Александр Пушкин«И

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Стихотворение обращено к ближайшему другу А. С. Пушкина с лицейских лет, декабристу Ивану Ивановичу Пущину , приговоренному к пожизненной каторге. Написано 13 декабря, накануне первой годовщины восстания на Сенатской площади.
И. И. Пущин вспоминал впоследствии о получении им стихотворения Пушкина на каторге в Чите: «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье».

Урок литературы в 6-м коррекционном классе «А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «И.И. Пущину»»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с лицейскими годами А.С.Пушкина.
  • Научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события .
  • Задачи урока:

  • Формировать систему читательских умений.
  • Обучать выразительному чтению.
  • Ход урока.

    1. Слово учителя. Презентация. (Слайд №1)

    Эпиграф к уроку:

    Смуглый отрок бродил по аллеям,
    У озерных грустил берегов,
    И столетие мы
    Еле слышный шелест шагов.

    — С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни это замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени.

    — Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете эти строки? О каком периоде жизни А.С.Пушкина мы сегодня поговорим?

    — Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворение, посвященное одному из них.

    2. Рассказ о лицейских годах А.С.Пушкина. Анализ статьи учебника.

    Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

    В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.

    Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.

    Кроме Александра у Пушкиных были дети – старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

    Его брат писал впоследствии о детских годах Александра:

    «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

    Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

    Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, в скоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературной влияние. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял.

    — Прочитайте о Лицее (по учебнику). Откуда он получил такое название? Какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением?

    Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

    Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя, как А.П. Куницын, А.И. Галич и другие.

    – Найдите в статье учебника, чем интересно было открытие Лицея.

    На празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына.

    В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, “была пора….” (1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына – скажет, потому что всегда о ней помнил:

    Вы помните когда возник Лицей,
    И царь для нас открыл чертог царицын,

    И мы пришли. И встретил нас Куницын
    Приветствием мех царственных гостей…..

    В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившиеся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее.

    — Прочитайте, каковы были внутренние покои в Лицее, одежда лицеистов, режим в Лицее.

    — Расскажите о лицейских профессорах.

    Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой дате стихами.

    И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения дома.

    Лицей, лицейское содружество, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина.

    Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.

    — Какие стихи пишет А.С.Пушкин в стенах Лицея? Прочитайте.

    В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта); прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями. В лицее были возможности свободного и естественно- непринужденного приобщения к культуре и – что не менее важно – приобщение всем дружеским кругом, вместе.

    Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кухельбекер,. Двое из них были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина – и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин “постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.”

    Лицейское поэтическое братство вырастало и воспитывалось. Лицеисты по существу почти не знали притеснений, дружеские отношения связывали их не только между собой, но и с некоторыми профессорами. С годами они получили возможность общаться и с теми, кто находился в Царском Селе, но за пределами лицея.

    — Случаи из жизни лицеистов. (сообщения учеников) (Приложение № 1)

    Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие». Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».

    — Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

    3. Рассказ о истории создания стихотворения “И.И.Пущину”.

    – Пушкинские обращения к друзьям. Сколько в них свежести, новизны, оригинальности! Какой задушевностью веет от них, каким человеческим теплом они согреты. Поистине нужно было именно по-пушкински обладать даром такой “всемирной отзывчивости”, чтобы найти теплые, светлые слова для всех и для каждого, к кому он обращался.

    — Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.

    — Сообщение ученика. (Приложение № 2) (слайды 14-15)

    4. Выразительное чтение и анализ стихотворения “ И.И.Пущину”.

    — Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания. Докажите.

    — Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?

    — Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

    — Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?

    — С чем сравнивает А.С.Пушкин детскую дружбу с Пущиным? Почему?

    — Используя какие приемы, Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?

    5. Итог урока. Домашнее задание.

    — Что больше всего поразило вас на уроке?

    — Выучить стихотворение “И.И.Пущину” наизусть.

    Беляева Н.В. Дороги, ведущие к Пушкину. Материалы для уроков по изучению лирики А.С.Пушкина // Культура. Филология. Методика: Сб. трудов в честь 60-летия проф. Г.С.Меркина. – Смоленск: СГПУ, 2000. –

    Вересаев В.В. В двух планах: Статьи о Пушкине. – М.: Захаров, 2000.

    Карпушин С.В., Ковалева Е.С., Терентьева А.В. А.С.Пушкин: начало всех начал: Жизнь, творчество, эпоха. – Смоленск: Русич, 1999. –

    Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве: Учебн. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М.: Русское слово, 2000.

    И. И. Пущин. Записки о Пушкине.

    Приложение 3 (Презентация)

    Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

    Данный конспект ориентирован на программу Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, В.П. Полухиной и других.

    При составлении конспекта урока нами применяются наблюдения над звуковой содержательностью А.П. Журавлёва*.

    Цель урока. Знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.

    Эпиграф на доске: “Мороз и солнце; день чудесный!” (А.С. Пушкин)

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Беседа по теме «Дружба в жизни А.С. Пушкина», выразительное чтение стихотворения «И.И. Пущину».

    III. Подготовка к восприятию нового материала

    — Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?

    — Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?

    — С помощью какого эпитета характеризует снег А.С. Пушкин в стихотворении «И.И. Пущину»? Почему снег “печальный”?

    — Знаете ли вы, как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?

    IV. Анализ стихотворения

    1. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет и записывает на доске значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:

    взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);

    вечор — вчера (диал.);

    нынче — сейчас (устар.);

    озарена — освещена (устар.);

    велеть — приказать (устар.);

    запречь — запрячь, запрягать (диал.);

    — Какое чувство передано в этом стихотворении?

    — На основании чего вы сделали такой вывод?

    — Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? (Как о нём узнают другие?)

    (Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.)

    — Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?

    Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.

    — К кому обращается поэт?

    — Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.)

    — Что описывает поэт?

    — С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?

    — Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

    — Можно ли их объединить?

    — Какое настроение стремится передать в них автор?

    3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

    — Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)

    — С чем сравнивается снег? Почему?

    — Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) С какой целью она используется поэтом?

    — Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их употребляет?

    — Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

    — Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

    Запись в тетради: Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

    Чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.

    3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

    — Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)

    Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

    — От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)

    — С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора.)

    — Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.)

    4. Стихотворный размер.

    — Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.)

    — Почему именно этот размер использует поэт? (Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.)

    — Итак, какое же общее настроение стихотворения?

    — Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А.П. Журавлёва.

    (Класс делится на группы. Задание каждой группе: подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л.)

    Сравним свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Выбор признака “светлый” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый “светлый” (по наблюдениям Журавлёва) среди согласных “л” и самый “светлый” среди гласных “е”, а наиболее занижена частность самых “тёмных” — “х” и “ш”. Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!

    Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.

    — Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы? (Белый, жёлтый — солнце…)

    — Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении? (“О” — можно удвоить ударные, так как они более заметны; “е” — … , “а” — … , “э” — … , больше — “о”.)

    Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий.

    О — светло-желтый или белый

    Ю — голубоватый, сиреневатый

    У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

    Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

    — Всё точно! Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

    Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

    6. Работа по выразительному чтению стихотворения.

    — Чем отличается настроение, с которым вы прочтёте 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?

    — Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?

    — Звуки 4-й строфы. Что они передают?

    — Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?

    7. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

    V. Подведение итогов

    Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

    VI. Задание на дом

    Выучите стихотворение наизусть; желающие открыть для себя тайны звуков, прочтите книгу А.П. Журавлёва «Звук и смысл», и вы не пожалеете.

    Анализ стиха пущину пушкина

    И. И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный. ») (стр. 156). Обращено к ближайшему другу Пушкина с лицейских лет, декабристу Ивану Ивановичу Пущину, приговоренному к пожизненной каторге. Написано 13 декабря, накануне первой годовщины восстания на Сенатской площади.

    В первой строфе поэт вспоминает приезд к нему Пущина в Михайловское, 11 января 1825 г., описанный декабристом в «Записках о Пушкине». Первая строфа стихотворения

    совпадает с первой строфой послания к Пущину, обещанного поэтом другу и начатого после посещения им Михайловского. Послание осталось незаконченным. Вот его текст:

    Мой первый друг, мой друг бесценный,
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Пустынным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.

    Забытый кров, шалаш опальный
    Ты вдруг отрадой оживил,
    На стороне глухой и дальной
    Ты день изгнанья, день печальный
    С печальным другом разделил.

    Скажи, куда девались годы,
    Дни упований и свободы,
    Скажи, что наши? что друзья?
    Где ж эти липовые своды?
    Где ж молодость? Где ты? Где я?

    Судьба, судьба рукой железной
    Разбила мирный наш лицей,
    Но ты счастлив, о брат любезный,
    Счастлив ты, гражданин полезный,
    На избранной чреде своей.

    Ты победил предрассужденья
    И от признательных граждан
    Умел истребовать почтенья,
    В глазах общественного мненья
    Ты возвеличил темный сан.

    В его смиренном основанье
    Ты правосудие блюдешь.

    Темный сан — скромная должность надворного судьи, которую занимал Пущин, перейдя по идейным побуждениям в судебное ведомство из блестящего гвардейского полка.

    Пущин вспоминал впоследствии о получении им стихотворения Пушкина на каторге в Чите: «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье» ( И. И. Пущин, Записки о Пушкине, М. 1956, стр. 85).

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector