Почему повесть Пушкина названа «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» — последний роман А.С. Пушкина. Произведение состоит из записок Гринева, который не сумел сказать всей правды на суде, чтобы не запятнать чести капитанско дочки Маши Мироновой. Свой рассказ-исповедь он адресует потомкам. Жизнеописание Гринева является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности Гринева — это непрерывная цепь испытаний чести и порядочности молодого дворянина.

В начале повествования перед нами недоросль, затем молодой офицер, совершенно не готовый к жизни. Нравственный

Но самым главным нравственным испытанием явился для Гринева выбор: подчиниться решению генерала остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши «вы один у меня покровитель заступитесь за меня, бедную!» Человеческое начало взяло верх и Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти Машу.

Широта проблематики выводит «Капитанскую дочку» за пределы только исторического романа. Мне думается, что исторические события здесь служат фоном для развертывания романа-притчи о чести и долге, недаром эпиграфом к роману стала пословица:

5 ссп из произведений пушкина

16+

«В Пушкине… заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка…» (Сложноподчинённые предложения в речи)

Цели: закрепить знания о строении СПП, умение делать схемы предложений; прививать навыки устного пересказа, использования СПП в речи; повторить признаки разных стилей речи.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина
романс на слова А. С. Пушкина
произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель», «Метель», «Дубровский»
Сборник изложений №72, 2006 г.

Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие, организация работы, записи в тетрадях: число, тема урока
2. Лингвистическая разминка
— Запишите, пожалуйста, под диктовку в столбик словосочетания (2 человека пишут на обратной стороне доски). Определите вид связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
Подчеркните слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Обаятельный поэт – согласование
Восхищаться (11 б., 9 зв.) стихами – управление
Претворять (10 б., 9зв.) в жизнь (5 б., 4зв.) – управление
Мировоззрение героев (6 б., 7 зв.) – управление
Обидная (7 б., 8 зв.) эпиграмма (9 б., 8 зв.) – согласование
Сжигать (7 б., 5 зв.) черновики – управление
— Какой вид связи отсутствует? (примыкание) Приведите примеры.
II. Работа над сложноподчинёнными предложениями (СПП).
1. Знакомство учащихся с темой и целями урока.
(Стихотворение Ярослава Смелякова «Здравствуй, Пушкин!» рассказывает ученик. См. приложение)
Мы читаем Пушкина и чувствуем его своим современником, потому что его поэзия сердечно правдива, мужественна и горда. Потому что он сам – человек исключительный, просветлённо-печальный, верующий в торжество свободы и поэзии. Он принадлежит жизни, он бессмертен – наш Пушкин!
— Мы сегодня посмотрим, как СПП используются в художественных текстах. Для своих наблюдений мы возьмём предложения, тексты, связанные с именем великого писателя Александра Сергеевича Пушкина.
2. Синтаксический анализ предложений
(2 человека получают карточки с заданиями и работают самостоятельно в тетрадях.)
— Прочитать выписанные из текстов СПП, начертить схемы. Определить вид придаточного предложения. Из какого произведения данные предложения? ( См. Приложение)
Карточка 1.
1) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (СПП с придат. определит.)
2) Гусар простился со смотрителем и вызвался довести её (Дуню) до церкви, которая находилась на краю деревни. (СПП с придат. определит.)
3) Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуни ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление…(СПП с 2 однород. изъясн. придат. )
( А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)

Карточка 2.
1) Марья Гавриловна жила с матерью и не видала, как обе столицы праздновали возвращение войск. (СПП с придат. изъясн.)
2) Бурмин… объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце, и потребовал минуты внимания. (СПП с придат. изъясн.)
3) Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена…(Союзное слово КТО – подлежащее)
(А. С. Пушкин «Метель»)

Карточка 3.
(Коллективная работа)
Записать предложения, составить схемы.
Владимир Андреевич приближался к той станции, (с которой должен он был своротить на Кистенёвку). (Придат. определ. с союзным словом которой)

Приехав на станцию, он вошёл к смотрителю и спросил вольных лошадей. (Простое предл. осложн. обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом)

Смотритель осведомился, (куда надобно было ему ехать), и объявил, (что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки) (СПП с 2-мя придат. – параллельное подчинение: 1-е изъяснит. придат. соедин. союзным словом куда; 2-е изъяснит. придат. – союзом что)
— Из какого произведения А. С. Пушкина данные предложения? («Дубровский») Кто такой Владимир Андреевич? Зачем он едет в Кистенёвку?

(Ребята-консультанты проверяют работы, выполненные самостоятельно, исправляют, дополняют, ставят оценки, расписываются.)
3. Обобщение
СПП довольно часто встречаются в нашей речи, в художественных текстах, не исключение и произведения Александра Сергеевича.
— Как называется произведение Пушкина, в состав которого входят названные повести?

III. Работа над текстом изложения (№72)

1.Чтение текста.
— Как можно озаглавить текст? («Как Арина Родионовна», «Музейная смотрительница Михайловского», «Дар останавливать время», «Народная сказка о Пушкине»)
2. Перечитайте текст, найдите и выпишите 2 СПП.
3. Составим план
(1. Музейная смотрительница Александра Фёдоровна.
2. Как Арина Родионовна.
3. Понедельники в Михайловском.
4. Народная сказка о Пушкине.)
4. Пересказ текста

IV. Проверка дом. задания. Творческие работы «Мой Пушкин»
Пушкин! О нём написаны горы книг. Мы так привыкли к этому имени, к его поэзии, к его гению, к тому, что он – солнце русской поэзии, к тому, что он – «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (Гоголь), что он – «начало всех начал (Горький), что он – «наше всё» (Ап. Григорьев). Его поэзия будит в нашей душе самые лучшие и благородные чувства. Именно чувства и любовь к нему, к его слову.
Как замечательно сказал о нём Тютчев:
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!
Выдержки из сочинений-миниатюр «Мой Пушкин». ( 2-3 человека читают работы)

V. Обобщение
— Какие предложения называются СПП?
— Чем отличаются СПП от ССП?
— В каком стиле чаще встречаются СПП?

VI. Дом. зад.
VII. Выписать из текстов произведений А. С. Пушкина 6 СПП
Или
№ 155
Приложение
Здравствуй, Пушкин!
Здравствуй, Пушкин! Просто страшно это –
словно дверь в другую жизнь открыть –
мне с тобой, поэтом всех поэтов,
бедными стихами говорить.

Быстрый шаг и взгляд прямой и быстрый –
жжёт мне сердце Пушкин той поры:
визг полозьев, песня декабристов,
ямбы ссыльных, сказки детворы.

В январе тридцать седьмого года
прямо с окровавленной земли
подняли тебя мы всем народом,
бережно, как сына, понесли.

Мы несли тебя – любовь и горе –
долго и бесшумно, как во сне,
не к жене и не к дворцовой своре –
к новой жизни, к будущей стране.

Прямо в очи тихо заглянули,
окружили нежностью своей,
сами, сами вытащили пулю
и стояли сами у дверей.

Мы твоих убийц не позабыли
в зимний день, под заревом небес,
мы царю России возвратили
пулю, что послал в тебя Дантес.

Вся Отчизна в праздничном цветенье.
Словно песня, льётся вешний свет.
Здравствуй, Пушкин! Здравствуй, добрый гений!
С днём рожденья, дорогой поэт!
Ярослав Смеляков

Карточка 1.
Начертить схемы предложений. (Знаки препинания не расставлены). Определить вид придаточных предложений. Из какого произведения данные предложения?
Карточка 1.
1) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли что увижу её снова.
2) Гусар простился со смотрителем и вызвался довести её (Дуню) до церкви которая находилась на краю деревни.
3) Бедный смотритель не понимал каким образом мог он сам позволить своей дочери ехать вместе с гусаром как нашло на него ослепление

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Очень благодарна вам за внимание к моим трудам. Хочу предложить подобранный мною дидактический материал к теме «Виды сложных предложений». Не секрет, что учащиеся 9-го класса не очень-то жалуют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому, привлекая в качестве дидактического материала отрывки из изучаемого произведения, мы можем еще раз напомнить им известные или слышанные ими строки.

Цели урока:

Знать: виды сложных предложений.
Уметь: определять вид сложного предложения, расставлять в нем знаки препинания, строить схему сложного предложения.
Попутное повторение: личные окончания глагола.
Дополнительное задание для сильных учеников: вспомните место в романе, откуда взят отрывок, найдите соответствующую строфу.

1) Сноснее многих был Евгений хоть он людей, конечно, знал.
2) Мы люб_м слушать иногда страстей чужих язык мятежный и нам он сердце шевелит.
3) А нынче все умы в тумане мораль на нас навод_т сон.

1) Сноснее многих был Евгений, хоть он людей, конечно, знал (II–XIV). (СПП; средство связи – подчинительный союз хоть (уступительный); в придаточной части есть вводное слово конечно.)
2) Мы люб им слушать иногда страстей чужих язык мятежный, и нам он сердце шевелит (II–XVIII). (ССП; средство связи – сочинительный союз и (соединительный).)
3) А нынче все умы в тумане, мораль на нас навод ит сон. (БСП; постановка запятой подчеркивает отсутствие причинно-следственных связей между частями предложения.)

1) Он верил что друзья готовы за честь его принять оковы.
2) В тени хранительной дубравы он разделял ее забавы и детям прочили венцы друзья-соседы их отцы.
3) Пора пришла она влюбилась.

1) И в голос все решили так что он опаснейший чудак.
2) Он сердцем милый был невежда его лелеяла надежда.
3) Им квас как воздух был потребен и за столом у них гостям носили блюды по чинам.

1) Чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.
2) Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой над ней он голову ломал.
3) Я прежде сам его любил но надоел он мне безмерно.

1) Он пел те дальние страны где долго в лоно тишины лились его живые слезы.
2) Ему не нравились пиры бежал он их беседы шумной.
3) Зовут соседа к самовару а Дуня разлива_т чай.

1) Он верил что душа родная соединиться с ним должна.
2) Она поэту подарила младых восторгов первый сон и мысль о ней одушевила его цевницы первый стон.
3) Ей рано нравились романы они ей заменяли все.

1) Она в горелки не играла ей скучен был и звонкий смех и шум их ветреных утех.
2) Ветер ве_т и всход_т постепенно день.
3) Ждала Татьяна с нетерпеньем чтоб трепет сердца в ней затих.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые мелькали селы.
2) Он в том покое поселился где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился.
3) Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их.

1) Блиста_т речка льдом одета мальчишек радостный народ коньками звучно реж_т лед.
2) Ему и больно и смешно а мать грозит ему в окно.
3) В смятенье Таня торопилась пока звезда еще катилась желанье сердца ей шепнуть.

1) Кокетка суд_т хладнокровно Татьяна люб_т не шутя.
2) Теперь мы в сад перелетим где встретилась Татьяна с ним.
3) Над нею вьется Лель а под подушкою пуховой девичье зеркало лежит.

1) Короче становился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
2) Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне.
3) Онегин руку замахнул и дико он очами брод_т.

1) Ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу.
2) Он молча поклонился ей но как-то взор его очей был чудно нежен.
3) Когда гремел мазурки гром в огромной зале все дрожало.

1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.
2) Ее сомнений Мартын Задека не решит но сон зловещий ей сулит печальных много приключений.
3) Заметив что Владимир скрылся Онегин скукой вновь гоним близ Ольги в думу погрузился.

1) Татьяна бедная горит ее постели сон бежит.
2) Они над шахматной доской на стол облокотясь порой сидят задумавшись глубоко и Ленский пешкою ладью берет в рассеянье свою.
3) Тревож_т ее ревнивая тоска как будто хладная рука ей сердце жмет.

1) Встает заря во мгле холодной на нивах шум работ умолк.
2) Все чувства в Ленском помутились и молча он повесил нос.
3) Где жил питомец вдохновенья две сосны корнями срослись.

1) Морозна ночь все небо ясно.
2) Меж гор лежащих полукругом пойдем туда где ручеек, виясь, бежит зеленым лугом.
3) Стада шумят и соловей уж пел в безмолвии ночей.

1) Тоска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.
2) Ты в ослепительной надежде блаженство темное зовешь ты негу жизни узнаешь.
3) И Таня вход_т в дом пустой где жил недавно наш герой.

1) Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась.
2) Не зна_шь ты кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?
3) Улан умел ее пленить улан любим ее душою.

1) Ты пьешь волшебный яд желаний тебя преследуют мечты.
2) Луна обход_т дозором дальний свод небес и соловей во мгле древес напевы звучные завод_т.
3) Она забыла что дома ждут ее давно.

1) Татьяна вид_т с трепетаньем какою мыслью замечаньем бывал Онегин поражен.
2) Теперь у нас дороги плохи мосты забытые гниют.
3) Неутомимы наши тройки и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают, как забор.

1) Уселись и возок почтенный скользя ползет за ворота.
2) Как я был доволен когда церквей и колоколен садов чертогов полукруг открылся предо мною вдруг!
3) К ней дамы подвигались ближе старушки улыбались ей.

1) Неотвязчивый лорнет он обраща_т поминутно на ту чей вид напомнил смутно ему забытые черты.
2) В ней сохранился тот же тон был так же тих ее поклон.
3) Любви все возрасты покорны но юным девственным сердцам ее порывы благотворны.

1) Он счастлив если ей накин_т боа пушистый на плечо.
2) В избушке распевая дева прядет и зимних друг ночей трещит лучинка перед ней.
3) Предвижу все вас оскорбит печальной тайны объясненье.

1) Она его не замеча_т как он ни бейся.
2) Мне дорог день мне дорог час.
3) И постепенно в усыпленье и чувств и дум впада_т он а перед ним воображенье свой пестрый мечет фараон.

1) Глаза его читали но мысли были далеко.
2) Он не заботился о том какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой.
3) Вы поступили благородно вы были правы предо мной.

1) Но шпор незапный звон раздался и муж Татьянин показался.
2) Помните ль тот час когда в саду в аллее нас судьба свела?
3) На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый сбежалась челядь у ворот.

От редакции

Чтобы вам было легче проверить ответы сильных учеников, приводим адреса всех процитированных фрагментов. Предложите ребятам, справившимся с поиском самостоятельно, выписать целиком предложения, которые были частично приведены в карточках, и нарисовать их схемы. Стоит также, разобрав эти примеры на доске, обсудить, насколько пунктуация в различных изданиях романа А.С. Пушкина соответствует современной норме. Имейте в виду, что в разных изданиях пунктуация может не совпадать; в старших классах это стоит сделать предметом отдельного разговора.

№ 1. 1) II–XIV 2) II–XVIII 3) III–XII

№ 2. 1) II–VIII 2) II–XXI 3) III–VII

№ 3. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXXV

№ 4. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXIII

№ 5. 1) II–X 2) II–XI 3) II–XII

№ 6. 1) II–VIII 2) II–XXII 3) II–XXIX

№ 7. 1) II–XXVII 2) II–XXVIII 3) III–XI

№ 8. 1) II–I 2) II–III 3) IV–XXXIV

№ 9. 1) IV–XLII 2) V–II 3) V–VI

№ 10. 1) III–XXIV 2) IV–XI 3) V–X

№ 11. 1) IV–XL 2) V–XI 3) V–XX

№ 12. 1) IV–XL 2) V–XXXIV 3) V–XLII

№ 13. 1) IV–XL 2) V–XXIV 3) VI–I

№ 14. 1) IV–XXIII 2) IV–XXVI 3) VI–III

№ 15. 1) IV–XLI 2) VI–XIV 3) VI–XL

№ 16. 1) V–IX 2) VII–VI 3) VII–I

№ 17. 1) III–XVI 2) III–XV 3) VII–XVII

№ 18. 1) VII–XVII 2) VIII–XVII 3) VII–VIII.IX.X

№ 19. 1) III–XV 2) III–XVI 3) VII–XV

№ 20. 1) VII–XXIII 2) VII–XXXIV 3) VII–XXXV

№ 21. 1) VII–XXXII 2) VII–XXXVI 3) VIII–XV

№ 22. 1) VIII–XVII 2) VIII–XVIII 3) VIII–XXIX

№ 23. 1) VIII–XXX 2) IV–XLI 3) VIII – письмо Онегина к Татьяне

№ 24. 1) VIII–XXXI 2) VIII – письмо Онегина к Татьяне 3) VIII–XXXVII

№ 25. 1) VIII–XXXVI 2) II–XXIX 3) VIII–XLIII

5 ссп из произведений пушкина

Пушкин в Бессарабии

Произведения Пушкина и воспоминания о нем в Бессарабии

Кишинев.— Приезд мой из Кавказа и Крыму — Орлов— Ипсиланти—Каменка — Фонт.—Греческая революция— Липранди —12 год—mort de sa femme — le renegat*—Паша арзрумский. смерть его жены — ренегат (фр.).

А.С.Пушкин. Вторая программа записок. 1833.

В лето 5 от Липецкого потопа—мы, превосходительный Рейн и жалобный Сверчок, на лужице города Кишинева, именуемой Быком, сидели и плакали, воспоминая тебя, о Арзамас, ибо благородные гуси величественно барахтались пред нашими глазами в мутных водах упомянутой речки. Живо представились им ваши отсутствующие превосходительства, и в полноте сердца своего положили они уведомить о себе членов православного братства, украшающего берега Мойки и Фонтанки.

Пушкин—Арзамасцам. 20-е числа сентября 1820 г. (?) Из Кишинева в Петербург. (Черновое)

Вот уже восемь месяцев, как я веду странническую жизнь, почтенный Николай Иванович. Был я на Кавказе, в Крыму, в Молдавии и теперь нахожусь в Киевской губернии, в деревне Давыдовых, милых и умных отшельников, братьев генерала Раевского. Время мое протекает между аристократическими обедами и демагогическими спорами. Общество наше, теперь рассеянное, было недавно разнообразная и веселая смесь умов оригинальных, людей известных в нашей России, любопытных для незнакомого наблюдателя.—Женщин мало, много шампанского, много острых слов, много книг, немного стихов. Вы поверите легко, что, преданный мгновенью, мало заботился я о толках петербургских. Поэму мою, напечатанную под вашим отеческим надзором и поэтическим покровительством, я не получил—но сердечно благодарю вас за милое ваше попечение. Некоторые №-ра «Сына» доходили до меня. Видел я прекрасный перевод «Андромахи», которого читали вы мне в вашем эпикурейском кабинете, и вдохновенные строфы:

Уже в последний раз приветствовать я мнил

Они оживили во мне воспоминанья об вас и чувство прекрасного, всегда драгоценное для моего сердца, но не примирили меня с критиками, которые нашел я в том же «Сыне отечества». Кто такой этот В., который хвалит мое целомудрие, укоряет меня в бесстыдстве, говорит мне: красней, несчастный? (что, между прочим, очень неучтиво), говорит, что характеры моей поэмы писаны мрачными красками этого нежного, чувствительного Корреджио и смелою кистию Орловского, который кисти в руки не берет и рисует только почтовые тройки да киргизских лошадей? Согласен со мнением неизвестного эпиграммиста — критика его для меня ужасно как тяжка. Допросчик умнее, а тот, кто взял на себя труд отвечать ему (благодарность и самолюбие в сторону), умнее всех их. В газетах читал я, что «Руслан», напечатанный для приятного препровожденья скучного времени, продается с превосходною картинкою — кого мне за нее благодарить? Друзья мои! надеюсь увидеть вас перед своей смертию. Покамест у меня еще поэма готова или почти готова. Прощайте—нюхайте гишпанского табаку и чихайте громче, еще громче.

Пушкин. Каменка, 4 декабря 1820.

Где Жуковский, уехал ли он с ее высочеством? Обнимаю с братским лобзанием Дельвига и Кюхельбекера. Об них нет ни слуха ни духа — журнала его не видал; писем также. Мой адрес: В Кишинев — Его превосходительству Ивану Никитичу Инзову.

Пушкин—Н. И. Гнедичу. 4 декабря 1820 г. Из Каменки в Петербург.

Милостивый государь, Иван Никитич. По позволению вашего превосходительства, Александр Сергеевич Пушкин (. ) с генералом Орловым намерен был возвратиться в Кишинев; но, простудившись очень сильно, он до сих пор не в состоянии предпринять обратный путь. О чем долгом поставляю уведомить ваше превосходительство и притом уверить, что коль скоро Александр Сергеевич получит облегчение в своей болезни, не замедлит отправиться в Кишинев. Возобновляя мою благодарность вашему превосходительству за позволение, которое вы г-ну Пушкину дали по просьбе моей, имею честь быть с совершенным почтением и преданностью вашего превосходительства покорный слуга.

А. Л. Давыдов—И. Н. Инзову. 15 декабря 1820. Из Каменки в Кишинев.

Милостивый государь Александр Львович. До сего времени я был в опасении о г. Пушкине, боясь чтобы он, невзирая на жестокость бывших морозов с ветром и метелью не отправился в обратный путь и где-нибудь при неудобствах степных дорог не получил несчастья. Но получив почтеннейшее письмо ваше от 15 сего месяца, я спокоен и надеюсь, что ваше превосходительство не позволите ему предпринять путь, поколе не получит укрепления в силах. При сем включаю копию с отношения г. екатеринославского гражданского губернатора о должных г. Пушкиным деньгах. Оно давно уже получено, и я не могу на оное отвечать, не зная обстоятельств о сем деле со стороны г. Пушкина. Покорнейше прошу ваше п-во вручить ему оное и объявить, что я желаю получить от него насчет сего дела сведение, дабы сократить по сему случаю могущую быть переписку. Поздравляя ваше п-во с наступающим новым годом, прошу принять душевное желание, чтобы провели оный с семейством вашим в полном удовольствии и утешении.

И. Н. Инзов —А. Л. Давыдову. 29 декабря 1820. Из Кишинева в Каменку.

. Но там, где ранее весна

Блестит над Каменкой тенистой

И над холмами Тульчина,

Где витгенштейновы дружины

Днепром подмытые равнины

И степи Буга облегли,

Дела иные уж пошли.

Там Пестель—для тиранов

И Муравьев, его склоняя,

И полон дерзости и сил,

Минуты вспышки торопил.

Сначала эти заговоры

Между Лафитом и Клико

Лишь были дружеские споры,

И не входила глубоко

В сердца мятежная наука,

Всё это было только скука,

Безделье молодых умов,

Забавы взрослых шалунов,

И постепенно сетью тайной Россия .

Наш царь дремал .

«Евгений Онегин». Глава 10.

И.Д.Якушкин. ИЗ «ЗАПИСОК»

Приехав в Каменку, я полагал, что никого там не знаю, и был приятно удивлен, когда случившийся здесь А. С. Пушкин выбежал ко мне с распростертыми объятиями. Я познакомился с ним в последнюю мою поездку в Петербург у Петра Чаадаева, с которым он был дружен и к которому имел большое доверие. Василий Львович Давыдов, ревностный член Тайного общества, узнавши, что я от Орлова, принял меня более чем радушно. Он представил меня своей матери и своему брату генералу Раевскому как давнишнего короткого своего приятеля. С генералом был сын его полковник Александр Раевский. Через полчаса я был тут как дома. Орлов, Охотников и я, мы пробыли у Давыдова целую неделю. Пушкин, приехавший из Кишинева, где в это время он был в изгнании, и полковник Раевский прогостили тут столько же. Мы всякий день обедали внизу у старушки матери. После обеда собирались в огромной гостиной, где всякий мог с кем и о чем хотел беседовать. Жена Ал. Львовича Давыдова, которого Пушкин так удачно назвал «рогоносец величавый», урожденная графиня Грамон, впоследствии вышедшая замуж за генерала Себестиани, была со всеми очень любезна. У нее была премиленькая дочь, девочка лет двенадцати. Пушкин вообразил себе, что он в нее влюблен, беспрестанно на нее заглядывался и, подходя к ней, шутил с ней очень неловко. Однажды за обедом он сидел возле меня и, раскрасневшись, смотрел так ужасно на хорошенькую девочку, что она, бедная, не знала, что делать, и готова была заплакать; мне стало ее жалко, и я сказал Пушкину вполголоса: «Посмотрите, что вы делаете; вашими нескромными взглядами вы совершенно смутили бедное дитя».— «Я хочу наказать кокетку,— отвечал он,—прежде она со мной любезничала, а теперь прикидывается жестокой и не хочет взглянуть на меня». С большим трудом удалось мне обратить все это в шутку и заставить его улыбнуться. В общежитии Пушкин был до чрезвычайности неловок и при своей раздражительности легко обижался каким-нибудь словом, в котором решительно не было для него ничего обидного. Иногда он корчил лихача, вероятно, вспоминая Каверина и других своих приятелей-гусаров в Царском Селе; при этом он рассказывал про себя самые отчаянные анекдоты, и все вместе выходило как-то очень пошло. Зато заходил ли разговор о чем-нибудь дельном, Пушкин тотчас просветлялся. О произведениях словесности он судил верно и с особенным каким-то достоинством. Не говоря почти никогда о собственных своих сочинениях, он любил разбирать произведения современных поэтов и не только отдавал каждому из них справедливость, но и в каждом из них умел отыскать красоты, каких другие не заметили. Я ему прочел его Noel*: «Ура! в Россию скачет», и он очень удивился, как я его знаю (. ) Все вечера мы проводили на половине у Василья Львовича, и вечерние беседы наши для всех для нас были очень занимательны. Раевский, не принадлежа сам к Тайному обществу, но подозревая его существование, смотрел с напряженным любопытством на все происходящее вокруг него. Он не верил, чтоб я случайно заехал в Каменку, и ему хотелось знать причину моего прибытия. В последний вечер Орлов, В. Л. Давыдов, Охотников и я сговорились так действовать, чтобы сбить с толку Раевского насчет того, принадлежим ли мы к Тайному обществу или нет. Для большего порядка при наших прениях был выбран президентом Раевский. С полушутливым и полуважным видом он управлял общим разговором. Когда начинали очень шуметь, он звонил в колокольчик; никто не имел права говорить, не просив у него на то дозволения, и т.д. В последний этот вечер пребывания нашего в Каменке, после многих рассуждений о разных предметах, Орлов предложил вопрос, насколько было бы полезно учреждение Тайного общества в России. Сам он высказал все, что можно было сказать за и против Тайного общества. В. Л. Давыдов и Охотников были согласны с мнением Орлова; Пушкин с жаром доказывал всю пользу, которую могло бы принести Тайное общество России. Тут, испросив слово у президента, я старался доказать, что в России совершенно невозможно существование Тайного общества, которое могло бы быть хоть на сколько-нибудь полезно. Раевский стал мне доказывать противное и исчислил все случаи, в которых Тайное общество могло бы действовать с успехом и пользой; в ответ на его выходку я ему сказал: «Мне нетрудно доказать вам, что вы шутите; я предложу вам вопрос: если бы теперь уже существовало Тайное общество, вы, наверное, к нему не присоединились бы?» — «Напротив, наверное бы присоединился»,— отвечал он. «В таком случае давайте руку»,— сказал я ему. И он протянул мне руку, после чего я расхохотался, сказав Раевскому: «Разумеется, все это только одна шутка». Другие также смеялись, кроме А. Л., «рогоносца величавого», который дремал, и Пушкина, который был очень взволнован; он перед этим уверился, что Тайное общество или существует, или тут же получит свое начало и он будет его членом; но когда увидел, что из этого вышла только шутка, он встал, раскрасневшись, и сказал со слезой на глазах: «Я никогда не был так несчастлив, как теперь; я уже видел жизнь мою облагороженною и высокую цель перед собой, и все это была только злая шутка». В эту минуту он был точно прекрасен. В 27-м году, когда он пришел проститься с А.Г.Муравьевой, ехавшей в Сибирь к своему мужу Никите, он сказал ей: «Я очень понимаю, почему эти господа не хотели принять меня в свое общество; я не стоил этой чести».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector