Афоризмы из басен Крылова

Литературная викторина
«Знаете ли вы басни И. А. Крылова?»

Кто не слыхал его живого слова ?
Кто в жизни с ним не встретился своей ?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. И. Исаковский

В начале игры создаются 2 команды по 5 человек. Дети должны выбрать капитана своей команды и придумать название и девиз команды. Перед первым конкурсом капитан представляет свою команду зрителям и жюри.

1. Разминка. Назовите басни, из которых взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?
— А ларчик просто открывался. («Ларчик»)
— У сильного всегда бессильный виноват («Волк и ягненок»)
— Ты все пела? Это дело, так поди же попляши!» («Стрекоза и муравей»)
— Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на слона!» («Слон и моська»)
— А Васька слушает да ест! («Кот и повар»)
— Тришкин кафтан
— Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
— Демьянова уха.
— Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна»)
— Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.(«Кукушка и петух»)

Каждой команде задается по 5 вопросов. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

2.В каких баснях И. А. Крылова так ярко изображены эти животные?

— Свинья на барский двор когда-то затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по уши досыта накупалась:
И из гостей домой пришла свинья-свиньей. («Свинья»)

-Мой волк сидит ,прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. («Волк на псарне»)

— Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша. («Ворона и лисица»)

-Вертит очками так и сяк: то к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. («Мартышка и очки»)

3. Конкурс капитанов. Отгадай центон. Пока капитаны готовятся , ведущий играет с командами в «Комнату находок».

Центон – это стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного автора. Капитанам предлагается назвать басни, из которых он составлен:
В июле, в самый зной, в полуденную пору, сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь, по улицам слона водили, как видно напоказ-
Известно, что слоны в диковинку у нас – так за слоном толпы зевак ходили…
Какой-то повар, грамотей, с поварни прибежал своей…
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни, как вдруг из подворотни..
Проказница мартышка, осел, козел да косолапый мишка
Затеяли сыграть квартет… Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука..
Победителем в этом конкурсе нужно считать того, кто правильно назовет все басни. Текст распечатывается для каждого капитана отдельно.

4. «Комната находок».

Участники команд заранее готовят задания для соперников. На листах рисуют предметы из басен: очки, сыр, виноград, зеркало, поварской колпак и.т.д. Команды должны разыскать их владельцев. Адресом служит заглавие басни, героем которой является владелец данной вещи. Команды представляют по 3 иллюстрации.

5.» Ход конем».

Пока команды готовятся, проводится игра со зрителями.
Прочесть слова поможет шахматный конь. Начиная с нижнего левого угла, нужно прочитать мораль к басням И. А. Крылова.

Афоризмы из басен Крылова

Цитаты из басен И.А. Крылова

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. — «Волк и ягненок» (Волк)

Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. — «Вороненок»

Почти у всех во всем один расчет:
Кто кого лучше проведет,
И кто кого хитрей обманет.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. — «Ворона и лисица»

Хоть я и гнусь, но не ломаюсь. — «Дуб и Трость» (Тростинка)

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. — «Ларчик»

А Ларчик просто открывался. — «Ларчик»

Мне хочется, невеждам не во гнев,
Весьма старинное напомнить мненье:
Что если голова пуста,
То голове ума не придадут места. — «Парнас»

Я слышал — правда ль? — будто встарь
Судей таких видали,
Которые весьма умны бывали,
Пока у них был умный секретарь. — «Оракул»

С разбором выбирай друзей.
Когда корысть себя личиной дружбы кроет, —
Она тебе лишь яму роет. — «Роща и огонь»

У сильного всегда бессильный виноват. — «Волк и Ягненок»

Афоризмы из басен Крылова

Случается не редко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться. Ларчик

У сильного всегда бессильный виноват. Волк и ягнёнок

«Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!» Стрекоза и муравей

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука. Лебедь, рак и щука

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. Ворона и лисица

Что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»» Слон и моська

Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. Орёл и крот

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. Квартет

К несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит; а ежели невежда познатней, так он ее еще и гонит. Мартышка и очки

Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он. Слон на воеводстве

С разбором выбирай друзей. Когда корысть себя личиной дружбы кроет — она тебе лишь яму роет. Роща и огонь

Что как бывает жить ни тошно, а умирать еще тошней. Крестьянин и смерть

Друзья! Пустой ваш труд: на волка только слава, А ест овец-то — Савва. Пастух

Посмотришь на дельца иного: хлопочет, мечется, ему дивятся все; он, кажется, из кожи рвется, да только все вперед не подается, как Белка в колесе. Белка

Не попусту в народе говорится: не плюй в колодезь, пригодится воды напиться. Лев и мышь

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. Кукушка и петух

Свет полон дружбою такою. Послушать, кажется, одна у них душа, — а только кинь им кость, так что твои собаки! Собачья дружба

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад. Щука и кот

Как в людях многие имеют слабость ту же: все кажется в другом ошибкой нам; а примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже. Обоз

И что важнейшая наука для царей: знать свойство своего народа и выгоды земли своей. Воспитание льва

Который, что ни станет разбирать, имеет дар одно худое видеть? Свинья

Охотно мы дарим, Чтó нам не надобно самим. Волк и лисица

Таким же образом, видал я, иногда иные господа, запутавши дела, их поправляют; посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют. Тришкин кафтан

Услужливый дурак опаснее врага. Пустынник и медведь

Таланты истинны за критику не злятся: их повредить она не может красоты; одни поддельные цветы дождя боятся. Цветы

Скупой теряет всё, желая всё достать. Скупой и курица

Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! Две собаки

Я слышал — правда ль? — будто встарь судей таких видали, которые весьма умны бывали, пока у них был умный секретарь. Оракул

Почти у всех во всем один расчет: кого кто лучше проведет и кто кого хитрей обманет. Купец

И правы, — сам себя вини: что ты посеял — то и жни. Волк и кот

Мастерство Крылова-баснописца

Если обратиться к предшественникам Крылова, то можно заметить, что Эзоп выдвигал на первый план прозаическую форму. У Лафонтена же и Крылова басня — жанр поэтический, и важен рассказ, картинка, «микрокомедия». Русский баснописец использовал сюжеты других авторов (Эзопа, Марциала, Лафонтена), но они звучали совершенно по-новому.

Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах — соперник, как сказал Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова». В баснях Крылова зазвучал народный здравый смысл, они лишены грубоватости басен Сумарокова. Назидательность — неотъемлемая черта облика Крылова, сам баснописец стал для нас примером мудрости, слитой с юмором.

Афоризмы басен Крылова навечно вошли в наш язык наряду с афоризмами грибоедовской комедии. Причем смысл многих иносказательных афоризмов неотделим от басни. Например: «Ай, Моська. «, «Сильнее кошки зверя нет», «Слона-то я и не приметил», «А Васька слушает да ест». Эта образная форма придает мудрости, заключенной в словах, особую емкость, многомерность. В своих баснях Крылов широко использует просторечье, сближает стиль с устной речью, но избегает понимания басни как «низкого» жанра, что было свойственно классицистам.

Композиция басни довольно жесткая, сюжет напоминает сказку либо сценку, «микрокомедию». В рамках басенного сюжета есть завязка, кульминация, развязка; развитие действия происходит в основном в диалогах. В целом же басня содержит мораль, данную в начале или в конце, то есть «душу», и сюжетный рассказ, то есть «тело». Особую роль играет так называемая «катастрофа», или, как она еще называется, «пуант», «острие». Пуант входит в сюжет басни, но относится больше к «душе», то есть к смыслу, морали. Например, в басне «Квартет» мораль н отдельных строчках не выражена, зато все становится ясно уже из слов Соловья; «Л вы, друзья, как ни садитесь. » Так же легко выделить пуант в басне «Слон и Моська»; «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона». Мораль становится ненужной. В этом проявилось мастерство Крылова — мастерство воссоздания типичной ситуации, меткий афористичный стиль.

Нельзя по остановиться на мастерстве Крылова-версификатора. Вольный ямб как нельзя лучше подходит для передачи жизненных противоречий. Крылов создает ритмический рисунок образа в каждой басне. В басне «Пустынник и Медведь», например, «стихи летают вместе с мухою». По словам Жуковского в басне «Слон и Моська» чередование длинных и коротких стихов создает зрительный образ и Слона, и Моськи. Так же виртуозен Крылов и в звуковой фактуре басни. Это и звукоподражания («Змея» — не только описание змеи, но и звукоподражание, аллитерация на шипящие и свистящие), и более тонкий прием анаграммирования (в той же басне слова подобраны таким образом, что звуки, из которых состоит слово «змея», повторяются чаще других). В басне «Квартет» перестановки слов («на лад нейдет», «нейдет на лад») наглядно изображают попытки зверей найти какой-то «правильный» порядок своего расположения. «Ударили», «дерут» — эти неблагозвучные слова даже вне зависимости от своего лексического значения воссоздают дисгармонию, звуковой образ музыки, а точнее, какофонии, исполняемой героями баспи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector