А п чехов врач и писатель

306. Разумовский В. И., Антон Павлович Чехов как врач и больной. В кн.: «В. И. Разумовский. В память двухсотлетия Всесоюзной академии наук», Покровск, М., изд. Немгосиздат, 1926, стр. 57-72.

Автор — врач, профессор-хирург. Очерк составлен на основании писем А. П. Чехова с большим числом выдержек из них на тему очерка. В нем две части: в первой изложен материал об отношении Чехова к медицине, о деятельности его как врача, о значении врачебного образования для Чехова как писателя; в другой части приведены материалы по истории болезни Чехова.

307. Дерман А. П., Раннее творчество Чехова. В «Чеховском сборнике», М., 1929, стр. 131 -171.

Автор — литературовед. Имеются общие указания на медицинское образование и врачебную деятельность Чехова как на факторы, влиявшие на его литературную деятельность. Выдержка из рассказа Чехова «Наивный леший», в котором изображено в карикатурном виде зависимое положение младших врачей от старшего врача в Воспитательном доме.

308. Тихонов Вл., Антон Павлович Чехов. Воспоминания и письма. В сборнике «О Чехове. Воспоминания и статьи», М., 1910, стр. 219-241.

Автор — писатель. Выдержка из письма Чехова, относящегося, невидимому, к началу 90-х годов: «Медициной занимаюсь и даже настолько, что случается произвожу судебномедицинские вскрытия, которых не совершал уже года 2-3». Там же он пишет, что «из писателей он предпочитает Толстого, а из врачей — Захарьина».

309. Вересаев В. В., Л. П. Чехов и встречи с ним, «Кр. Поляна», 1929, № 28, стр. 3-4.

Автор — писатель-врач. Охарактеризована личность Чехова по воспоминаниям.

310-311. Гуревич Г. И., Французская книга о Чехове. В «Чеховском сборнике», М., 1929, стр. 240 — 250.

Рецензия-реферат книги доктора медицины Duclos Henri Bernard, «Antone Schechov. Le medecin et l’ecrivain», Paris, 1927. Даны большие вы держки из названной книги о Чехове как о враче и писателе. Имеется факсимиле Чехова — его рецепт.

312. Ebstein E., Anton Pawlowitsch Tschechov (1860-1904), als Arzt (aus seinem Taqebuch und Briefen) — «S. Peterb. med. Wochenschrift», 1925, N 24, 1014 S.

Общие биографические сведения о Чехове с выдержками из его писем за 1885-1891 гг. (к Савельевой, Григоровичу и Суворину) о значении медицинского образования для Чехова как писателя, об его болезни, о врачах и их положении.

313. Казанцев Н. К., А. П. Чехов как медик, «Клиническая медицина», 1929, № 22, стр. 1394-1405. В примечании от редакции указано, что автор — не врач. Большой материал о медицинской работе и медицинских взглядах Чехова в выдержках главным образом из его писем. Отсутствуют ссылки на источники. Повторена небылица о том, что, будучи в Вене, Чехов посещал клиники. Библиографический материал: указаны 54 произведения Чехова, в которых даны «наиболее полные описания медицинского дела».

314. Редько А. Е., О Чехове. В «Чеховском юбилейном сборнике», изд. Учительского дома, М., 1910, стр. 162-166.

Об отношении Чехова к медицине и об ее значении для Чехова как писателя.

315. Лощилов П., По поводу кончины Е. А. Осипова и А. П. Чехова, «Врачебная газета», 1904, №40, стр. 1141-1143.

Доложено на Варнавинском уездном врачебно-санитарном совете 14 июля 1904 г. Общая характеристика художественного творчества Чехова, касающегося изображения врачей и условий их деятельности. Постановления Варнавинского совета по докладу.

316. Лихтенштейн Е., Чехов врач, «Медицинский работник», 1939, № 65, стр. 4.

Помещены материалы о Чехове как о враче, неоднократно уже опубликованные.

317. Из ранних критических отзывов о Чехове. В кн. Соболева Юрия, А. Чехов, «Неизданные страницы», М., 1916, стр. 81 — 108.

Помещен отзыв А. С. Суворина о драме «Иванов» с такими словами об А. П. Чехове: «Будучи по профессии врачом, он имеет возможность видеть людей в их домашней, откровенной обстановке; медицинское образование помогает ему в психологическом анализе, в объяснениях явлений человеческой жизни, но не делает его материалистом, благодаря чуткости от природы» (стр. 89-90).

318. В Мелихове. В книге Соболева Юрия, А. Чехов, «Неизданные страницы», М., 1916, стр. 141-146.

Переданы рассказы о Чехове бывшего его служащего и старосты с. Мелихово, бывшего ученика школы, выстроенной на средства Чехова: о Чехове как о враче и о его заботах о больных.

319. Плотов М., Большое сердце, «Комсомольская правда», 1944, № 164, 12 июля.

Воспоминания бывшего сельского учителя, обращавшегося в 1892 г. к Чехову за врачебной помощью.

А п чехов врач и писатель

Писатель и врач. Антон Павлович Чехов

Самое непостижимое в жизни Чехова – сама его жизнь, начавшаяся 150 лет назад в «теневой столице империи», городе Таганроге.

О Чехове непрерывно пишутся книги, статьи, снимаются кинофильмы, ставятся пьесы. Чехов переводится на десятки языков. Крупные писатели объявляют его своим литературным учителем. Критики в его рассказах и повестях выискивают сходства и различия между ним и классиками европейской литературы. Но никому не удается резво и окончательно разобраться в том, каким образом удалось высокому мальчику из таганрогской обывательской семьи стать писателем такой глубины и силы, что большинство его произведений не то что потерялись в бурях и катаклизмах двадцатого века, а – напротив! – оказались остро востребованными и в веке двадцать первом.

Обвиняют – и справедливо обвиняют! – в невероятном успехе самого Антона Павловича. Его «железный характер», его «страшную волю», его «огромную работоспособность», его «врожденный талант» видеть и запоминать то, что с помощь острого его пера превращалось в десятки блестящих рассказов и повестей.

Врач по специальности и призванию, он всегда категорически отрицал, что в его рассказах и повестях есть хотя бы намек на что-то врачующее «острые болезни общества». Мастерством своим писатель должен только показывать, а быть в сочинениях назидательным доктором, указывать, что и кому надо делать, чтобы вылечиться, не должен.

А настоящий врач (по призванию) обязан ездить по расхлябанным холерным дорогам, лечить людей в сумеречных деревнях и осуществлять врачебную практику в своем флигеле в Мелихово, где теперь приятный музей, показывающий посетителям, какими инструментами пользовался Чехов-доктор, превращавшийся в Чехова-писателя тогда, когда был свободен от приема больных.

Писал он еще и тогда, когда был свободен от приема гостей. Этих гостей были в его доме в Мелихово толпы. «Спали на диванах и по нескольку человек во всех комнатах, — вспоминал его брат Михаил, — ночевали даже в сенях. Писатели, девицы – почитательницы таланта, земские деятели, местные врачи, какие-то дальние родственники, званые и незваные, толпились у него по целым неделям».

Страдал ли он этого многолюдства? Да, страдал. «С пятницы страстной у меня гости, гости, гости… и я не написал ни одной строки». Тем не менее с юности, когда он только приехал из Таганрога в Москву, до самых тяжких последних месяцев жизни страсть к бесконечной веренице «лиц и людей» оставалась все той же юношеской страстью. «Был сейчас на скачках…», «Ел, спал и пил с офицерами…», «Хожу в гости к монахам…», «Пил и пел с двумя оперными басами…», «Бываю в камере мирового судьи…», «Был в поганом трактире, где видел, как в битком набитой бильярдной два жулика отлично играли в бильярд…», «Был шофером у одного доктора…»

Не этой ли незавершившейся очереди судеб и характеров, профессий и нравов обязаны мы, по выражению К. И. Чуковского, созданием «грандиозной энциклопедии русского быта восьмидесятых и девяностых годов, которая называется мелкими рассказами Чехова»?

Крупные рассказы и повести Чехова являются чем-то еще более грандиозным, чем даже энциклопедия русского быта. Начавший, по его признанию, «с чепухи» (то есть с мелких рассказов и фельетонов), он быстро эту чепуху преодолел и создал такие произведения, которые вторую сотню лет занимают читателей внешней своей простотой и бесконечной своей глубиной.

«Палата №6» и «Студент», «Крыжовник» и «Попрыгунья», «Черный монах» и «Человек в футляре», «Дама с собачкой» и «Скучная история»… Никто не может понять, как удалось двадцатидевятилетнему человеку написать историю, которая в заголовке названа «скучной», а на самом деле рассказывает о последних месяцах жизни большого ученого, мучительно пытающего понять, как прожил он свою жизнь или не прожил ее никак, а только лишь следовал по ней, увлекаемый кошмарной силой обстоятельств.

А в «Даме с собачкой» герой мучительно старается вырваться из цепких объятий пошлых и мертвых обстоятельств и вырывается из них, абсолютно не ведая, что дальше произойдет с ним и его возлюбленной, случайно встреченной на ялтинской набережной, где отчего-то было «много генералов».

Быть может, засилье в России генералов и чиновников, непроходимая пошлость, запойная глупость, густая красота природы, тьма просторов, чудовищные расстояния и вневременная «осетрина с душком» заставили Чехова все бросить и, несмотря на предупреждения друзей и мольбы многочисленных поклонниц, отправиться в тяжелейшее путешествие на каторжный Сахалин.

Двенадцать тысяч верст преодолел он на свои деньги, без всяких средств передвижения, кроме ног, пароходов и коляски, чтобы попасть в кромешный ад, созданный человеком и для человека. В итоге – полное и окончательное убеждение в том, что… «Хорош божий свет. Одно только не хорошо: мы».

Слабое здоровье его еще сильнее пошатнулось. И в непрерывной работе, помогая десяткам людей, формируя провинциальные библиотеки, принимая полчища гостей и вылечивая множество больных, прожил Антон Павлович еще тринадцать лет и умер от чахотки в 1904 году в возрасте сорока четырех лет, попросив перед смертью бокал шампанского и попав после смерти в металлический ящик для перевозки устриц, но успев невероятным усилием воли дописать «Вишневый сад», вырубленный полностью и под корень холодными профессионалами ХХ, а теперь еще и ХХI века.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов — известный русский писатель, автор: «Толстого и тонкого», «Хамелеона», «Лошадиной фамилии», «Жалобной книги», «Скучной истории», «Дома с мезонином», «Дамы с собачкой», «Трёх сестёр», «Чайки», «Вишнёвого сада». Родился 16 января 1860 года в маленьком доме из земляного кирпича на Полицейской улице в Таганроге. После Таганрогской гимназии закончил Императорский Московский университет. Умер от туберкулёза в 1904 году.

А.П.Чехов родился в провинциальном Таганроге. В то время Таганрог представлял собой обычный заштатный город, однако, незадолго до рождения Чехова ему пришлось побывать в роли негласной столицы государства, благодаря проживавшему в нём какое-то время Александру I. После смерти императора жители Таганрога не просто хорошо помнили, но и активно поддерживали дух столичности в своём городе. Общий же уклад южного портового городка, в основном, был таким же, как и везде: лавки, трактиры, пустыри, заросшие бурьяном, ежегодная шумная ярмарка, смотры гарнизона.

А.П.Чехов получил греческое образование. В 70-е годы 19 века Таганрог был достаточно интернациональным городом, главенствующая роль в котором принадлежала грекам: большая доля торгового оборота была в руках греческих купцов, шикарные городские особняки также строились греками. Возможно, поэтому отец Чехова решил дать двум своим сыновьям, Антону и Николаю, греческое образование, и 1 год своей жизни мальчики проучились в греческой «Приходской при Цареконстантиновской церкви школе» Николаоса Вутсина.

У Чехова было много братьев и сестёр. Старшие братья — Александр (1855) и Николай (1858) и младшие братья и сестра — Иван (1861), Мария (1863), Михаил (1865). Одна девочка в семье Чеховых умерла во младенчестве.

У Чехова было тяжёлое детство. О детстве писателя известно по воспоминаниям его старшего брата Александра и младшего — Михаила. Первый особо подчёркивал деспотизм отца, который был суров к детям и не гнушался телесных наказаний розгами или «сахарной верёвкой» (специальная верёвка, которой обвязывался сахар). Юного Антона Чехова заставляли заниматься тяжёлой работой в лавке вместо того, чтобы поощрять ребёнка к учёбе и выполнению им домашних заданий. Будучи взрослым, Чехов в письме к старшему брату писал: «Детство отравлено у нас ужасами» (4 апреля 1893г.). Николай также свидетельствовал о «досаде и глумлении» отца по отношению к «писаниям Антона и моему рисованию». По вечерам в семье Чеховых было принято устраивать спевки церковного хора, которые устраивал отец писателя — Павел Егорович. Очень часто они затягивались до полуночи. Отличаясь безотказностью, Чехов помогал матери вести домашнее хозяйство — выполняя обязанности кухарки, он ходил на рынок за провизией, убирался в доме, носил воду. В 16 лет Чехова постигла новая беда — путём хитрых махинаций бывший жилец Чеховых за долги отнял у них дом. Вся семья оказалась на улице, а отец семейства был вынужден бежать от долговой ямы в Москву. Сам Антон остался один в чужом доме без гроша в кармане.

Чехов сильно ценил природу. Лучше всего об этом сказал сам писатель в рассказе «Крыжовник»: «Кто хоть раз в жизни поймал ерша или видел осенью перелётных дроздов, как они в ясные, прохладные дни носятся стаями над деревней, тот уже не городской житель и его до самой смерти будет потягивать на волю». Перемена погоды была для Чехова равноценной любым общественным явлениям: о своих наблюдениях за ней он часто пишет в письмах, его настроение подчинено погодным изменениям, в своих рассказах он показывает влияние природы на человеческую психику, пишет о повседневном общении человека с природой, которая окружает его в городе или на даче.

Чехов рано начал читать. Павел Егорович любил читать вслух газеты, но ещё больше любил, когда это делали его дети, у которых впоследствии он требовал ещё и пересказа прочитанного. Кроме газет, Антон Чехов активно читал в детстве и религиозную литературу, такую как «Четьи Минеи» и «Библию».

В творчестве Чехова отразилась окружавшая писателя действительность. Примеров тому — масса. Стихия полукультурной мещанской речи, тяготеющей к интеллигентному языку, но не могущей вырваться из просторечия, запечатлелась в обширной галерее речевых портретов чеховских рассказов. «Летающие острова» — чеховская пародия на Жюль Верна, чей «Доктор Окс» в 1872 печатался читаемым Чеховым «Азовским вестником». Детальностью, которую впоследствии использовал Чехов в своём творчестве, отличались юмористические иллюстрированные журналы. Большое влияние на художественную манеру Чехова оказал и театр, куда гимназисты проникали всеми доступными способами. Уехавшие после разорения в Москву члены чеховского семейства ютились вшестером в одной комнате, что вполне возможно отразилось в рассказе 1886 года «На мельнице».

Чехов начал печататься в университетские годы. Начиная с первого курса, Чехов стал работать в журналах под псевдонимом А. Чехонте. Примечательно, что тогда никто из сокурсников Чехова об этом не знал, так как ничем подобным просто не интересовался.

Чехов много писал о быте. Связано это было, прежде всего, с хорошим знанием материала. В лавке ему приходилось подсчитывать стоимость товара вплоть до копейки, после разорения — за гроши распродавать имущество, мириться с бедностью и при этом ещё умудряться посылать деньги родителям. Большую часть сюжетов и подробностей Чехов брал из жизни: к примеру, рассказ «Завтра экзамен» (1884) по своему сюжетному наполнению сильно напоминает условия жизни начинающего писателя Чехова. Даже сама тематика иллюстрированных юмористических журналов, в которых начинал Чехов, была бытовой от и до — как по своим литературным темам, так и по внешнему отражению жизни редакции, главный редактор которой в халате и домашних тапочках в то время ни у кого не вызывал удивления.

В начале своей творческой деятельности Чехов получал очень мало. Отношения в редакциях строились по принципу «хозяин — работник». Литератор в таком случае получал деньги за свою работу в зависимости от доброй воли редактора, часто даже минуя бухгалтера. Известен случай, когда Чехову не заплатили за рассказ только потому, что его брат Николай до этого задолжал редактору совершенно мизерную сумму. Нередко за работу платили и товаром, например, мебелью. За первые рассказы, занимавшие около 3-х газетных разворотов, в 1884-85 гг. Чехов получал 3 рубля. Для сравнения: через год в «Новом времени» за аналогичную работу ему уже платили в 25 раз больше.

Чехов начинал с совсем «малых» жанров. Как в плане внешнем: комедии, афоризмы, мысли людей разных профессий, исторических деятелей, анекдоты, шутки, каламбуры, так и в плане внутреннего наполнения: жанр комического календаря и разнообразных «пророчеств». Связано это было с его работой в прессе, где данные жанры были самыми востребованными. Однако жанр «мелочей» очень рано стал Чехову в тягость. Особенно не любил он делать подписи к рисункам: «Легче найти 10 тем для рассказов, чем одну порядочную подпись» писал Чехов в письме от 4 ноября 1885 года.

Братья Чехова были не менее талантливы, чем он сам. Вопрос этот достаточно спорный. С одной стороны у старшего, Александра, был несомненный талант к письму, но в полной мере он раскрылся только в эпистолярном жанре, соединить же в единое целое свои искромётные наблюдения за действительностью в отличие от Антона Чехова он не мог. Для «малой прессы» этого было достаточно, но вот для большой литературы — ничтожно мало. Судьба Николая Павловича была ещё более трагичной. Он также, как и братья, работал в иллюстрированных юмористических журналах, но только художником. При соблюдении вещной точности рисунки Николая Чехова отличались особой эмоциональной индивидуальностью. Именно этот необычный компонент и не был нужен жанру рисунка с подписью, к которому предъявлялись стандартные требования. Николай не смог остаться в русле индивидуальности и в итоге попал в общую обойму, перестав и вовсе писать серьёзные вещи.

Чехов получил медицинское образование. На последнем курсе медицинского факультета Императорского Московского университета А.П.Чехов проходил практику в Чикинской земской больнице на окраине Воскресенска у доктора П.А.Архангельского.16 июня 1884 года Чехову была присвоена степень лекаря. После окончания университета Чехов продолжает работать в Чикинской больнице, принимая больных через день, ездит на судебно-медицинские вскрытия, в Звенигороде две недели заменяет земского врача, уехавшего в отпуск. В 1892 году в собственном имении Мелихово писатель также ведёт врачебную деятельность, леча бедных, а с началом эпидемии холеры летом того же года безвозмездно начинает работать врачом в Серпуховском уезде.

Чехов писал в состоянии общего течения жизни. У писателя не было отношения к литературному труду, как к работе, заниматься которой нужно от звонка до звонка. Он просто жил, периодически отвлекаясь на гостей, грибную охоту, рыбалку, но при этом, не переставая, думал о творчестве и при необходимости уединялся для письма. Привыкнув за юношеские годы писать строго определённое количество материала и сдавать его точно в срок, впоследствии Чехов стал профессионалом высокого уровня: первоначальный замысел обдумывался писателем совместно с другими делами, затем он садился за работу и сосредоточенно писал.

Чехов занимался журналистикой. С небольшими перерывами на протяжении двух лет Чехов постоянно вёл фельетонное обозрение «Осколки московской жизни» в журнале «Осколки». На страницах своей рубрики он писал обо всём, что его окружало, начиная от страхования скота от чумы и заканчивая хищениями в банке.

Художественные принципы Чехова были выработаны в первые пять лет работы. Отсутствие предварительного подробного описания обстановки, прошлого героев, прямое вхождение в действие, в продолжающиеся диалоги персонажей, отсутствие явных авторских рассуждений, бытовая коллизия в основе произведения, знаменитые чеховские пейзажи — все эти принципы были сформированы в первые пять лет литературной работы Чехова.

Переход Чехова к серьезной литературе был обусловлен письмом А.С.Суворина. Редактор и владелец «Нового времени» — одной из известнейших газет той эпохи, прочитав рассказы Чехова, попросил его печататься под своим настоящим именем и впервые серьёзно начал говорить с писателем о литературе. Впоследствии А.С.Суворин оказывал всевозможную поддержку Чехову — в тяжёлые годы он помогал ему деньгами, выпускал сборники его произведений и печатал в «Новом времени» всё, что Чехов давал в газету.

Чеховские пьесы поначалу не были приняты. Пьесы писателя сильно отличались от своих предшественниц, прежде всего тем, что построение характеров в них обходилось без привычной мотивировки и разъяснения. Именно поэтому пьесы Чехова в самом начале не принимались не только критиками, но и его друзьями, и самими актёрами. Даже премьера знаменитой «Чайки» 17 октября 1896 года оказалась оглушительно провальной — зрители буквально освистали непонятную им пьесу. Спустя два года первое представление «Чайки» в МХТ уже было принято крайне доброжелательно и благосклонно, однако, рецензии на пьесу ещё долгое время продолжали носить обобщённый характер, исключающий глубокое понимание произведения.

Поездка Чехова на Сахалин была связана с желанием «подсыпать под себя пороху». После смерти брата Николая, уже достигший определённого литературного и материального благополучия Чехов, почувствовал, что его жизни не хватает привычного накала работы и событий, и решил искусственно обеспечить себе недостающее. За три месяца, проведённые на Сахалине, Чехов без помощи кого бы то ни было сделал перепись всего острова (около 8000 человек), при этом писатель беседовал не только с простыми жителями, но и политическими заключёнными, разговоры с которыми были под запретом. Поездка на «остров каторжников» сильно встряхнула Чехова. После неё он написал ряд рассказов, повесть «Дуэль», «Палату №6» и свои впечатления о Сахалине.

Чехов знал о своей болезни, но не хотел лечиться. Понимая, что лечебный режим больного туберкулёзом исключает напряжённую творческую работу, Чехов старался не обращать внимания на своё ухудшающееся самочувствие.

Последние годы жизни Чехов провёл в Ялте. Курортный город он не любил, но мнение врачей было неизменным — писатель должен жить на юге. Однако, ялтинская дача оказывается плохо сделанной и протапливаемой — зимой в ней нестерпимо холодно, еда — непривычной, вечнозелёные деревья нагнетают своей ресторанностью скуку, и писать в такой нерадостной обстановке у Чехова практически не получается.

Чехов женился очень поздно. С актрисой Ольгой Леонардовной Книппер А.П.Чехов познакомился за шесть лет до смерти. Венчание произошло в тайне в узком кругу семьи (Чехов не хотел публичности и массовости поздравлений), семьи же, как таковой, не получилось: Чехов жил в Ялте, Ольга играла в Москве, вместе они были гораздо меньше, чем врозь.

Чехов Антон Павлович

(1860-1904) русский писатель

Антона Павловича Чехова не случайно называли «Левитаном в литературе». Его можно считать своеобразным живописцем русской действительности конца XIX века, запечатлевшим практически все социальные типы своего времени. И это не удивительно, поскольку Чехов и сам прожил очень непростую, наполненную драматическими событиями жизнь.

Он родился в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Его отец был мелким торговцем, а дед происходил из крепостных крестьян, откупившихся на волю. Его сын не обладал такими же способностями по предпринимательской части, он больше всего увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. До сих пор еще сохранилось несколько икон, которые он написал собственноручно. Основной же доход ему приносил небольшой магазин по торговле «колониальными товарами».

Природные способности Павла Чехова передались и его пятерым детям: Александр и Антон стали писателями, Николай — художником-карикатуристом, Мария — педагогом, а Михаил — артистом мирового уровня (вспомним хотя бы фильм «Сестра его дворецкого», где он блестяще сыграл с Диной Дурбин).

Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был менее удачлив. Вопреки настояниям жены, он отдал сыновей в приходскую Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке. К концу обучения ему даже пришлось искать себе учеников, чтобы подзаработать денег, поскольку отец из-за долгов сбежал в Москву, куда вскоре перебралась и остальная семья. Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать себе на жизнь.

Тяжелые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах Чехова о детях. Вспомним хотя бы такие его рассказы, как «Ванька», «Спать хочется». Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях — «Человек в футляре», «Крыжовник», «О первой любви».

Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом «Заика» и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном.

Однако свое будущее Чехов решил посвятить медицине. Он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил в университет. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их под псевдонимами в различные издания. Полагают, что его писательский дебют состоялся в журнале «Стрекоза» в 1880 году.

Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к юмористическим очеркам и сценкам.

Печатается Чехов тоже в различных изданиях, где принимают его рассказы, но все же отдает предпочтение журналу «Осколки», где для него был создан специальный отдел под названием «Осколки московской жизни». Некоторые его рассказы тех лет получили очень хорошие отзывы, и среди них — «Анюта», «Аптекарша», «Муж». В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, благосклонно встреченный критикой, — «Сказки Мельпомены», в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра.

В то время он своим любимым писателем считал Н. Лескова, хотя никогда не подражал ему. Во всяком случае, в ранних рассказах Чехова редко встречаются излюбленные Лесковым формы.

1884 год оказался необычайно удачным для молодого писателя. Заканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной писателю действительности.

Получив диплом врача, он устраивается на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему « Врачебное дело в России». Чехов по-прежнему видит себя врачом, а не писателем. Впрочем, это ощущение у него сохранялось всю жизнь. Даже после того, как он перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово, во время эпидемии холеры в 1892 году писатель работал как участковый санитарный врач. Правда, он отказался от любого вознаграждения за свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами. Очевидно, он никак не мог забыть времена своей врачебной практики, когда количество больных в сезон доходило у него до тысячи.

Чехов не забывал о том, что он врач, и в своей литературной деятельности. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям будет понятно, что писатель, создавший такие произведения, как «Палата № 6», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок», — врач по профессии.

Медицинская практика, несомненно, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в его произведениях встречаются люди самых разных характеров и социальных кругов. Правда, критики часто ставили в вину Чехову то обстоятельство, что в своих рассказах он изображает мрачный и неприглядный мир, в котором нет места «живому человеку», как будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев, в его жизни бывали и любовные увлечения. В общем, его никак нельзя было назвать мизантропом.

Чехов с годами и с опытом становился более требовательным к себе. Теперь он не стремится к тому, чтобы сразу опубликовать свое произведение, и подолгу работает над каждым новым рассказом. Постепенно у писателя появляются идеи более крупных произведений, и он начинает писать повести — «Степь», «Мужики», «В овраге», «Моя жизнь».

После смерти брата Чехов ощущает внутреннюю опустошенность. Ему начинает казаться, что он остановился в своем развитии и не видит никаких дальнейших перспектив. Под впечатлением этих пессимистических настроений Чехов решает отправиться на Сахалин, чтобы в путешествии набраться новых впечатлений. Эти впечатления, однако, еще больше усугубили тоску писателя из-за несовершенства жизни. То, что он увидел по пути на Сахалин и на самом острове, потрясло его. Существование обитающих там людей даже трудно было назвать жизнью. Никогда прежде писателю еще не приходилось встречаться с такой беспросветной нуждой, дикостью и полнейшим произволом властей. Все свои впечатления он передал в книгах «Из Сибири» и «Остров Сахалин». После их выхода министерство юстиции командировало в Сибирь ученого-криминалиста Дриля и специалиста по тюрьмам Саломона, которые подтвердили все, о чем писал Чехов.

Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла ему еще глубже прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом.

Теперь Чехов уже всероссийски признанный писатель, один за другим выходят сборники его рассказов — «Невинные рассказы», «В сумерках». В 1888 году он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 году — почетным академиком. Это звание писатель получил одновременно с Л. Толстым. Правда, вскоре Чехов выходит из академии вместе с В. Г. Короленко в знак протеста, когда туда по распоряжению Николая II отказались принять М. Горького.

Новый этап в творчестве Чехова связан с его занятиями драматургией. Вначале он переделывает некоторые свои рассказы в пьесы, однако они имели не очень большой успех, как это произошло с пьесой «Иванов». Настоящим провалом стала и постановка первой оригинальной пьесы Чехова «Чайка». Только Московский Художественный театр, оценивший ее простоту, естественность и внутренний подтекст, смог воплотить авторскую концепцию. С тех пор «Чайка» стала символом театра, а Чехов — его постоянным автором. Две последующие пьесы — «Дядя Ваня» (переделанная из водевиля «Леший») и «Вишневый сад» (1904) — были восторженно встречены зрителями и критикой. Вскоре они были переведены и на иностранные языки. Бернард Шоу, например, сказал, что после прочтения пьес Чехова ему хотелось уничтожить все им написанное.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья ухудшилось, и писатель скоропостижно умер.

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, на первый взгляд малозначащую, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира. Мягкий юмор, едкая сатира, грустные и печальные мотивы чеховского творчества оказали огромное влияние на развитие не только отечественной, но и всей мировой литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: