. деньги властвуют над людьми, и это ярко показано в повести. Секрет, который Герману открыла старуха, в итоге ни к чему хорошему не привёл, а наоборот, только лишь покарал главного героя, слишком самоуверенного в мистической силе карточной комбинации.

Удивительно как мало я читал Пушкина. При том , что Пушкин — наш главный поэт. Если посчитать количество строк, которые надо прочитать в школе Пушкина, то их будет явно меньше чем не только в «Войне и Мире». Но и в «Преступлении и Наказании».

Но вот как раз в день рождения Пушкина попался в руки томик с прозой. И самое известное из непрочитанного как раза оказалось произведение «Пиковая Дама».

Если честно читать было сложнее, чем например варианты «Героя нашего времени» Лермонтова. Тем менее в достаточно маленьком произведении мы успеваем познакомится с большим количеством героев и характеров.

Главный герой наверно всё-таки Герман. Вот не складывается у меня образ отрицательного героя. Не дотягивает он до Дориана Грея. Его жизнь разделяется на ту что он вёл, до того как узнал легенду о трёх картах и после. И до он мне вполне симпатичен. Цельная личность. Не играет на деньги. Правда изучает. Но почему бы не проявить праздное любопытство.

А вот легенда про три карты сводит его с ума. Мне кажется он и сошёл с ума в тот момент. И с твёрдым разумом сумасшедшего начал осуществлять свои планы. Хотя какое-то время я ему верил, что Лиза ему тоже интересна.

Что ещё тут важно. Если признать, что Герман негодяй — то он честный негодяй. Конечно в полицию он не пошёл, да вообще и не ясно было ли формально за что его судить. Но Лизе честно во всём признался, хотя мог бы продолжать игру. Вдруг секрет где-то в кабинете записан. Не думаю, что Лиза была бы с ним счастлива и что Герман не закончил бы жизнь в том же сумасшедшем доме, если судьба была ему бы чуть более благосклонна.

Про Лизу мы узнаём не так много. Девушка явно симпатична Пушкину и поэтому симпатична нам. Не что бы она совсем забита своей покровительницей. Но жизнь её похожа на жизнь Золушки. В смысле она главный громоотвод капризов графини. Её влюблённость в Германа такая свежая и нежная и при этом нарушающая все правила тоже становится невольной причиной преждевременного ухода княгини.

Сама княгиня, когда-то была боевой девушкой и игроком и хотя и тогда была самодуром, по возможности держа мужа под каблуком, но вызывает уважение. А теперь 60 лет спустя она призрак былого величия. Она всё ещё самодур, но некому её защитить от ворующих нахлебников. Правда, она похоже настолько богата, что может себе это позволить. Вообще-то её не очень жаль, как не было жаль Достоевскому старуху процентщицу. Но а отомстила она Герману вполне достойно и присущем ей чувством юмора.

Что тут ещё интересно. По мне ужас-ужас-ужас, как люди легко проигрывают целые состояния. За ними судьбы людей, как родственников игроков, так и принадлежащих им крестьян, которые как видно переходили из рук в руки. Хотя надо сказать, что в отличи от Игрока в Достоевском, тут всё-таки по крупному играют редко.

Секрет магии про три карты не раскрыт. Не ясно как его можно было передать. Почему княгиня секрет передали и она его передала Чаплицкому, а Чаплицкий некому. И княгини хоть и после смерти смогла поделится секретом ещё раз.

Ещё момент на балу, когда Томский кокетничает с Лизой, он мстит Полине и в отличие от истории Онегина с Ленским, скандала это не вызывает. И оказывается вовремя мазурки можно нести полную безответственную чушь в гоняя в ступ бедных девушке.

Двести лет прошло, а люди не изменились. Что придаёт актуальности повести Пушкина. На примере стандартного сюжета автор ярко показывает пороки. Безусловно, жертвой здесь является Лизанька. К счастью, в концовке всё встаёт на свои места. К сожалению, в реальной жизни далеко не всегда конец подобных историй складывается столь справедливо, как в «Пиковой даме». Тем не менее, мотив возмездия за неправедное поведение, ложь и алчность — не последняя актуальная идея произведения.

KOLe, 24 апреля 2012 г.

Основная идея — ущербность, пошлость и неправедность людей., ставящих материальное, выше духовного. Таким человеком является главный герой. И автор осуждает его. Имея живую страсть и волю (задатки для подлинно духовной, творческой жизни) — он всю душу вкладывает в то ,чтобы приумножить свой капитал. И это его в конце концов губит ,впрочем как и остальных подобных людей.

Лизанька также яркая личность, только забитая тиранством старой графини. Но она желает обрести мужа, любовь, семью, уйти от гнета. И она получает желаемое.

А Германн, мало того, что живет ради денег, да, и нажить их пытается нечестным путем. Как только он узнает тайну трех карт, сразу забывает о честном желании обогатиться и пускается в авантюра. При чем действует он беспощадно ,давя других людей, идя по головам. Обманывает он самого себя, Лизу и в конце концов продает душу дьяволу. Графиня, которую он обманул, не пожелав осчастливить ее воспитанницу, губит его. Не захотел он, даже когда ему предоставили возможность ,спастись. А решил дальше обманывать ,за что и поплатился.

Edward W, 18 февраля 2011 г.

Произведение очень сильное. Мне понравилось даже больше «Повестей Белкина». Читается на одном дыхании. Игра с темными силами для Германна оказалась неудачной. Пытаясь получить славу и деньги нечестным путем, Германн сильно пострадал и получил по заслугам.

Такое небольшое, но в тоже время глубоко-поучительное произведение! А ведь Германна в действительности сложно назвать сугубо отрицательным героем, уверен многие читая, могли не только испытывать чувство неприязни, но чувство близости с этим героем. Ведь к сожалению, как и тогда, так и сейчас мало, что поменялось в нашем грешном мире, люди попрежнему материальные ценности ставят выше всего остального! Уверен очень многие живущие скажем в среднем достатке, тоже в глубинках своих души, мечтают, а вот бы что нибудь произошло волшебное, я стал богат и все мои проблемы будут решены. Герман такой же персонаж как и мы обычный парень, с холодной головой, расчетлив, умен — ведь все задатки у него есть. Есть в нем и светлое и поначалу даже казалось, что его чувства к Лизаньке настоящие, но к сожалению темная сторона куда искушеннее, куда более манящая, в итоге сумела поработить его разум и утянуть его душу в пучину, где господствует тьма! За светлую сторону отвечала Лизанька, за что она и была награждена

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector