Мой любимый поэт — Пушкин

Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин… Значит, тысячи Пушкиных существуют па земле вот уже полтора века и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных – ведь человек неповторим.

Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь попять, почему же все-таки Пушкин стал символом русской поэзии. Почему сегодня его стихи и поэмы, драмы и повести волнуют нас, людей нового века?

Очевидно, Пушкин сумел выразить то, что неизменно остается в человеке, в какое бы время он ни жил. Свобода. Счастье. Любовь. Дружба… Это вечно.

Я вас любил так трепетно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Можно говорить о том, что все великие художники были гуманистами, что они глубоко национальны и их нельзя оторвать от народа, их взрастившего. Можно детально исследовать их технику, спорить о новаторстве или традиционности их произведений. И все-таки где граница, за которой начинается

Тысячи художников па протяжении тысячелетий пытаются постичь извечные тайны внутреннего мира, выразить свое собственное мироощущение, а через пего дать обобщенное изображение современного им мира, современного им человека. Многим из них рукоплещут, подражают; их произведения — нарасхват… Но проходит десятилетие — и их помнят лишь в узком кругу любителей; сто лет — и имена этих художников можно встретить лишь в учебниках, каталогах…

Пушкин не тускнеет. В чем же секрет его? Где начинается великое? Там же, где и неизмеримое, невыразимое, необъяснимое. Там, где молчат. Так молчат наедине с Природой, наедине с собой. Там, где начинается личное. Здесь начинается мой Пушкин.

Он пришел ко мне недавно. Ранее Пушкин казался мне или архаичным, или слишком простым. Гораздо ближе был Лермонтов с его мужественным пессимизмом. Пушкин пришел ко мне неожиданно. Мой приятель развивал память и для этого ежедневно заучивал пять пушкинских строф. Это было необычно, странно, и я взял в руки томик. «Суровый славянин, я слез не проливал», — прочитал я и вдруг увидел другого, не хрестоматийного Пушкина, Пушкина, которого не знал до сих пор.

Так начался мой Пушкин. Увидев его мужественным, жизнеспособным человеком, обладающим, несмотря на противоречия, цельной, гармонической натурой, я почувствовал уважение к нему и стал открывать его для себя. Это открытие продолжается до сих пор. Я с удовольствием узнаю о нем из биографических работ и постепенно вырисовываю его образ. Недостающие детали дает воображение.

Какой же он, мой Пушкин? Прежде всего, дающий мне возможность выключиться временами из бурно скачущего ритма жизни, забыть ненадолго о суете.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет льет,

То тлеет медленно, — а я предтеч читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

Благодаря Пушкину у меня перепадают (к сожалению, редкие) минуты, когда я остаюсь наедине с изначальным, заложенным во мне генетически, существующим вне времени…

Пора, мой друг, пора!

Покоя сердце просит

Летят за днями дни, и каждый день уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Таков мой Пушкин. Мой собеседник. То озорной, то задумчивый, то нежный, то ядовитый… Я люблю наблюдать его подвижное лицо, ловить быстрые мысли. С ним легко и спокойно. С ним я забываю о суете, которая норовит увести от самого главного. Он мой друг, и я хочу, чтобы он был жив. Я люблю Пушкина. И рассказал об этом, как умею. Ну а невысказанное…

Александр Пушкин. Поэмы

Купить в магазинах:

При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
Подробнее об акции

146 RUB руб. купить Лабиринт: 211 руб. купить

полный список магазинов

Авторы: А. С. Пушкин

В книгу вошли наиболее известные поэмы А.С.Пушкина ставшие важными вехами его творческого пути, — от легкой, шутливой, озорной поэмы «Руслан и Людмила» (1820) до «Медного всадника» (1833), вершинного произведения Пушкина в центре которого — столкновение великого и грозного царя и маленького человека, осмелившегося бунтовать против «державца полумира». В поэме нашли отражение размышления автора о драматических событиях русской истории, о роли государства и личности. Издание снабжено справочными материалами: статьей и подробными комментариями Г.Е.Потаповой, а также летописью жизни и творчества поэта. Обо всём этом и не только в книге Александр Пушкин. Поэмы (А. С. Пушкин)

Открывая Пушкина.

Хоть Пушкина и изучают в школе, из всего, что есть в этой книге, я ранее читала только «Руслана и Людмилу». Остальные же поэмы были мне совершенно незнакомы (разве что названия), и вот настало время заполнить это белое пятно. Все вошедшие в книгу произведения совсем небольшого объема, читаются легко и, благодаря мастерству автора, вызывают яркие образы в воображении.И должна отметить, что произведения Пушкина, несмотря на незамысловатые сюжеты, всегда многослойны по проблематике.

«Кавказский пленник» — Эта поэма была написана Пушкиным менее, чем за полгода во время его первой ссылки (для сравнения — «Руслана и Людмилу» он писал почти три года). Кавказ произвел на Пушкина сильнейшее впечатление, которое, конечно же, должно было вылиться на бумагу в изящной поэтической форме. Стоит ли говорить, что эта поэма сразу же стала дико популярной! Помимо трагической истории любви юной черкешенки и молодого плененного русского, эта поэма отражает величие природы и самобытность народов Кавказа, при этом проникнута патриотизмом и воспеванием Российских военных подвигов. Но в центре поэмы именно пленник — юноша, в свои молодые годы уже разочарованный в жизни, с разбитым сердцем и отсутствием всяких надежд. Мне такой лирический герой показался странным и довольно инфантильным, но сам Пушкин критически отмечал:
«Я. хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодости XIX века… Вообще я своей поэмой очень недоволен и почитаю её гораздо ниже «Руслана», — хоть стихи в ней зрелее».
Образ главного героя дался Пушкину очень тяжело. Многие отмечают в этом попытку нарисовать новый романтический тип: Пушкин внес в образ пленника и байронические черты, и личный опыт разбитого сердца и надежд. Вот такой вот получился герой того времени.

«Бахчисарайский фонтан» — вторая южная поэма Пушкина, тоже проникнутая байроническими настроениями. Пушкин написал ее под впечатлением от посещения ханского дворца в Бахчисарае. Сюжет поэмы переносит нас в давние времена и повествует о судьбе пленной польской княжны, попавшей в гарем к хану Гирею. Но печальное положение пленницы отягощается еще и появлением ревнивой грузинской соперницы. Любопытно, что Пушкин вообще был против публикации этой поэмы, потому что «многие места относятся к одной женщине, в которую я был очень долго и очень глупо влюблен». До сих пор исследователи не пришли к единому мнению о том, кто была эта возлюбленная молодого поэта.

«Цыганы» — еще одна романтическая история, также имеющая в основе личные впечатления Пушкина: будучи в ссылке в Кишеневе, он несколько дней жил в цыганском таборе и проникся их образом жизни. Поэма рассказывает нам о прекрасной цыганке Земфире, приютившей в таборе и у своего сердца юношу Алеко, который, устав от городской суеты, стремился к вольной и беззаботной жизни. Но свободолюбивое сердце цыганки быстро остыло к Алеко, и вот уже новая любовь сжигает ее. Но Алеко не может простить и забыть измену Земфиры, он так и не привык к свободным нравам цыган. Пушкин очень удачно словесно передал и дикий характер Земфиры, и атмосферу вольной, непринужденной, хоть и бедной жизни цыган.

«Граф Нулин» — очень понравилась мне эта шуточная поэма! Искрометный юмор и ироничность — ее главные черты! Здесь нет высокого поэтического стиля и образности, стиль поэмы намеренно принижен, но именно это и придает ей очарования и меткости. Написал ее Пушкин всего за два дня. Проводив мужа на охоту, молодая барыня Наталья Павловна скучает в одиночестве на хозяйстве. Но вдруг проезжавшая мимо повозка переворачивается на зимней дороге и Наталья Павловна оказывает пострадавшему графу Нулину прием и ночлег. Милая хозяйка очаровывает Нулина своим общением и самонадеянный граф приходит к выводу, что путь в спальню Натальи Павловны ему свободен. Но Наталья Павловна не так-то проста, как кажется. Замечательная вещь!

«Полтава» — за основу этой поэмы взят исторический сюжет, а именно Полтавская битва 1709 года. Личность Петра I всегда волновала отечественных писателей, и Пушкин — не исключение. Что чувствуется сразу, так это приближенный к народным думам и сказаниям стиль поэмы. Пушкин не спроста хотел назвать поэму «Мазепа», потому что в центре повествования — предательство украинского гетмана и его переход на сторону шведского короля Карла. Но поэма куда драматичней, чем простое военно-политическое произведение. В канву сюжета вплетена история любви уже пожилого Мазепы к 16-тилетней своей крестнице — Марии Кочубей (в жизни ее звали Матрена), которая ради Мазепы не побоялась позора и гнева родителей.

«Медный всадник» — печальная и жутковатая поэма, повествующая о сильнейшем наводнении в Петербурге и трагической судьбе главного героя — чиновника Евгения. Эта поэма была написана Пушкин в один из самых плодотворных периодов творчества — в имении Болдино. В печать поэма не была выпущена из-за запрета царя Николая, и в полном, не измененном своем виде была напечатана только в 1904 году. Впрочем, это неудивительно при тогдашней цензуре: ведь главный антагонист Евгения — сам Петербург и олицетворяющий его «медный всадник» — памятник Петру I.

В общем, что могу сказать? Читайте классику! Возможно, Пушкин не произведет на вас неизгладимого впечатления. Я не могу сказать, что меня он поразил. Меня больше поразила его жизнь и личность. Но удовольствие от чтения его поэм я получила большое, прониклась еще большим уважением к автору и его таланту.

От сказки к истории

Итак, вдоль начитавшись Шекспира, настало время знакомиться с поэмами отечественных классиков. Весьма удачно мне под руку подвернулось миниатюрное издание поем Александра Сергеевича Пушкина, которое включало в себя следующие произведения: «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Граф Нулин», «Полтава», «Домик в Коломне» и «Медный всадник». Я не зря перечислил все эти поэмы. Дело в том, что в издании они расположены в хронологическом порядке их написания, более того, читая каждое, одно за другим, можно проследить биографию самого автора. «Руслан и Людмила» является сказкой, которая была написана Пушкиным еще во время учебы в лицее в 1820 году. Будучи еще отроком, поэт обрел всеобщее признание и любовь. Затем Александру I были представлены его вольные стихи и эпиграммы, в следствии чего Пушкин получает ссылку, но не в Сибирь. Его связи в высшем свете помогают ему избежать этой жестокой участи, за него просит сам Жуковский и Карамзин, и таким образом холодная Сибирь сменяется на теплый юг, через Кавказ и Крым, в Молдавию, в Кишинев, куда он был определен на службу. Лично мое проживание с Сибири было предопределено родителями, и я бы не назвал это ссылкой, как и не назвал бы ссылкой то, что произошло с Пушкиным. Временное изгнание поэта из сердца светской России ‒ Петербурга, пошло ему только на пользу, ибо на выходе мы получаем новые поэмы, которые по своему успеху превосходят предыдущую.

Первым произведением из цикла горячих «южных поэм» стала драматичная поэма «Кавказский пленник», написанная в 1821 году. Сие творение хоть и весьма короткое, для такой серьезной проблемы, но автор смог максимально емко наполнить его описанием Кавказа, незатейливым, но все же романтическим сюжетом, а самое главное мыслью о спасении, которая проходит через всю поэму.

Следующее произведение было написано в Бахчисарае. Пушкин пишет: «В Бахчисарай приехал я больной. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает». Здесь же Пушкин услышал и предание о любви хана Керим-Герия к пленной Марии Потоцкой, ох уж эти восточные легенды. На фоне болезни, увиденного и услышанного автор пишет свою следующую поэму «Бахчисарайский фонтан», напечатанною в 1824 году. Сюжетные мотивы все те же: похищение, плен, мечта о спасении. Лично я никогда не искал какого-то серьезного сюжета в поэмах. Если таковой имел место быть, то для меня это был скорее приятный бонус, чем обязанность автора. Моя основная страсть в поэзии это слова, как они написаны, а не о чем. Читая поэтическое произведение я должен плавно плыть, чувствовать «словесную музыку», стих должен нести меня плавно от начала произведение и до его конца. Пушкин с этой задачей справился, ибо наслаждение я получил, но вернемся к его поэмам.

В 1824 году Пушкин покидает южные края, ему повелевают отправиться в свое имение Михайловское и оставаться там безвыездно. В этом же году Пушкин пишет поэму «Цыганы», которая являлась эпилогом его южной ссылки, завершение его романтического цикла и увлекательных южных похождений. «Цыганы» для Пушкина была как «Буря» для Шекспира, разница только в том, что Пушкин провожал определенный этап своей профессиональной деятельности, а Шекспир провожал всю эту деятельность целиком.
«Цыганы», на мой взгляд, одна из самых противоречивых и философских поэм у Пушкина. Сущность поведения в ней главного героя Алеко, можно обсуждать очень долго. Я до сих пор не знаю, как бы я поступил на его месте, так же как и не могу сказать о том, что я полностью осуждаю Алеко, или же полностью оправдываю. Непременно советую к прочтению особенно какому-нибудь книжному клубу, думаю будут весьма серьезные дебаты, возможно дойдет и до драк, так что будьте осторожнее.

Затем уже окончательно привыкнув к своей затворнической жизни, Пушкин в 1825 году пишет поэму «Граф Нулин«. Как четко было подмечено Э.Бабаевым: живя в глуши, Пушкин писал о том, как живут в глуши. Поэма простая и незамысловатая, именно за это и была поругана критиками в те времена. Пусть так, но однажды Гораций сказал: «Трудно хорошо выразить общеизвестные вещи», а Пушкин взял и выразил!

Декабрь 1825 года, восстание потерпело поражение, и вот Пушкин дает нам кое-что историческое, поэма «Полтава» (1828), замысел которой был связан с декабристской литературой. Здесь все просто: декабристы почитали Петра I великим деятелем, который вывел державу на европейскую арену. Карл XII сделал отчаянную попытку отбросить Россию на Восток, но после поражения под Полтавой должен был отступить, увлекая за собой и Мазепу в «туретчину», где наконец ему пришлось «бросить шпагу под бунчук. «. Основная сюжетная линия, которая была наложена на исторический фундамент являлась запретная любовь Мазепы к своей крестнице Марии, дочке его старого военного товарища Кочубея.

В 1830 году в Болдино Пушкин заканчивает свою новую поэму «Домик в Коломне». Эта поэма своей простотой и безмятежностью напоминала мне «Графа Нулина». Скорее всего Пушкин таким образом отдыхал, стараясь после каждой серьезной работы писать что-нибудь попроще, для личного наслаждения и успокоения. Э.Бабаев пишет, что «Домик в Коломне» может быть прочитан как полемическое произведение и я с ним пожалуй соглашусь. Произведение не самое яркое, но эта определенная точка зрения автора и она имеет место быть. «Домик в Коломне» не несет никакой смысловой нагрузки, просто красивое и местами интересное «субботневечернее» произведение.

Итак, вдоволь отдохнувши, Пушкин дарит нам свою самую зрелую и глубокую поэму «Медный всадник», написанную в 1833 году. С одной стороны эта поэма о кротком и обычном человеке Евгении, который живет своей тихой размеренной жизнью, «где-то служит», у него есть невеста и семейные планы, а с другой стороны о Петре Великом, об огромном медном памятнике, сидящем на медном коне, и смотрящем куда-то вдаль, каков контраст. Писав словосочетание «Петр Великий», внутренний голос даже проговаривал его как-то по особому а ля Левитан. Эта поэма Пушкина, лично для меня, является самой сильной и пронзительной из всех его произведений. Читая ее по телу шла дрожь и сразу вспоминался «Кориолан» Шекспира, восхитительное чувство. Нам, красивым языком, показали силу, мощь, величие и страдание. Маленький, слабый человек в стихийном бедствии теряет свою любовь, и не только он теряет все, все свои жизненные и семейные планы, его жизнь закончилась тогда, когда закончилась жизнь его невесты Параши. И виноват конечно же во всем тот самый человек, который возвел здесь город. Петр I основал Санкт-Петербург, значит он и повинен в смерти любимой Евгения. Тронувшись рассудком герой начинает винить во всем Петра Великого, адресуя свою злобу и ненависть огромного медному памятнику, который внезапно оживает и начинает преследовать нашего героя. Жестокая и трагичная история, которую я жаждал прочесть и понять. Кстати, и в «Медном всаднике» не обошлось без намеков, а в частности намеков на все тех же злополучных декабристов. Об этом свидетельствует акцент на год, в котором происходит данное событие, а именно 1825 (год восстания декабристов) и конечно та самая площадь, которую позже назовут площадью Декабристов, на которой все и началось в этой поэме, а для декабристов все закончилось.

P.S. При написании рецензии были использованы материалы статьи Э.Бабаева «Обещанный рассказ. «, которая является вводной частью в удивительный мир поэзии Александра Сергеевича Пушкина. по крайней мере в моем издании ;-).

Отзывов о «Александр Пушкин. Поэмы» пока нет. Оставьте отзыв первым

Рецензии на книгу « Озорной Пушкин » Александр Пушкин

Удивительная книжечка! Пушкин — наше всё- предстаёт совершенно в другом ракурсе. Гениален во всём! Очень любопытно почитать запретные стихи великого поэта. Замечательный подарок для ироничных интеллигентных людей.

Оформление книги характерно для всей серии «Мини». Небольшой формат, золотое тиснение. Бумага плотная. Прекрасное сочетание «цена-качество». Хороши графические иллюстрации. Пушкин — это наше все, но в этих стихотворениях он раскрывается с неожиданной стороны — раскрепощенный, смешливый, озорной: «В молчаньи пред тобой сижу. Напрасно чувствую мученье, Напрасно на тебя гляжу: Того уж верно не скажу, Что говорит воображенье». Однако его поэзия по-прежнему элегантна и гениальна.
В книгу включены стихотворения и эпиграммы Пушкина, а также его поэмы «Монах», «Гаврилиада», «Царь Никита и сорок его дочерей», «Граф Нулин» и строфы из поэмы «Домик в Коломне».

Пушкин

Романтическая драма в 2-х действиях

Театр представляет свой взгляд на жизнь и судьбу Александра Сергеевича Пушкина.

Действие спектакля охватывает большой период жизни поэта: со ссылки в Михайловское и приезда туда Пущина в 1825 году, до трагической дуэли в 1837-м.

Слишком много лет отделяет нас от эпохи, когда жил поэт, и для многих он давно превратился в бронзовый памятник, в «классика русской литературы» из школьной программы. И потому для Сергея Безрукова было важно показать живого человека, со своими страстями, жизненными коллизиями – ведь именно они были тем материалом, из которого выросла его поэзия. Пушкин в спектакле – озорной, ранимый, страстно любящий друзей и ненавидящий врагов, острый на язык и скорый на дерзкий поступок, окруженный шпионами третьего отделения, «невыездной». Не желающий сносить унижения и готовый биться насмерть, чтобы отстоять свою честь…

Сергей Безруков: «Хочется, чтобы зритель на нашем спектакле еще раз пережил смерть Пушкина, ощутил утрату. Когда переживаешь утрату человека со слезами на глазах — приближаешь его к себе. И Пушкин становится не запыленным томиком стихов, не «двойкой» по школьному сочинению, не памятником, а живым и близким человеком, за которого переживаешь».

Премьера — 1 июня 2011 г.

Сергей Безруков
Акинф Белов
Ирэна Белоусова
Ирина Дронова
Андрей Шепелёв
Алексей Пономарев
Юлия Шишкина
Ольга Никитина
Действующие лица и исполнители:
Сергей Безруков
Сергей Пинчук
Елена Силина
Валерия Минина
Игорь Теплов
Сергей Сафронов
Сергей Степин
Николай Дроздовский
Самвел Мужикян
Андрей Мисилин
Елена Доронина
Александр Амелин
Наталья Шклярук
Евгения Нохрина
Наталия Смирнова
Регина Хакимова
Наталия Качалкина
Антон Соколов
Андрей Чанцев

В киноэпизодах участвуют:

Виктор Вержбицкий в роли Луи де Геккерена
Виталий Безруков в роли Сергея Львовича Пушкина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector