Адресаты любовной лирики тютчева

Вы находитесь здесь: Home Тютчев Федор Иванович

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее.

Характеристика творчества Тютчева

Особенности творчества
«Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие— около 300 стихотворений). Начав печататься рано (с 16 лет), он печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837—47 гг. почти не писал стихов и вообще мало заботился о своей репутации поэта». (Михайловский, 1939, с. 469.)
«Тоска, — свидетельствовал И.С. Аксаков, — составляла как бы основной тон его поэзии и всего его нравственного существа. Как это часто случается с поэтами, мука и боль стали для Тютчева сильнейшими активаторами. Молчавший четырнадцать лет поэт не только вернулся к литературной деятельности, но именно после смерти Е.А. Денисьевой, на седьмом десятке, когда поэты окончательно выдыхаются, создал лучшие свои стихи. У него не было «творческих замыслов», часов, отведенных для работы, тетрадей, черновиков, заготовок, вообще всего того, что зовется творческим трудом. Он не корпел над стихами. Свои озарения он записывал на приглашениях, салфетках, почтовых листках, в случайных тетрадях, просто на клочках бумаги, попавших под руку. П.И. Капнист свидетельствовал: «Тютчев в задумчивости написал лист на заседании цензорского совета и ушел с заседания, бросив его на столе». Не подбери Капнист написанного, никогда б не узнали «Как ни тяжел последний час. «. Бессознательность, интуитивность, импровизация — ключевые понятия для его творчества». Гарин, 1994, т. 3, с. 324, 329, 336-337, 364.)

Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира — философский.

Ф. И. Тютчев как поэт-философ

У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее — а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом это сама плоть мысли. (И.С.Аксаков).

Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. (И.С.Тургенев).

Политическая лирика Ф. И. Тютчева

Поэт, без которого по словам Л.Н.Толстого «нельзя жить», до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России, даже на смертном одре спрашивал: «Какие пришли политические новости?».Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.

Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые!
«Цицерон», 1830

При этом у Тютчева-поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя событий.

Он не был сторонником революций, каких-либо переворотов, не сочувствовал декабристам:

О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула — И не осталось и следов.

Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира. Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.

Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.

Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия.

Дума за думой; волна за волной —
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь — в заточенье, там — на просторе, —
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно — пустой.
«Волна и дума», 1851.

Человек — малая часть природы, мирозданья, он не свободен жить по своей воле, его свобода — иллюзия, призрак:

Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаём.
«Певучесть есть в морских волнах»,1865.

Разлад, созданный самим же человеком, приводит к дисгармонии его бытия, внутреннего мира, к разладу человека с внешним миром. Создаются два противоборствующих начала: одно — воплощение тьмы, хаоса, ночи, бездны, смерти, другое — это свет, день, жизнь.Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
«День и ночь»,1839

Лирический герой Тютчева постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти. Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его.

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной.
«Святая ночь на небосклон взошла», 1848-5о-е годы

Днём, даже при вечернем свете, мир спокоен, прекрасен, гармоничен. Об этом мире многие пейзажные зарисовки Тютчева.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера
1857
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть
1830

Ночью приходит тьма, обнажается

Ужас бездны, смерти, трагедии

Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывём пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
« Как океан объемлет шар земной», 1830.

Тема человека как малой частицы мироздания, которая не в силах противиться власти вселенской тьмы, судьбы, рока, ведёт начало от стихов

Ломоносова, Державина, будет продолжена в стихах поэтов начала ХХ века..

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
1852

Любовная лирика. Адресаты любовной лирики

Адресаты любовной лирики Тютчева

Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван — в России.

В 1851 г. ( с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: «Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить. Мне, говорящему со всеми». И в другом письме: «. хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою».

Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью по-французски: «Для вас (чтобы разобрать наедине)». Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воспрянуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, мое земное провиденье.

Любовь Тютчева к Елене Денисьевой принесла поэту и великое счастье и величайшее горе. Чувство Тютчева было подчинено законам его бытия, творчества. Любовь соединила жизнь и смерть, счастье и горе, явилась перекличкой миров.

Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.

«Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, — говорит Лев Озеров. — По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из «Идиота» Достоевского и Анной Карениной у Толстого».

В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.

В минуты страстного чувства к Денисьевой, он пишет своей жене: «Нет в мире существа умнее тебя и мне не с кем больше поговорить».
Внезапная утрата Елены Александровны, последовавший за её смертью ряд потерь, обострили чувства рубежа, границы миров. Любовь к Денисьевой — это для Тютчева смерть, но и высшая полнота бытия, «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой» жизни и смерти:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня
Тяжело мне замирают ноги
Друг мой милый видишь ли меня?

Всё темней, темнее над землёю —
Улетел последний отблеск дня
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

«Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» , 1865.

Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева

Литературовед Ю. Тынянов первый заметил, и многие исследователи согласились с ним в том, что для лирики Ф. Тютчева не характерно разделение стихотворений на жанры. А жанрообразующую роль у него играет фрагмент, «жанр почти внелитературного отрывка».

Фрагмент — это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство — из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок — из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово», «Итак, опять увиделся я с вами», «И в Божьем мире то ж бывает».
Форма фрагмента подчеркивает бесконечное течение, движение мысли, чувства, жизни, истории. Но и вся поэтика Тютчева отражает идею всеобщего бесконечного движения, в основе стихотворения часто — мимолётное, мгновенное, быстротекущее в жизни человека и природы:

И как, виденье, внешний мир ушёл.
Столетье за столетьем пронеслось.
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве.

Особенности композиции лирических стихотворений

Тютчевская мысль о противостоянии и, в то же время, о единстве миров природы и человека, мира внешнего и внутреннего, часто воплощается в двучастной композиции его стихотворений: «Предопределение», «Цицерон», «Ещё земли печален вид» и многих других.

Другой композиционный приём поэта — это прямое изображение чувств — таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки.

Песок сыпучий по колени
Мы едим — поздно — меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий —
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!

Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

28 ноября 1866 Под влиянием поэтов-классицистов XVIII века в тютчевской лирике немало риторических вопросов, восклицаний:

О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как

Атлас, давит сушу. », ветреная Геба, кормя Зевесова орла»

Говоря о поэтической манере Тютчева, позднее станут употреблять термин «чистая поэзия».
(Философская лирика — понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого. )

. у всех поэтов, рядом с непосредственным творчеством, слышится делание, обработка. У Тютчева деланного нет ничего: все творится. Оттого нередко в его стихах видна какая то внешняя небрежность: попадаются слова устарелые, вышедшие из употребления, встречаются неправильные рифмы, которые, при малейшей наружной отделке, легко могли бы быть заменены другими.

Этим определяется и отчасти ограничивается его значение как поэта. Но это же придает его поэзии какую-то особенную прелесть задушевности и личной искренности. Хомяков — сам лирический стихотворец — говорил и, по нашему мнению, справедливо, что не знает других стихов, кроме тютчевских, которые бы служили лучшим образом чистейшей поэзии, которые бы в такой мере, насквозь, durch und durch, были проникнуты поэзией. И.С.Аксаков.

Характеристика творчества Тютчева, творчество тютчева, особенности творчества Тютчева, тютчев творчество

Презентация к уроку «Любовная лирика Ф.И. Тютчева» (10 класс)

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Любовная лирика Ф.И. Тютчева

«Жизни блаженство в одной лишь любви» Одной из центральных в зрелой лирике Ф.И. Тютчева является тема любви. Пронзительно — гениальная любовная лирика поэта отразила его личную жизнь, полную страданий, трагедий, разочарований.

После окончания университета Тютчеву предстояло служить в Коллегии иностранных дел. И в 1822 году он был назначен чиновником русской миссии в Мюнхене, столице Баварии (в ту пору самостоятельного государства).

Амалия Максимилиановна Лерхенфельд (Крюденер) Вскоре после приезда в Мюнхен Тютчев влюбился в 16-летнюю красавицу Амалию фон Лерхенфельд. Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ею восхищались позднее такие люди, как Генрих Гейне (он называл её «божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской), Пушкин, Николай I. Баварский король Людвиг I заказал портрет Амалии для собираемой им галереи европейских красавиц.

Твой милый взор, невинной страсти полный, Златой рассвет небесных чувств твоих Не мог, увы! Умилостивить их – Он служит им укорою безмолвной. Сии сердца, в которых правды нет, Они, о друг, бегут, как приговора, Твоей любви младенческого взора, Он страшен им, как память детских лет. Но для меня сей взор благодеянье; Как жизни ключ, в душевной глубине Твой взор живит и будет жить во мне: Он нужен ей, как небо и дыханье. Таков горе духов блаженных свет, Лишь в небесах сияет он, небесный; В ночи греха, на дне ужасной бездны, Сей чистый огнь, как пламень адский, жжёт. 1824

Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка в дол глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит, Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолётом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с весёлостью беспечной Счастливый провожала день: И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень. 1836

Ф.И. Тютчев А.С. Пушкин К.Б. К*** Я встретил вас – и всё былое Я помню чудное мгновенье: В отжившем сердце ожило; Передо мной явилась ты, Я вспомнил время золотое – Как мимолётное виденье, И сердцу стало так тепло… Как гений чистой красоты. Как поздней осени порою В томленьях грусти безнадежной, Бывают дни, бывает час, В тревогах шумной суеты, Когда повеет вдруг весною Звучал мне долго голос нежный И что-то встрепенётся в нас, — И снились милые черты. Так, весь обвеян дуновеньем Шли годы. Бурь порыв мятежный Тех лет душевной полноты, Рассеял прежние мечты, С давно забытым упоеньем И и забыл твой голос нежный, Смотрю на милые черты Твои небесные черты. Как после вековой разлуки В глуши, во мраке заточенья Гляжу на вас, как бы во сне, — Тянулись тихо дни мои И вот – слышнее стали звуки, Без божества, без вдохновенья, Не умолкавшие по мне… Без слёз, без жизни, без любви. Тут не одно воспоминанье, Душе настало пробужденье: Тут жизнь заговорила вновь, — И вот опять явилась ты, И то же в вас очарованье, Как мимолётное виденье, И та ж в душе моей любовь. Как гений чистой красоты. 26 июля 1870 И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. 1825

Адресаты любовной лирики тютчева

Специальные предложения:

Палаты МУРАВЬЁВЫХ

Адрес: Пожарский
переулок,11
Метро: Кропоткинская
Общая площадь: 150 м 2
Цена: 6 500 000 $

Минское ш.,

Адрес: Минское ш., р-н
Баковки, ОКП
«Лесная Поляна»
Метро:
Общая площадь: 760 кв.м. м 2
Цена: 5 200 000 Е $

ПАТРИАРХ

Адрес: М. Бронная, 44
Метро: Маяковская
Общая площадь: 150 м 2
Цена: 6 750 000 $

КЕДРОВАЯ УСАДЬБА

Адрес: М.О.
Новорижское
шоссе, Рузское
водохранилище.
Метро:
Общая площадь: 730 м 2
Цена: 6.200.000 ЕВРО $

ЯКИМАНКА

Адрес: Большая
Якиманка ул.,
58/2
Метро: Октябрьская
Общая площадь: 31,1 м 2
Цена: 490 000 $

Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева. «О, как убийственно мы любим»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Познакомить с любовной лирикой Ф.Тютчева.
  2. Обучение анализу стихотворений.
  3. Обучение сравнительному анализу.
  4. Воспитание достойного слушателя, умеющего ценить прекрасное.

Формы работы: чтение наизусть стихотворений, выступление учеников с биографическими сведениями, анализирование и обсуждение стихотворений.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы с вами обратимся к любовной лирике Ф.Тютчева.

Эпиграфом к уроку являются слова: «Как убийственно мы любим». Действительно, любовь для Тютчева – это убийство, это самоотдача, жертвенность души.

Поэзия Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) определялась исследователями как философская лирика.

Обстоятельства личной жизни Тютчева содействовали развитию этой линии его творчества. Тютчев был человек бурных чувств и страстей. Уже ранние его стихотворения, посвященные любви, поражают силой и откровенностью выражения страсти.

Уже в раннем стихотворении «К N.N.» (1830) лирический герой наблюдает любимую женщину, пытается на основании ее поступков заключить о ее чувствах, ее характере и, удивляясь этому характеру, размышляет о причинах формирования его свойств:

Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.

— Прочитайте раннее любовное стихотворение Ф.Тютчева.

— О чем пишет поэт? (О взоре женщины.)

— Что придаёт взгляду женщины неотразимую силу? (Страсть.)

Для страстных стихотворений, какими являются произведения Тютчева, нужна муза.

Мюнхенский период – пора и сердечных увлечений, первой любви Тютчева.

Вскоре после приезда в столицу Баварии Тютчев влюбился в совсем ещё юную (14 лет) графиню Амалию фон Лерхенфельд.

Сообщение ученика

Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ею восхищались позднее такие разные люди, как Гейне (он назвал ее «Божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской), Пушкин, Бенкендорф, Николай I. Баварский король Людвиг I заказал портрет Амалии для собираемой им галереи европейских красавиц.

До нас дошли неясные сведения о драматических перипетиях начала 1825 года, когда Тютчев едва не оказался участником дуэли (неизвестно с кем, но явно в связи со своей любовью к Амалии) и должен был уехать из Мюнхена (в мае 1825 года), уволившись в отпуск.

За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном А. С. Крюднером (иногда пишут Крюднер), который тогда же стал понимая, что Амалия Максимилиановна, симпатизируя ему, стремилась к богатому и знатному замужеству, Тютчев все же был потрясен, узнав о ее браке. Возможно, что Теодор (имя Тютчева на немецкий манер) просил руки Амалии, но был резко отвергнут ее родней, категорически не принявшей чувств самой молодой женщины, которая, как утверждают некоторые источники, из-за этого даже «выплакала все слезы».

Он долго не мог забыть свою первую любовь, ее «милый взор, невинной страсти полный»; будучи уже женатым, более чем через 10 лет знакомства с ней, он написал «Я помню время золотое. », посвященное Амалии.

(Слайд №5 с чтением стихотворения артистом.)

— Как вы думаете, почему эти стихи легли в основу романса?

— Объясните эпитет в начале стихотворения. (Время золотое.)

— Опишите образ прекрасной девушки. (Младая фея, плечи юные, с весёлостью беспечной.)

— На фоне чего состоялось романтическое свидание?

— Природа является фоном или противопоставляется описываемым событиям?

Сообщение ученика

А спустя почти 40 лет, случайно встретившись с ней (в июле 1870 года, когда она была уже во втором браке за графом Н. В. Адлербергом), находясь на лечении в Карлсбаде (ныне Карловы Вары), откликнулся на эту встречу прекрасным стихотворением-воспоминанием, хорошо известным, однако, не по названию «К. Б.», которое биографы Тютчева расшифровали как «Крюднер. Баронессе», а по первой строчке «Я встретил вас – и все былое. »: (слайд №6 с прослушиванием романса в исполнении Олега Погудина).

Комментарий учителя.

3. Обучение анализу стихотворений

Стихотворение очень интимное, и поэт в нём рассказывает про то, как воспоминания о прошлом, вызванные новой встречей, оживили его душу, заставили его чувствовать, переживать, любить. В стихотворении он раскрывает свои самые искренние чувства и показывает читателю, как сильно может любить человек.

— Какое время вспоминает поэт? Чувствуете связь с предыдущим стихотворением?

— Почему время золотое?

Комментарий учителя

Говоря о золотом цвете некоторого времени, Тютчев выражает среду, смогшую растопить лёд в сердце поэта и заставившего его испытать чувство любви, что выражается и в словах автора: «я», «вас», «я», «вас» – человек не знает, как выразить свою любовь.

Сравнительный анализ со стихотворением Пушкина.

(Слайд №7, 8) Работа с таблицей.

— Выделите критерии сравнения.

— Какие выводы можете сделать?

Сообщение ученика

Однако все, кто знал о любви поэта к Амалии, были несказанно изумлены, когда буквально через 2 месяца, 21 февраля 1826 года, Тютчев тайно обвенчался с Эмилией Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботмер (род Ботмеров принадлежал к наиболее старинным аристократическим родам Баварии), старше его на 4 года, недавно овдовевшей (была замужем за русским дипломатом Александром Петерсоном, умершим в 1825 году), матерью четырех сыновей в возрасте от одного до семи лет (Карла, Оттона, Александра и Альфреда). Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе (юридический брак Федора Тютчева с Элеонорой Петерсон состоялся лишь 27 января 1829 года).

Такой странный и поспешный поступок объясняли тем, что Тютчев действовал необдуманно, лихорадочно, стараясь избавиться от страданий, причиненных замужеством Амалии.

Может быть, это было так, но правда и то, что вскоре он сумел полюбить Элеонору и оценить ее скромное достоинство; она стала для Тютчева другом и, как всегда, когда он любил, – источником вдохновения.

О красоте и женственности Элеоноры Федоровны Тютчевой свидетельствуют ее портреты.

А о её бескорыстной любви говорят следующие строки:

(Слайд № 12) Подготовленный ученик читает стихотворение.

— Чем была для Тютчева любовь его первой жены? (Лучом солнца, благодатью, чем-то возвышенным и светлым.)

Сообщение ученика

Однажды на балу, произошла первая встреча поэта с будущей второй женой, баронессой Эрнестиной Дёрнберг .Многое осталось скрытым в истории отношений Федора Ивановича Тютчева с Эрнестиной Дёрнберг. Однако дошедшие до нас письменные намеки и отголоски, отрывки из дневников и фрагменты некоторых стихотворений свидетельствуют о том, что это не было чуждое «взрывам страстей» увлечение, подобное любви-дружбе к «прекрасной Амалии». Нет, это была та самая «роковая страсть», которая, по словам самого Тютчева, «потрясает существование и в конце концов губит его».

В Эрнестине поэт нашел, помимо красоты, ума, блестящей образованности, глубокую духовную близость. Она совершенно затмевала милую и обаятельную, по общему признанию, но неяркую Элеонору.

Есть основания думать, что весной 1836 года роман Тютчева получил некоторую огласку. В явной связи с этим Элеонора Федоровна даже пыталась покончить с собой.

Полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение целого мира – неповторимое, но все же несущее в себе именно все богатство мира, воплощение.

Тютчев был сердечно привязан к жене, с которой прожил вместе уже более 10 лет и которая стала матерью трех его дочерей. Многое выпало на долю Элеоноры: катастрофа, лишения. Переутомление, глубокое нервное потрясение, от которого Элеонора Федоровна так и не смогла оправиться, и сильная простуда сломили ее и без того хрупкое здоровье. 27 августа (9 сентября) 1838 года она умерла, по словам Тютчева – в жесточайших страданиях.

Смерть жены страшно потрясла поэта. В одну ночь он поседел у ее гроба.

(Слайд № 14 стихотворение читается под музыкальное сопровождение «Лунной сонаты» Л.В.Бетховена)

Слово учителя

Если бы не «мюнхенская любовь» к Эрнестине Дёрнберг, которой за несколько месяцев до того поэт сказал «последнее прости», он, возможно, и не вынес бы тяжести понесенной им утраты.

Любить и заставлять страдать — удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало. В такие минуты Тютчев-поэт как бы отторгался от Тютчева-человека.

Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Машинально брала их в руки и так же машинально бросала их в камин.

— Чтение стихотворения «Она сидела на полу. » (читает учитель).

Анализ стихотворения «Она сидела на полу. ».

1) Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

2) Какова композиция данного стихотворения?

В презентации стихотворение разбито на 2 части, озаглавьте их.

Запишите свои наблюдения.

В презентации также выделены изобразительные средства, на которые нужно обратить внимание.

Через некоторое время (слайд № 16) письменные работы читаются вслух.

Были письма, которые не сразу находили своего адресата.

Сообщение учителя.

И в то же время письма поэта, остававшегося в Петербурге, к жене в Овстуг показывают, насколько по-прежнему болезненно он переносил разлуку с ней. «. Нет в мире существа умнее тебя, – пишет он ей однажды. – Мне не с кем больше поговорить. Мне, говорящему со всеми». Но, быть может, одним из самых знаменательных и задушевных признаний из когда-либо сделанных поэтом являются стихи, написанные им весной 1851 года: (слайд №17 читает ученик)

Тютчев вложил листок бумаги с этими строчками в альбом-гербарий, принадлежавший жене. Не замеченные ею, стихи много лет пролежали между страницами альбома и лишь в 1875 году, почти через четверть века после их написания и через два года после смерти их автора, были случайно обнаружены той, к которой они относились.

(Слайд №18 читает ученик)

Сообщение ученика

Роман Тютчева с Еленой Денисьевой стал самым сильным в его жизни. Они встретились, когда ей было – 24, ему – 47. и развивался пугающе стремительно!

Через полтора десятилетия Тютчев напишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю она свою вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Федор Иванович снял недалеко от Смольного квартиру с видом на Неву, где они встречались. Долгое время никто ни о чем не догадывался.

Но вскоре Елена забеременела. Это ли не позор для Института благородных девиц! Отношения Тютчева и Денисьевой вылились в светский скандал. Жестокие обвинения пали на женщину, которая ради любимого человека пренебрегла и честью, и будущим. Скандал разгорелся в марте 1851 года, почти перед самым выпуском и придворными назначениями. Теперь перед нею навсегда закрылись двери домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец ее проклял. От полного отчаяния ее спасала только ее Любовь и привязанность к Тютчеву. Она прощала ему абсолютно все: частые отлучки, постоянную жизнь на две семьи.

Об этой любви следующее стихотворение (слайд № 20 читает ученик под музыкальное сопровождение вальса Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь».)

Слово учителя. Что же это за любовь?

(слайд №21) Любовь в Денисьевском цикле – любовь роковая, но все дело в том, что у Тютчева грозную роковую силу несут сами герои.

(Слайд № 22 чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи»,читает учитель в сопровождении мелодии Р. Клайдермана «К Элизе»). Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи. » — последнее из произведений «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой’ передать чувства, вызванные утратой любимой. Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Смерть любимого человека, подарившего ему последнее блаженство любви, убила в нём даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния.

4. Итог урока

Урок я хочу закончить словами Ф.Тютчева (слайд №23): «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. «Жизни блаженство в одной лишь любви. »

5. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение, подробно его проанализировать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: