Афоризмы и цитаты Достоевского

Цитаты из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 1866

Не говорю уже о том, что преступления в низшем классе, в последние лет пять, увеличились; не говорю о повсеместных и беспрерывных грабежах и пожарах; страннее всего то для меня, что преступления и в высших классах таким же образом увеличиваются и, так сказать, параллельно. Там, слышно, бывший студент на большой дороге почту разбил; там передовые, по общественному своему положению, люди фальшивые бумажки делают; там, в Москве, ловят целую компанию подделывателей билетов последнего займа с лотереей, — и в главных участниках один лектор всемирной истории; там убивают нашего секретаря за границей, по причине денежной и загадочной. — (Петр Петрович)

Известно воззрение социалистов: преступление есть протест против ненормальности социального устройства. Я тебе книжки ихние покажу: все у них потому, что «среда заела», — и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится наконец в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же и устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути! Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю: «безобразия одни в ней да глупости» — и все одною только глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна! А тут хоть и мертвечинкой припахивает, из каучука сделать можно, — зато не живая, зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! — (Разумихин)

С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Отрезать весь миллион и все на один вопрос о комфорте свести! Самое легкое разрешение задачи! Соблазнительно ясно, и думать не надо! Главное — думать не надо! Вся жизненная тайна на двух печатных листках умещается! — (Разумихин)

С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу.

Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! — (Раскольников)

Почему так легко отыскиваются и выдаются почти все преступления и так явно обозначаются следы почти всех преступников? Главнейшая причина заключается не столько в материальной невозможности скрыть преступление, как в самом преступнике; сам же преступник, и почти всякий, в момент преступления подвергается какому-то упадку воли и рассудка, сменяемых, напротив того, детским феноменальным легкомыслием, и именно в тот момент, когда наиболее необходимы рассудок и осторожность. Это затмение рассудка и упадок воли охватывают человека подобно болезни, развиваются постепенно и доходят до высшего своего момента незадолго до совершения преступления; продолжаются в том же виде в самый момент преступления и еще несколько времени после него, судя по индивидууму; затем проходят так же, как проходит всякая болезнь. Вопрос же: болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?

Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? Выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. — (Петр Петрович)

Все. ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. — (Раскольников)

Не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по-моему, так даже и обязаны не соглашаться. — (Раскольников)

Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее. Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее) и тем, совершенно справедливо, исполняет консервативное свое назначение, с тем, однако ж, что в следующих поколениях эта же масса ставит казненных на пьедестал и им поклоняется (более или менее). Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. — (Раскольников)

Цитаты из романа Ф.М. Достоевского «Бесы»

Афоризмы и цитаты Достоевского

Афоризмы, цитаты, высказывания Достоевский Фёдор Михайлович


    Красотой спасётся мир.

Главное, самому себе не лгите.

Деньги — это чеканная свобода.

При неудаче все кажется глупо.

Нельзя любить то, чего не знаешь.

Высоким слогом всё можно опошлить.

Ко всему-то подлец-человек привыкает.

Разум — подлец, оправдает что угодно.

Время есть отношение бытия к небытию.

Юмор есть остроумие глубокого чувства.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.

Веселость человека — это выдающаяся черта человека.

Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

К сожалению, правда почти всегда бывает не остроумна.

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

Влюбиться, еще не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя.

Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.

Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести.

Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое.

Ничему не удивляться есть, разумеется, признак глупости, а не ума.

Безумцы прокладывают пути, по которым следом пойдут рассудительные.

Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму.

Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестаёт быть русским.

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

Не смотрите на то, что делает наш человек. Посмотрите на то, к чему он стремится.

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Женщины — наша большая надежда, может быть, послужат всей России в самую роковую минуту.

Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы.

Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его.

Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

  • Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ — ЦИТАТЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ

    Достоевский Фёдор Михайлович — один из самых известных и значимых в мире русских мыслителей, писатель, философ и публицист. Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук с 1877 года. От начала до конца своего творческого пути, даже после четырех лет каторги и ссылки за участие в кружке Петрашевского, Достоевский был новатором в рамках русского реализма, за что не получил должного признания при жизни. Только после смерти писателя он был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым персоналистом в России. Творческие труды Достоевского оказали огромнейшие влияние на мировую литературу, в частности на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, на становления фрейдизма и экзистенциализма. Самые значимые произведения писателя являются романы «великого пятикнижья». Романы «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы» включены в список 100 лучших книг Норвежского книжного клуба 2002 года. Большинство произведений Достоевского множество раз экранизировались и инсценировались в театре, ставились оперные и балетные постановки.

    Фёдор Михайлович Достоевский

    Цитаты из книг автора Фёдор Михайлович Достоевский

    Фёдор Миха́йлович Достое́вский — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

    В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

    Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

    Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

    Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

    В каждой женщине есть своя изюминка, но для того, чтобы ее найти, не нужно крошить весь пирог.

    Люди ограниченные… гораздо меньше делают глупостей, чем люди умные.

    Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

    Перестать читать книги — значит перестать мыслить.

    Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

    Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

    Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

    Нет такого прекрасного, чтобы не нашлось ещё прекраснее, и нет такого дрянного, чтобы не нашлось ещё дряннее.

    Тут нужно говорить глаз на глаз. чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: