История любви Анны Ахматовой и Николая Гумилёва

Наш сегодняшний рассказ можно назвать так: «История одной свадьбы». К сожалению, не все свадьбы бывают счастливыми. Во многих благополучных семьях кто-то оказывается лидером, которому охотно подчиняется другой партнер. И в этом случае могут возникнуть драматические отношения. К глубоко трагичным последствиям привел и брак Николая Гумилева с Анной Горенко, будущей Анной Ахматовой. Сегодня в программе «История любви» Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

Встреча Гумилева с Анной Горенко послужила для него причиной огромного душевного страдания. Однако именно Анна стала для него на несколько лет источником вдохновения. Именно ее образ, её поступки диктовали Гумилеву то светлые и радостные, то печальные и горькие, но в обоих случаях бессмертные строки в его творчестве.

Президент общества «мемориал поэта Гумилева», академик Петровской академии наук Анатолий Доливо-Добровольский расскажет нам о первой встрече Анны и Николая.

«Одно из главных событий в жизни Гумилева, встреча с Анной Горенко, произошла 24 декабря 1903 года. Семнадцатилетний гимназист Коля Гумилев познакомился в Царском селе с четырнадцатилетней гимназисткой Аней и сразу влюбился в неё. Она была прелестной, высокой и стройной девушкой, с длинными и густыми черными волосами и с неожиданно светлыми, большими голубыми глазами. А ещё она слыла начинающей поэтессой. А, вот, Коля Гумилев не понравился ни Ане, ни её подругам. Он не был красив, и девушки изводили его насмешками, которые он терпеливо сносил. Но, тем не менее, к нему был проявлен определенный интерес. Коля и Аня вместе посещали музыкальные вечера, участвовали в благотворительных спектаклях, спиритических сеансах, ходили вместе на каток».

В раннем поэтическом творчестве Ани была целая кипа стихов посвященных Коле Гумилеву, которые потом она уничтожила. Позднее она вспоминала эти строки.

«В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашу встречу, мальчик мой веселый.
Только ставши лебедем надменным,
Изменился старый лебеденок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой не звонок».

Одним из первых поэтических обращений Коли Гумилева к Ане были стихи «Русалка», где есть такие строки.

«Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины.
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской».

За этими стихами последовали новые, сначала детские и незрелые, но постепенно все более совершенные. Анне не могло не нравиться это поклонение юноши, но она разыгрывала роль холодной и жестокой. Юношеское увлечение Гумилева переросло в серьезное чувство, он отважился сделать Анне Горенко предложение, но получил отказ.

30 мая 1906 года Николай заканчивает гимназию и уезжает в Париж для продолжения своего образования в Сорбонском университете. Он надеялся, что жизнь за границей позволит ему избавиться от неразделенной любви. Но Анна Горенко не хочет отпускать на свободу своего поклонника. Какие чувства душу Анны Горенко в тот момент рассказывает Анатолий Доливо-Добровольский.

«В душе Анны Горенко происходят, какие-то непонятные нам коллизии. В письмах к друзьям она то насмехается над Гумилевым, то пишет, что готова выйти за него замуж, то признается в своей страстной любви к нему, о чем, конечно, ничего не сообщает Гумилеву. Однако, когда, в начале мая 1907 года Гумилев приезжает в Россию, она снова отказывается выйти за него замуж».

Летом 1907 года в Севастополе Гумилев уже в третий раз делает предложение Горенко, но снова получает отказ. Он возвращается во Францию. Страдая от неразделенной любви и от ревности к неведомому сопернику, он трижды предпринимает попытки покончить с собой. Но, к счастью, неудачно.

«Узнав от брата о попытках Гумилева покончить с собой, она смягчается и посылает ему телеграмму, в которой он должен понять, что у него ещё остались шансы на взаимные чувства. 20 апреля 1908 года Гумилев снова приезжает в Севастополь увидеться с Аней, но девушка продолжает свою коварную политику нерешительного отказа, несогласия на брак».

Узнав, что у неё появилась соперница, Горенко меняет свое поведение, прекращает шестилетнюю игру и дает согласие на брак.

«Бракосочетание состоялось 25 апреля 1910 года, в маленькой Никольской церкви Черниговской губернии. Затем молодые поехали провести свой медовый месяц в Париж. Во время этого путешествия Гумилев осознал, как они далеки друг от друга. Гумилев в душе был путешественником, а его жена путешествия ненавидела и не позволяла мужу о них говорить. Гумилев начал воспитывать поэтический вкус жены. Она самодовольно спорила с ним, но потом, действительно уничтожила все, что было написано ею ранее. Под влиянием мужа она выросла в знаменитую поэтессу Анну Ахматову».

В дальнейшем их совместная жизнь была наполнена событиями, но отнюдь не счастливыми. И даже появление на свет сына не смогло сохранить эту семью.

«В его стихах больше не появляется Анна Ахматова, а в её стихах образ мужа возникает все чаще и чаще, особенно после его трагической гибели. И в такие минуты, когда ей особенно тяжело, она осознает свою вину перед Николаем Гумилевым. Что она была для мужа не кроткою голубкой, а коршуном, которая когтила его грудь и напоила его изменой первою, вином-проклятьем. Она осознает, что весь её жизненный путь был ошибочным и горечь от этих ошибок – это расплата за предательство её супруга при жизни».

«Она» Н. Гумилев

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Её расширенных зрачков.

Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг её,
Назвать нельзя её красивой,
Но в ней всё счастие моё.

Когда я жажду своеволий
И смел, и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В её истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке.

Анализ стихотворения Гумилева «Она»

Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.

С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.

Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.

Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».

О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.

Всё для женщин

Анна Ахматова и Николай Гумилёв

«…но люди, созданные друг для друга,

соединяются, увы, так редко…»

Солнце пекло немилосердно. Особенно тяжело приходилось дамам: их сложные пляжные наряды (под шелковыми платьями непременно имелись две юбки, одна из которых была жестко накрахмалена, тугой лиф и, само собой разумеется, корсет) вовсе не располагали к беспечному отдыху. Разговор между отдыхающими вяло перетекал с погоды на обсуждение общих знакомых, мужчины сонно ухаживали за женщинами, а женщины так же вяло флиртовали с кавалерами. И вдруг головы курортников как по команде повернулись в одну сторону. На пляже появилась босоногая лохматая девчонка в платье, надетом на голое тело. Тогда никто из отдыхающих не предполагал, что эта бесстыдная особа станет известна всей России под именем Анна Ахматова.

Аня Горенко (бабушкину фамилию поэтесса взяла, когда начала

публиковаться) родилась в пригороде Одессы, ее отец Андрей Антонович Горенко был морским офицером, мать полностью посвятила себя детям, которых в семье было шестеро. Когда Ане еще не было года, семья перебралась из Одессы на север: в Павловск, а потом в Царское Село, но каждое лето Аня проводила на берегу Черного моря. В 10 лет Аня поступила в Царскосельскую гимназию. И именно там, в Царском Селе, она познакомилась со своим будущим мужем Николаем Гумилевым, встреча с которым навсегда оставила след в жизни великой поэтессы.

«Я женщиною был тогда измучен…»

АННА и НИКОЛАЙ познакомились в Рождественский сочельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

Ахматова обладала поразительной внешностью, которая сразу же выделяла её среди окружающих. Её современник, поэт Георгий Адамович, познакомившийся с ней ещё в молодости, вспоминает: «Теперь, в воспоминаниях о ней, её иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позднее в её наружности отчётливее обозначился оттенок трагический… когда она, стоя на эстраде… казалось, облагораживала и возвышала всё, что было вокруг…»

Облик Ахматовой просился на портрет; художники, что называется,

Анна Ахматова. Художник А. Модильяни.

«наперебой» писали её: А. Модильяни, Н. Альтман, О. Кардовская и многие другие. Кардовская записала в дневнике: «Я любовалась красивыми линиями и овалом лица Ахматовой и думала о том, как должно быть трудно людям, связанным с этим совершенным существом родственными узами… Художникам она доставляет радость любования – и за то спасибо!»

В то время пылкий юноша вовсю старался подражать своему кумиру Оскару Уайльду. Носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка

подкрашивал губы. Однако, для того чтобы завершить образ трагического, загадочного, слегка надломленного персонажа, Гумилеву не хватало одной детали. Все подобные герои непременно были поглощены роковой страстью, терзались от безответной или запретной любви — в общем, были крайне несчастливы в личной жизни. На роль прекрасной, но жестокой возлюбленной Аня Горенко подходила идеально. Ее необычная внешность притягивала поклонников, к тому же скоро выяснилось, что Анна вовсе не питает к Николаю ответных чувств.

Холодноватый прием ничуть не уменьшил пыл влюбленного поэта — вот она, та самая роковая и безответная любовь, которая принесет ему желанное страдание! И Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы. Однако Анна была влюблена в другого. Владимир Голенищев-Кутузов — репетитор из Петербурга — был главным персонажем ее девичьих грез.

В 1906 году Гумилев уезжает в Париж. Там он надеется забыть свою роковую любовь и вернуться в образе разочарованного трагического персонажа. Но тут Аня Горенко внезапно понимает, что ей не хватает слепого обожания молодого поэта (родители Ахматовой узнали о влюбленности дочки в петербургского репетитора и от греха подальше разлучили Аню и Володю). Ухаживания Николая настолько сильно льстили самолюбию Ахматовой, что она даже собиралась выйти за него замуж, несмотря на то что до сих пор была влюблена в питерского репетитора. К тому же вечные разговоры Гумилева о роковой любви не прошли даром — теперь Ахматова и сама не прочь сыграть роль трагической фигуры. Вскоре она отправляет Гумилеву письмо с жалобами на свою ненужность и заброшенность.

Получив письмо Ахматовой, Гумилев, полный надежд, возвращается из Парижа, навещает Аню и делает ей очередное предложение руки и сердца. Но дело испортили… дельфины. Тогда Ахматова отдыхала в Евпатории. Прогуливаясь с Гумилевым по пляжу и слушая объяснения в любви, Аня наткнулась на двух выброшенных на берег мертвых дельфинов. Неизвестно почему это зрелище так сильно повлияло на Ахматову, но Гумилев получил очередной отказ. Причем Ахматова цинично объяснила влюбленному Николаю, что ее сердце навсегда занято Голенищевым-Кутузовым.

Отвергнутый поэт снова уезжает в Париж, считая, что единственный приемлемый выход из ситуации — самоубийство. Попытка самоубийства была обставлена со свойственной Гумилеву театральностью и напыщенностью. Сводить счеты с жизнью поэт отправляется в курортный городок Турвиль. Грязноватая вода Сены показалась Гумилеву неподходящим пристанищем для измученной души влюбленного юноши, а вот море — в самый раз, тем более что Ахматова не раз говорила ему о том, что обожает смотреть на морские волны. Однако трагедии суждено было превратиться в фарс. Отдыхающие приняли Гумилева за бродягу, вызвали полицию, и, вместо того чтобы отправиться в последний путь, Николай отправился давать объяснения в участок. Свою неудачу Гумилев расценил как знак судьбы и решил попытать счастья в любви еще раз. Николай пишет Ахматовой письмо, где вновь делает ей предложение. И вновь получает отказ.

Тогда Гумилев снова пытается покончить с собой. Эта попытка была еще более театральной, чем предыдущая. Гумилев принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес. Где его и подобрали в бессознательном состоянии бдительные лесничие.

В конце 1908 года Гумилев возвращается на родину. С мечтами завоевать сердце Ахматовой молодой поэт так и не расстался. А потому он продолжает осаждать Анну, клясться ей в вечной любви и предлагать замужество. То ли Ахматова была тронута такой почти собачьей преданностью, то ли Гумилев выбил из нее согласие рассказами о неудачных попытках самоубийства, то ли образ питерского репетитора несколько померк, но так или иначе Анна дала свое согласие на брак.

«Да, я знаю, я вам не пара, я пришел из иной страны…»

НИКТО из родственников жениха не явился на венчание, в семье Гумилевых считали, что этот брак продержится недолго.

Женитьба на Анне Горенко так и не стала победой для Николая Гумилева. Как выразилась одна из подруг Ахматовой того периода, у нее была своя собственная сложная «жизнь сердца», в которой мужу отводилось более чем скромное место. Да и для Гумилева оказалось совсем не просто совместить в сознании образ Прекрасной Дамы — объекта для поклонения — с образом жены и матери. А потому уже через два года после женитьбы Гумилев заводит серьезный роман. Легкие увлечения случались у Гумилева и раньше, но в 1912 году Гумилев влюбился по-настоящему. Сразу после возвращения из Африки Гумилев посещает имение своей матери, где сталкивается со своей племянницей — молоденькой красавицей Машей Кузьминой-Караваевой. Чувство вспыхивает быстро, и оно не остается без ответа. Однако и эта любовь носит оттенок трагедии — Маша смертельно больна туберкулезом, и Гумилев опять входит в образ безнадежно влюбленного.

Ахматовой приходится несладко — она давно привыкла к тому, что является для Николая богиней, а потому ей тяжело быть свергнутой с пьедестала и осознавать, что муж способен испытывать такие же высокие чувства к другой женщине. Здоровье Машеньки быстро ухудшалось, и вскоре после начала их романа с Гумилевым Кузьмина-Караваева умерла. Правда, ее смерть не вернула Ахматовой былого обожания мужа.

И тогда Анна Андреевна решается на отчаянный шаг и рожает

Гумилеву сына Льва. Рождение ребенка Гумилев воспринял неоднозначно. Он тут же устраивает «демонстрацию независимости» и продолжает крутить романы на стороне. Впоследствии Ахматова скажет: «Николай Степанович всегда был холост. Я не представляю себе его женатым».

Впрочем, Ахматова тоже ведет себя отнюдь не так, как положено верной жене. В 1914 году Гумилев уезжает на фронт, и у Ахматовой завязывается бурный роман с поэтом Борисом Анрепом. И только эмиграция Анрепа в Англию поставила точку в их отношениях. Впрочем, Анреп был вовсе не единственным приближенным Ахматовой.

Когда Гумилев наконец вернулся в Россию (после войны он провел некоторое время в Лондоне и Париже), Ахматова сообщает ему ошеломительную весть: она любит другого, а потому им придется расстаться навсегда. Несмотря на прохладные отношения между супругами, развод стал для Гумилева настоящим ударом — оказывается, он все еще любил свою Прекрасную Даму Аню Горенко. Однако Ахматова непреклонна. Она переезжает к известному специалисту по Древнему Египту Владимиру Шилейко — именно он

сумел покорить сердце великой поэтессы, пока ее муж мотался по фронтам, завоевывая награды (за проявленную храбрость Гумилев был награжден двумя Георгиевскими крестами). Сына Льва Ахматова оставляет жить у свекрови — поэтесса плохо представляла себя в роли заботливой матери.

Впоследствии Ахматова выходила замуж еще трижды, но все ее браки заканчивались разводами. Наверное, великая поэтесса не была приспособлена к роли жены. Впрочем, для всех своих мужей, и в первую очередь для Гумилева, Ахматова стала идеальной вдовой. Она отреклась от него живого, всеми почитаемого, но мертвому, расстрелянному большевиками, она осталась верна до конца. Хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать сведения для его биографии, посвящала ему свои произведения.

Вы так же можете ознакомиться с другими статьями на эту тему:

Состоялось венчание Николая Гумилева с Анной Ахматовой

Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева продлился восемь лет

В этот день 1910 года в Николаевской церкви села Никольская Слободка недалеко от Киева обвенчались уже знаменитый поэт Николай Гумилев и потомственная дворянка Анна Горенко (лишь через год под ее стихами появится псевдоним Ахматова).

Познакомились они в 1903 году в Царскосельской гимназии. Анне было тогда 14 лет, а Николай был старше ее на три года. Увидев красивую стройную девушку, он сразу потерял голову. Для Ани же присутствие рядом не очень красивого и долговязого подростка, пишущего стихи и пытающегося ухаживать, было интересно и ново, но она вовсе не питала к нему ответных чувств.

Пять лет Гумилев упорно и страстно ухаживал за ней. Став известным поэтом, Николай много раз делал ей предложения и получал отказы, от безответной любви он трижды пытался покончить жизнь самоубийством. И все же добился своего. Когда в 1909 году он снова заговорил о браке, Анна дала свое согласие.

(25 апреля) 8 мая 1910 года 20-летняя Анна Горенко и 23-летний Николай Гумилев были обвенчаны. Родственники с обеих сторон на свадьбу не пришли, т.к. были против этого брака. Они сомневались в счастливом будущем этого союза и были уверены, что он долго не продержится.

Тем не менее, этот брак продлился восемь лет, несмотря на то, что оба были плохо подготовлены к семейной жизни. Некоторое время их объединяла любовь к стихам. Ко времени венчания Гумилев уже был известным поэтом, выпустил три книги стихов и в литературных салонах воспринимался как признанный мэтр. Именно он помогал выбирать из многих стихотворений Ахматовой самые лучшие, которые и составили ее первый сборник – «Вечер» (1912), принесший известность молодой поэтессе.

Осенью 1912 года у Николая и Анны родился сын Лева (его воспитанием занималась свекровь). Их брак выглядел довольно странным. Он постоянно уезжал то в Африку, то в Европу, а она оставалась одна и вела себя «неодобрительно» для того времени. Анна щеголяла то в экстравагантных нарядах, то купалась голышом. Все это не вязалось с обликом светской дамы и матери семейства.

Брак не принес счастья ни Анне, ни Николаю. Потому уже через два года после женитьбы Гумилев завел серьезный роман, а легкие увлечения случались у него и раньше. Впрочем, Ахматова тоже вела себя отнюдь не так, как положено верной жене. В августе 1918 года Анна Ахматова и Николай Гумилев официально оформили развод.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: