Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу» (По роману Пушкина «Капитанская дочка»)

Главная задача писателя — рассказать читателю о жизни, предостеречь от ошибок, научить делать правильный выбор на основе опыта героев своих произведений. Мы читаем — и, следовательно, учимся жить. В этом плане еще в далеком детстве на меня произвел впечатление небольшой роман Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка».

В этом произведении отчетливо просматривается тяжелый путь взросления главного героя — Петра Гринева: из балованного, капризного Петрушеньки к концу повествования вырастает весьма достойный, трезво

Посмотрим, каков Петр был в начале романа. Типичный дворянский сыночек, без особенного образования, привыкший, что все за него делает дядька Савельич и надеющийся на развеселую жизнь во время службы в Петербурге. Однако же отец Гринева просчитал все мысли непутевого сына, поэтому и отправил его служить подальше от столицы: учиться уму-разуму в суровых условиях. В начале пути Петруша еще мало отличается от себя домашнего: в Симбирске проигрывает Зурину внушительную сумму

Однако уже дальше начинаются метаморфозы. В дороге путешественников застает буран: «Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем». А, как известно, природа отражает внутреннее состояние героя: значит, почуял уже Гринев грядущие перемены, потребность взрослеть, заволновался. Здесь же мы в первый раз встречаем Пугачева, еще в образе простого бородатого мужика, который на протяжении всего романа будет негласным духовным наставником Петра, пусть официально и считаясь врагом Родины «дворянчика».

А затем закружилось-завертелось. Негласное соперничество с Швабриным за расположение Маши, дочери коменданта, многочисленные стычки, в которых мы впервые видим Гринева как несомненно положительного персонажа. Этот этап (мирный) взросления заканчивается реальным поединком, в котором Швабрин показал себя с самой отвратительной стороны.

Затем идет продолжительный этап пугачевского восстания. Гринев прекрасно помнит наказ своего отца: «Береги честь смолоду», — и ни на секунду не отступает от своей присяги российской императрице (хотя мог бы): «Нет… Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу», — отвечает он на предложение Пугачева перебраться в его шайку. Просто теперь Гринев сильный, волевой человек и Пугачев это чувствует, поэтому и отпускает два раза, не хочет губить столь сильную личность. Петр проявляет благородство, спасая Машу Миронову.Теперь это уже не прошлый Петруша, а вполне остепенившийся молодой офицер, который способен совершить поступок. Он спасает любимую девушку, не задумываясь о последствиях для самого себя.

И еще. Стоит отдельно рассмотреть отношение Гринева к Савельичу. Молодой человек понял, что дядька не просто слуга, а самый что ни на есть настоящий друг, который никогда и ни за что не предаст. Именно поэтому в конце романа он вручает Савельичу самое дорогое, что у него есть — Машу.

В конце концов, Петра освобождают, и он готов продолжить достойный род своего отца, о чем мы и узнаем из его собственных уст.

Вот так на наших глазах развернулась целая человеческая жизни, по крайней мере, самая ее интересная часть — становление личности. Непредвиденные обстоятельства, отсутствие родителей под боком — все это помогло Гриневу превратиться в самостоятельного, честного, волевого человека. Кто знает, что бы из него получилось, если бы он поехал «служить» в Петербург и растворился в обществе таких людей, как Зурин. А здесь… Суровые испытания закалили характер. Но, с другой стороны, ведь Швабрин оказался в точно таких же условиях, но так и не смог сделаться дельным человеком. Видимо, не только трудности помогают вырасти, но и наследственное достоинство, могучая кровь (вспомним, что отец главного героя — благородного происхождения, потомственный дворянин).

И пусть эти времена давно прошли, и благородных дворян теперь не найдешь, мы должны учитывать опыт предыдущих веков, вполне вероятно, мы сможем предугадывать последствия похожих поступков, различать нравы окружающих нас людей, и даже, возможно, в чем-то облегчить нашу жизнь. А где же найти эту мудрость предков, как не в замечательных произведениях наших великих классиков?

Урок развития речи.

Тема урока: Консультация. Подготовка к написанию сочинения-рецензии.

Цели: отработка навыков выполнения тестовой работы – части А (заданий, связанных с текстом), части В и части С (сочинения-рецензии).

II. Учитель сообщает цели и задачи урока, знакомит с планом работы.

Вариант 1. С использованием текста демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку за 2002 год.

Вариант 2. С использованием компьютерного теста, составленного на основе текста демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку за 2002 год.

Прочитайте текст и выполните задания № А27-А32, В1-В8, С1.

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».(2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждала появления Савельича.(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.(13)Еще почти ребенком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.Ф.Искандер (237 слов)

А27. Какая проблема не затронута в этом тексте?

1) Какую роль играет книга в жизни человека?

2) Какие качества наиболее ценны в человеке?

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной?

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

А28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев?

2) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.

3) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.

4) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.

А29. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление

3) художественный стиль, описание

4) научный стиль, рассуждение-размышление

А30. В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)?

1) 9 2) 10 3) 13 4) 18

А31. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

1) 2 2) 7 3) 16 4) 18

А32. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

1) сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение

2) неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора

3) риторический вопрос и восклицания, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, лексический повтор

4) метафоры, сравнительные обороты, неполные предложения

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте знак тире.

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕИЗМЕННЫМ (предложение 17).

В2. Из предложения 14 выпишите частицу.

В3. Из предложения 11 выпишите прилагательное с беглой гласной в суффиксе.

В4. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором использована связь

В5. Среди предложений 1 -12 найдите сложное предложение, состоящее из трех частей, при этом одна из частей является односоставным безличным предложением.

Напишите номер предложения.

В6. Среди предложений 10-16 найдите такие, в которых использована авторская пунктуация (отличающаяся от общепринятой). Напишите его(их) номер(-а).

В7. В первых двух абзацах текста (№ 1-6) найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите его (их) номер(-а).

В8.Напишите номер(-а) сложноподчиненного(-ых) предложения(-й) с последовательным подчинением придаточных.

Для ответа на задание этой части используйте специальный банк. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение-рецензию.С1.Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблемам, затронутым автором. Согласны ли вы с позицией Фазиля Искандера?Оцените речевое оформление текста: отметьте более яркие языковые средства, позволившие автору предать наслаждение, которое он испытывал в детстве от встречи с героями «Капитанской дочки», и выразить мысли, навеянные чтением истинно художественного произведения.

В течение 10 минут ученики самостоятельно выполняют задания А27-А32, В1-В8 (на ПК тесты А1-А6 и В1-В8).

По окончании работы тестовая программа подводит итоги и выставляет оценку на основании правильного выбора учеником варианта ответа. Возможен режим просмотра ответов.

В ходе проверки заданий части А они не просто называют свой вариант ответа, но и обосновывают его выбор.Если задания части А проверялись «по цепочке» (ученик объяснял одно задание), то в ходе проверки части В читаются все ответы одного ученика. Затем идет обсуждение.

— С чем вы не согласны? Какие задания вызвали наибольшую трудность? Насколько успешно вы выполнили работу?

Учитель, подводя итог, напоминает правила заполнения бланка ответов части А и В, правила отмены ошибочных ответов.

Далее учитель напоминает об особенностях написания сочинения рецензии.

— рассуждения о теме рецензируемого произведения, идеях, о том, как эти идеи воплощаются в художественной ткани произведения;

— разбор композиции, особенностей языка;

— собственные взгляды автора произведения.

Обращает внимание на критерии оценивания части С.

С1 — анализ содержания исходного текста (2)

С2 — анализ формы (языковые средства) (2)

С3 — отражение личностной позиции (3)

С4 — композиционная стройность (2)

С5 — богатство речи (2)

С6 — орфографические ошибки (3)

С7 — пунктуационные ошибки (3)

С8 — грамматические ошибки (3)

С9 — речевые недочеты и ошибки (3)

Примечание. В скобках отмечен максимальный балл по критериям 2002 года. С этими критериями оценки ученики были ознакомлены в начале учебного года, предыдущие работы проверялись с учетом их.

Вслух читается текст, предложенный для написания творческой работы, затем ученики про себя знакомятся с формулировкой задания.

Работа на компьютере (с использованием Microsoft Word).

— Перед вами образец сочинения, написанного заранее одной из учениц класса. Прочитайте его и попытайтесь оценить, исходя из критериев оценивания.

«Капитанская дочка» А.С.Пушкина действительно является великим произведением. Впервые я познакомилась со страницами этого романа в девятом классе и была заинтересована его сюжетом, судьбами героев. Точно так же, как Марина Цветаева ждала появления Пугачева, а Фазиль Искандер – Савельича, я с нетерпением ждала появления Петра Гринева.Нам выпало жить в страшное (я не боюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема для большинства из них – добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгой судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводился диспут на тему: «Что такое честь?», один мой одноклассник так и высказался: «Честь в наше время – привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути». С этим учеником, чувствовала я, согласились многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь – основной жизненный принцип, несмотря ни на какие препятствия судьбы. А почему вообще существуют люди, думающие иначе? Да потому, что всё наше поколение растет на безнравственных фильмах, безпринципных журналах и газетах. А вот если бы каждый человек прочитал хотя бы несколько книг, воспитывающих хорошие черты души, то общество менялось бы в лучшую сторону. Вот эта одна из проблем, затронутых в тексте.

Следующая проблема, которую затронул автор, это – качества ценны в человеке. На мой взгляд, в человеке наиболее ценны такие качества, как доброта, искренность, мужественность, нравственность, преданность друзьям. Без этих качеств человек не человек, а животное.

Но главная проблема, затронутая Ф. Искандером, это то, что не все произведения литературы могут заинтересовать читателя, а только те, в которых будут отражены важные для жизни проблемы. Таким произведением и является «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, потому что оно интересует читателя, к нему есть желание вернуться, перечитать его и повторить наслаждение. Я полностью согласна с позицией Фазиля Искандера, что вот это желание и есть признак удачи художественного произведения, пусть мы не сможем вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце и придает силы.

По типу речи этот текст – рассуждение-размышление. Схема строения текста: тезис — доказательства — вывод. Тезис дается в первом предложении. Затем автор переходит к доказательствам, которые и будут подтверждать тезис. Последний абзац является выводом.

В тексте преобладают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Способ связи предложений – цепной, каждое последующее предложение строится на базе предыдущего.

В данном тексте абзац является средством связи частей текста. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически.Стиль текста – публицистический, потому что в нем употребляются сочетания устойчивых языковых форм, свойственных для общественной жизни: любовь, преданность, надежда, мечта, жизненные силы. Характер повествования простой и доступный для читателей. Для того, чтобы передать наслаждение, выразить свои мысли, навеянные чтением художественного произведения, автор использует такие яркие языковые средства, как риторический вопрос (Разве Савельич раб?), восклицания (Да он на самом деле – хозяин положения!), метафору (надежда, мечта греет сердце), ряды синонимических и антонимических (слуга и хозяин) сочетаний, лексический повтор.

Я считаю, что этот текст имеет огромное значение для читателей, потому что, читая его, каждый задумывается над смыслом и проблемами, затронутыми в нем, и делает для себя нужные выводы.

Через 15 минут начинается обсуждение и оценивание ученической работы.

Редактирование текста на компьютере.

Чтение 1-2 отредактированных сочинений.

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

1. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки

к единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

2. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новикова. –

Бессоюзное сложное предложение. Мультимедиа.

  • Опубликовано в Синтаксис
  • Прочитано 12574 раз
  • Медиа

Л юбое сложносочинённое или сложноподчинённое предложение становится бессоюзным сложным, если из него убрать союзы. А вот что ставить вместо союзов, мы и узнаем сегодня. Это самые разные знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире .

Все примеры из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Итак, запятая в бессоюзные сложные предложения пришла из сложносочинённых, в которых тоже была запятая. И части этого предложения обозначали одновременность или последовательность событий.

Улетели птицы за море, миновало время жатв. (Одновременно улетали птицы и заканчивалась жатва хлебов.)

Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко. (События происходили одно за другим, последовательно.)

Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения, если они чем-либо осложнены (однородные члены, обособление.)

Шары поминутно летали у меня через борт; я горячился, бранил маркера…(П.)

Двоеточие пришло в бессоюзное сложное предложение из сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями обстоятельственными причины (подставляется союз потому что);

«Ну, барин, — закричал ямщик – беда: буран»… (П.)

«Умирать так умирать: дело служивое!»

из сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями изъяснительными (подставляется союз что);

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. (П.)

если второе предложение поясняет первое (подставляются союзы то есть и а именно).

«…всё будет сделано: ты будешь офицером переведён…» (П.)

Двоеточие ставится и в том случае, если перед вторым предложением можно подставить слова и увидел, и услышал, и почувствовал.

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. (П.)

Тире пришло в бессоюзное сложное предложение из сложноподчинённых с придаточными следствия (подставляется союз так что), времени и условия (подставляются союзы когда и если)

Бог не выдаст – свинья не съест.

при противопоставлении (подставляются союзы а, но и др.)

Я бросился было к нему на помощь – несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками… (по П.)

Реферат на тему: Пунктуация в предложениях с союзом «и». (ставить ли запятую перед союзом?)

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Пунктуация в предложениях с союзом «и». (ставить ли запятую перед союзом?) Николенкова Н. В. Разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно. К примеру, многими хорошо усваивается правило, что при наличии «где-то там в предложении» общего второстепенного члена запятая не ставится. Проблема лишь в том, что угадать этот общий член не все в состоянии. Поэтому появляются объяснения: «В предложении Ей стало холодно и она надела шубу есть общий член — она». Механическое использование правила (во многих современных пособиях, особенно использующих таблицы для объяснения правил, применен именно механический способ) не помогает. Закрепление примера «в лесу было холодно и дул ветер» не поможет в случае необходимости расставить знаки в предложении » в романе использованы подлинные воспоминания людей 40-х годов и описание становится ярче и красочнее». Наш подход к преподаванию практики русского языка (работа над орфографией и пунктуацией) категорически не допускает использования абстрактных схем и моделей. Мы утверждаем, что подлинная грамотность возможна только при понимании структуры русского языка, для безошибочной расстановки знаков препинания нужно хорошо разобраться в теории, надо знать синтаксис. В данной работе мы предложим такой вариант подхода к разбираемому правилу, для которого придется обратиться к разделам «Простое предложение», «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными». Желательно, чтобы у повторяющего правило были также знания об обособленных членах предложения, вводных словах, вставных конструкциях . Итак, представьте, что перед вами предложение, где использован «и», к примеру: 1. Наступил декабрь и люди начал готовиться к Новому году; 2. Катенька решила преподнести подруге роскошный подарок и купила подарочное издание «Трех мушкетеров»; 3. Она знала, что Аня с детства любит романы Дюма и ей приятно будет получить богато иллюстрированную книгу. Один из трех наших примеров содержит ошибку, чтобы исправить её, нужно понять в первую очередь, что соединяет «и» и какое правило надо вспомнить . А вариантов, на самом деле, практически только два. • «И» может связывать однородные члены предложения и однородные придаточные, в обоих случаях логика постановки знака совпадет; • «И» может оказаться между частями сложносочиненного предложения, тогда следует пользоваться иным правилом. Осложняет такое легкое с виду правило возможность для сочинительного союза «И» быть одиночным и повторяющимся. В этом случае надо пользоваться не основным вариантом правила, а совсем иными его пунктами. Такой традиционный подход большинству пишущих представляется несколько затруднительным, ведь путь от начала анализа до постановки запятой и впрямь слишком долог: разобрать, что соединяет союз; выбрать нужный раздел правила (на однородность или сложносочиненное предложение); выбрать раздел внутри самого правила.

Вася понял, что все друзья хотят встретить Новый Год на даче и они мечтают о белоснежном снеге и морозном воздухе, что его предложение о покупке путевки в Турцию будет отклонено и никто не хочет наслаждаться морем и южным солнышком.оединительном союзе, а между парами запятая стоит по правилу бессоюзной перечислительной связи. III. Легче всего расставить знаки, если перед вами сложносочиненное предложением, части которого соединены более чем одним «и». В этом случае перед каждой новой частью стоит запятая, исключений не бывает. Такие предложения в учебниках для вузов иногда характеризуются как «сложносочиненные предложения открытой структуры», число входящих в них частей не ограничено никакими рамками, при использовании «и» мы можем продолжать фразу сколь угодно долго: «Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит» , и по заснеженному полю несутся сани, и весело звенят на них бубенцы, и всех тотчас охватывает предчувствие праздника Мы хотели бы только заметить, что, обнаружив, что первое «и» соединило части сложного предложения, не надо поддаваться искушению решить, что и дальше будет то же правило. КАЖДОЕ «И» НАДО АНАЛИЗИРОВАТЬ ОТДЕЛЬНО. Например: Вчера семиклассники написали итоговую контрольную по математике, и сегодня учитель объявил результаты и огласил список тех, кто не может себе позволить отдохнуть в праздники и должен позаниматься алгеброй и кто может немного расслабиться и забросить учебники на все новогодние каникулы. В примере первое «и» стоит между частями сложного предложения, причем нет ни одной из перечисленных возможностей отказаться от запятой, второе «и» соединило два однородных сказуемых, третье стоит между однородными придаточными, а четвертое соединило однородные инфинитивы в составном глагольном сказуемом. Поэтому и запятую при «и» мы поставили только одну – между частями сложного предложения, то есть перед первым . III. При использовании повторяющегося «и» между однородными членами или придаточными предложениями действует такое правило: запятая ставится перед каждым однородным членом, кроме первого. Сказанное означает, что только ПЕРВЫЙ в ряду однородных компонентов не отделяется от основного предложения запятой. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ однородные члены и части требуют отделения при помощи запятой, например: Мама подарила любимой дочке куклу, и одежду для этой новой куклы, и конструктор для сборки дома для куклы, и набор кукольной посуды. В нашем примере 4 однородных члена – «куклу, одежду, конструктор, набор» — соединены повторяющимся «и». Запятая не ставится только перед первым в этом ряду однородным членом (в нашем случае – «куклу»), перечисление каждого нового однородного члена требует запятой. Наиболее распространенной ошибкой в предложениях такой структуры будет непостановка запятой перед первым «и», хотя правило говорит об однородных членах, а не о соединяющих их союзах. В нашем примере ошибочно не поставить запятую перед «и одежду». Пишущий обычно видит начало однородных конструкций не с первого в ряду однородного члена или предложения, а именно с первого «и».

Чаще всего в самостоятельных сочинениях это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам странницы Феклуши, люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать. Общим может быть вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Новый Год бывает лишь один раз в 365 дней и подарки в таком количестве приходится покупать нечасто. • две соединенных союзом «и» части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью: «Это было похоже на чудо: за занавесом оказалась сцена и на ней в вальсе кружились маленькие балеринки», — рассказывала Машенька о балете «Щелкунчик», который посмотрела в Новый Год. • если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий: «Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни» — так начиналось сочинение «Образ Катерины в «Грозе». • более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных: «Кто Вы и откуда приехали?»- спросил у иностранца Берлиоз. «Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!» — загадываю я всегда в новогоднюю ночь. Задание. Ниже даны предложения, в том числе и реальные примеры из сочинений , где используется один «и». Расставьте знаки и объясните. Найдите предложения, где возможны оба варианта (то есть можно поставить запятую и опустить знак). 1. В комедии «Горе от ума» впервые были применены все знакомые тогда писателям направления в литературе – классицизм, сентиментализм, романтизм – и проведена попытка воспользоваться новым направлением, то есть реализмом. 2. Когда Маша осмотрела квартиру утром 1 января после весёлой встречи Нового года с однокурсниками, елка лежала на боку и большая часть игрушек оказались разбитыми. 3. Первокурсник Коля не радовался Новому году получив «двойки» по всем основным предметам в зимнюю сессию и провел праздничную ночь за внимательным изучением учебников и конспектов. 4. По словам Белинского «Евгений Онегин» есть энциклопедия русской жизни начала 19 века и роман Пушкина открывает новую страницу в истории русской литературы. 5. «Надо сделать прививки от гриппа и желательно избегать контактов с больными», — советовал с экрана пожилой врач кашляя и чихая через каждые 5 минут. 6. Сотрудники банка закончили работать уже в полдень решив приступить к встрече Нового года немедленно и повесив на дверь объявление «Технический перерыв» радостно откупорили шампанское. 7. С героем романа Лермонтова постоянно случаются необычные происшествия и он оказывается главным героем какой-нибудь романтической истории. 8. Для Наташи Ростовой весь мир воплощал только радость и зла в этом мире не находилось вовсе. 9. «Как это было прекрасно: вокруг тебя как будто поют ангелы и ты хочешь запеть с ними вместе!» — так описывает свои прежние переживания от посещения храма Катерина. 10. На Шереметьевской улице строится новая развязка для автотранспорта и возводится многоэтажный торговый комплекс с подземными гаражами. 11. Для школы построенной на месте бывшего пустыря и для расположенного напротив здания детского сада отгорожена часть парка, чтобы дети могли гулять на охраняемой территории и учителя меньше волновались за их безопасность. 12. Зачем же Пушкин придает «Капитанской дочке» форму мемуаров частного человека и как эта форма соотносится с жанром этого произведения? 13.

Мне уже не казались скучными их правила, а примеры, которые они приводили, были просто интересны. И когда я узнал, в каких случаях ставится запятая перед союзом «как», Грамматика вызвала меня к себе и сказала: PТеперь ты знаешь все мои Параграфы, и я не стану тебя задерживать Пятерка проводит тебя Меня давным-давно проводили, но я словно не покидал эту удивительную страну. И я бросаюсь навстречу каждому существительному и глаголу, каждому предлогу и местоимению и спешу расспросить их обо всем, обо всем PГлагол, дружище, ну как ты там? Все еще обозначаешь действие и отвечаешь на вопрос, что делает предмет? PИ что делается с предметом,P добавляет Глагол.P А что делать? Пока живешь, хочется обозначать действие ПЕСЕНКА О ГРАММАТИКЕ Мы стремимся к далеким гаваням, Подставляем себя ветрам. Каждый день мы уходим в плаванье К тем неведомым островам, Что на карте никак не отмечены, Хоть открыты уже не раз. Не попутные ветры, а встречные Направляют в дороге нас. Эх, Грамматика, романтика души, Ты меня своею далью не страши! Волны пенятся, страницы шелестят, Пусть о нас подруги не грустят! Грамотеям не сидится по домам, Их дороги по страницам, по томам

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: