Место религии в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В “Преступлении и наказании” автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки на пути постижения истины. В XIX веке стала видна недостаточность преступления Раскольникова, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических.

Раскольников сам становится жертвой своего преступления: “Я себя убил, а не старушонку”. Хотя, согласно морали, убитая старушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее, по мнению Родиона, ничего не стоила. “Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти,

Раскольников пришел к убеждению, что “на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки” значит “не более как, жизнь вши”, поэтому он решил избавить окружающих от безжалостной старухи. Однако герой не задумывается над тем, что одно преступление влечет за собой другое, независимо от того, какого человека убили, “тварь ли дрожащую” или “право имеющую”. Так случилось и с Раскольниковым. Убив никчемную старуху, он лишил жизни человека, который вызывает у читателя жалость и, по сути, ни в чем не провинился перед человечеством.

Итак, мы видим, что Раскольников — это не просто преступник, а жертва своего же преступления. Душа его болела, отчего он никак не мог оправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь.

Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он “пришел мучить” Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание: “После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: “Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения… Ему стало ужасно тяжело”.

В сущности, отношение Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, т. е. всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Ока вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру.

Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: “…Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось”.

Достоевский изначально признает абсолютность человеческого “я”, духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. “Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!” — восклицает один из героев “Униженных и оскорбленных”. Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг.

Итак, роман Достоевского “Преступление и наказание” — это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. “Не убий, — гласит заповедь Христа. — Возлюби ближнего твоего, как самого себя”. И тогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую можно, только пройдя через страдания и лишения. Чтобы можно было любить людей, они должны стать, как Бог, чистыми, преисполненными милосердия. “Душа хочет любить только прекрасное”, и люди должны стать прекрасными, все уродливое в них должно уничтожиться. Любить людей можно, только веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность последнего романа Достоевского “Преступление и наказание”.

Биография Достоевского

Ранние годы

30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший русский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева) происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевский поселяются в Санкт-Петербурге.

Жизнь и творчество писателя по датам

1837 год

Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».

Во время учёбы Достоевский часто читал произведения, как зарубежных поэтов – Гомера, Корнеля, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, так и русских – Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.

1844 год

Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844-1845), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845-1846) не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется.

В январе-феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.

1849 год

22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».

1850 – 1854 гг.

В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.

1857 год

После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск, и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.

1860 – 1866 гг.

Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание», который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр II приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879-1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
  • Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
  • Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
  • Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.
  • Зигмунд Фрейд достаточно высоко оценил творчество Достоевского: «Наименее спорен он как писатель, место его в одном ряду с Шекспиром. – величайший роман из всех, когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» – одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно».
  • Творчество Достоевского оказало значительное влияния и на великого физика-теоретика Альберта Эйнштейна, который сказал:«Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс»
  • посмотреть все интересные факты из жизни Достоевского

Тест по биографии

Лучше запомнить краткую биографию Достоевского поможет данный тест, попробуйте ответить на все вопросы:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Александров Михаил Александрович

  1. Окружение
  2. Александров Михаил Александрович

[1844 — 17(30).3.1902, Петербург]

Метранпаж в петербургской типографии А.И. Траншеля, где печатался в 1873 г. редактируемый Достоевским «Гражданин», а затем метранпаж в петербургской типографии В.В. Оболенского, где в 1876—1877 гг. печатался «Дневник писателя»; коллежский асессор. Культурный и начитанный человек Александров занимался и литературой. Так в 1874 г. в № 19–22 «Гражданина» печатался его очерк «Из воспоминаний простого человека. Мой учитель» Официальное знакомство Достоевского с Александровым в конце 1872 г. перешло в близкие отношения, разумеется, в той мере близости, какая могла быть между писателем и метранпажем.

Известны 60 писем и записок Достоевского к Александрову за 1873—1877 гг., причем сохранились автографы 52 писем и записок и две записки Александрова Достоевскому за 1876—1877 гг., хранящиеся в Институте русской литературы (ИРЛИ РАН, «Пушкинский дом»). По письмам Достоевского можно проследить, как сближались постепенно он и Александров. Первое письмо — совершенно деловое от 6 или 13 января 1873 г.: «Г-н Александров, прошу Вас, потрудитесь сейчас же прийти на минутку в типографию. Я и секретарь редакции Вас дожидаемся. Без Вас нельзя решить. Редактор Ф. Достоевский», затем письмо от 16 сентября 1873 г.: «Люб Александров, я из корректуры кое-что исключил, но полагаю, не нарушил Ваших расчетов. И в этом более 400 . Все вычеркнутые строки исключить непременно. Прошу Вас очень доставить прилагаемую при сем записку князю [В.П. Мещерскому]. Очень нужное. Ваш Достоевский. » и, наконец, письмо от 21 февраля 1874 г.: «Любезнейший Михаил Александрович, статьи моей к этому N не будет . А об стихах скажите князю, которого Вы увидите раньше меня, — то есть насчет строк, так как у нас выходит лишнее. Он и решит Вам этот пункт, сообразуясь с своими статьями. Ваш Достоевский»

Александров оставил воспоминания «Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872–1881 гг.», опубликованные в «Русской старине». Жена писателя А.Г. Достоевская познакомилась с воспоминаниями Александрова в рукописи, о чем свидетельствует ее письмо, напечатанное в № 5 «Русской старины» за 1892 г., вслед за воспоминаниями Александрова: «16 ноября 1891 года. С истинным удовольствием прочла я Вашу статью, глубокоуважаемый Михаил Александрович. Она мне живо напомнила старое, незабвенное время. По моему мнению, Вы в Вашем произведении чрезвычайно метко схватили все характерные черты покойного Федора Михайловича и обрисовали его таким, каким он был в домашней, повседневной жизни. Эта сторона мало кому известна, кроме близких к нему людей, к которым, несомненно, принадлежали и Вы . Искренно Вам преданная и уважающая А. Достоевская»
«. Первое впечатление, произведенное на меня Федором Михайловичем, — вспоминал Александров, — было похоже на те впечатления, какие он первоначально производил на большинство людей, имевшим с ним дело впервые, и при каких оставались те из этих людей, которым не пришлось сойтись с Федором Михайловичем покороче. С первого взгляда он мне показался суровым и совсем не интеллигентным человеком всем хорошо знакомого типа, а скорее человеком простым и грубоватым; но так как я знал, что вижу перед собой интеллигента, и притом интеллигента высокой степени, то меня, прежде всего, поразила чисто народная русская типичность его наружности, причем маленькие руки его, хотя, разумеется, и чистые и мягкие, но с уродливыми ногтями на некоторых пальцах, представлявшими собою следы грубого, тяжелого труда, еще более усиливали последнее впечатление, а голос и манера говорить довершали его. При всем этом, одетый в легкую выхухолевую шубку, худощавый, с впавшими глазами, с длинной и редкою русо-рыжеватою бородою и такими же волосами на голове — Федор Михайлович напоминал своею фигурою умного, деятельного промышленника-купца, но такого, однако ж, купца, который походил на думного боярина времен допетровской Руси, как их пишут наши художники на исторических картинах; это последнее сходство в наружности Федора Михайловича тотчас же смягчило во мне впечатление о грубоватости. Впоследствии, из долгих сношений с Федором Михайловичем, я составил себе определенное понятие об обращении его: оно было твердое и потому казалось грубоватым; нередко оно бывало нетерпеливым и потому как бы брезгливым, что случалось под влиянием нервного расстройства — последствия пережитых тяжких испытаний, напряженного умственного труда по ночам и страшной болезни его – эпилепсии.
Между прочим, под влиянием первых впечатлений, я находил, что Федор Михайлович был человек мнительный, недоверчивый. Так, например, я заметил, что он, говоря со мною, пытливо смотрел мне прямо в глаза или вообще в физиономию и, нисколько не стесняясь встречных взглядов, не спешил отрывать своего взгляда или переводить его на что-либо другое; становилось неловко под влиянием этого спокойно-пытливого взгляда. Впоследствии, когда Федор Михайлович узнал меня короче, он уже не употреблял этого приема в разговоре со мною, и хотя по-прежнему смотрел прямо в лицо, но это уже был взгляд просто спокойный, а отнюдь не испытующий.
Из только что приведенного личного опыта и из последующих неоднократных наблюдений над этою характерною чертою Федора Михайловича я составил себе следующее заключение. Он был недоверчив к людям, мало известным ему вообще. Где-то, в своих сочинениях, он сам признается, что очень неохотно заводит сношения с незнакомыми ему людьми, предвидя неизбежные в будущем, может быть, очень даже близком будущем, столкновения с этими самыми людьми, с которыми только что начинаешь знакомиться. В отношении же к неизвестным ему простолюдинам он был недоверчив в особенности. Насчет последнего обстоятельства, на основании слышанных отзывов и моих личных наблюдений, я составил себе следующее объяснение. Вступая в сношение с незнакомым простолюдином, будучи сам известным ему, Федор Михайлович мог рассчитывать, что простолюдин этот знает поверхностно историю его ссылки, то есть знает, например, что Федор Михайлович был в каторге, но не знает или, что одно и то же, не понимает, как следует, за что он был в каторге, и потому, чего доброго, благодаря своей невежественности, так вот и смотрит на него, как на бывшего каторжника, и, сообразно этому своему взгляду, пожалуй, и относиться к нему станет как к таковому. Ввиду этого Федор Михайлович считал нужным быть строго-серьезным в обращении с субъектами, образ мыслей которых был ему совершенно неизвестен, и только уже потом, вполне убедившись в отсутствии грубого предубеждения к себе, начинал относиться к исследованному таким образом субъекту с доверием, степени которого бывали, однако ж, различны. Ко мне, например, впоследствии он относился с полным доверием потому, что не имел поводов сомневаться в искренности моего уважения к нему, и обращался со мною как равный с равным, то есть попросту, потому что не рисковал наткнуться на неожиданную грубость или даже дерзость, как это нередко бывает в сношениях деловых, какими по преимуществу были мои сношения с Федором Михайловичем, тогда как с другими, тоже нужными ему, лицами в типографии обращение Федора Михайловича было всегда строго-сдержанным, а каких-либо отношений к нам, например, денежных по изданиям, даже совсем избегал, имея возможность поручать эти дела своей супруге. »

Воспоминания Александрова содержат много интересных истинных фактов, тем любопытнее те строки его мемуаров, которые впервые приводит в 1973 г. И.С. Зильберштейн: «Много нужно было личной симпатии и уважения к издателю этого маленького и потому мало дающего заработка, но очень беспокойного журнала, что отдавать все необходимое ему внимание, какое требовалось для тщательного его воспроизведения и выпусков в желаемые сроки – не жертвую «Гражданину» — журналу еженедельному, солидному в смысле заработка, и обусловлено срочному. Мудрено было в небольшой типографии организовать работу так, чтобы при полном отсутствии работы для «Дневника писателя» в первые три недели каждого месяца, проделать всю вышеприведенную процедуру рабочую в последние полторы недели. Но симпатии и уважения к Федору Михайловичу и его делу у меня было много, и потому я все это делал для него».

Последний раз Александров виделся с Достоевским в декабре 1880 г., после чего присутствовал на его похоронах.

Характеристика творчества Федора Достоевского

Творчество Федора Достоевского — наследие русской культуры.

Кратко о Достоевском

Федор Достоевский – один из самых ярких классиков российской литературы ХІХ века. Родился Достоевский в Москве 1821 года, а прожил классик недолго – 59 лет. Умер Достоевский в 1881 году от туберкулеза.

Творчество Федора Достоевского не получило признания при его жизни. Но после смерти автора его начали считать одним из лучших писателей российского реализма.

Четыре романа Достоевского входят в 100 лучших литературных произведений за всю историю человечества. Великого классика не только начали читать после смерти, но и ставить пьесы по его романах, а когда зародился кинематограф, множество его историй экранизировались, и не раз.

Жизнь у молодого писателя была тяжелой, и она сильно повлияла на его литературу, сделала ее такой «реальной», какой мы видим и любим ее сейчас.

Анализ творчества Достоевского

Наибольшего внимания заслуживают четыре следующих романов:

  • Братья Карамазовы;
  • Идиот;
  • Преступление и наказание;
  • Бесы.

Каждую из них можно читать еще и еще, эти романы – венцы его творчества и они стоит поговорить подробно.

Братья Карамазовы – это последний роман автора, на его создание он потратил два года. В его основе сложная детективная история, отточенная просто до мельчайших деталей. Преступление имеет прямое отношение к истории любви. Но самое главное – это симбиоз передает весь дух общества, в котором жил Достоевский.

В романе затронуты такие важные и трудные вопросы как вопрос о Боге, бессмертии, убийстве, любви, свободе, предательстве.

Бесы – один из самых ярких романов Достоевского, в котором присутствует огромная нота политической направленности. В романе затрагиваются вопросы различных террористических движений, революционных движений, разворачивающихся в то время в Российской империи. Одно из ключевых мест в романе занимают люди – атеисты и те люди, которые не приписывали себя к какому-либо сословию.

Идиот – известный роман Достоевского, написанный за пределами Российской империи. Данный роман называют самым сложным произведением классика. В своем произведении Достоевский изображает персонажа, который был бы прекрасен во всем. Его герой начинает впутываться в судьбы других людей, с целью принести им пользу, но только рушит их жизни. В последствие герой Достоевского становиться жертвой своих же попыток принести пользу.

Идиот – это глубокое, философское произведение и оно может помочь человеку разобраться в себе. Преступление и наказание – самое известное и самое читаемое произведение Достоевского. По сюжету романа, главный герой – Раскольник, бедный студент совершает двойное убийство и кражу, а затем его начинают терзать призраки этого события. Перед нами откроются глубокие психологические переживания главного героя о совершившем преступлении. Здесь присутствует и глубокая любовная линия.

Раскольников испытывает ее к бедной девушке, вынужденной стать на путь проституции ради пропитания. В романе затрагиваются темы убийства, любви, совести, бедности и многого другого. Главное достоинство романа – это его реалистичность, он в точности передает не только дух той эпохи, но и той эпохи, в которой живем и мы с вами. Творчество Достоевского – это не только эти четыре романа, но эти произведения должен знать и прочитать каждый.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: