404 Страница не найдена

Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова
127030, Москва, Сущевская ул, 14

вторник – суббота
10:00 – 22:00
воскресенье
10:00 – 20:00
Понедельник – Выходной
Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Отдел «Детская библиотека»
Новослободская ул, д. 49/2

вторник – суббота
10:00 – 21:00
воскресенье
10:00 – 20:00
Понедельник – Выходной
Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Иллюстрация к произведению вий гоголя

Фантастика представлена в творчестве Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) некоторыми произведениями, связанными с двумя важнейшими в его творчестве темами: украинской и петербургской. Наиболее известными из этих произведений являются безусловно повести «Вий» и «Нос».

Написанный в конце 1834 г., «Вий» входил в состав «миргородского» цикла — сборника, имевшего подзаголовок «Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки». Экземпляры «Миргорода» (СПб., 1835) были уже отпечатаны, когда неожиданно (скорее всего по цензурным соображениям) пришлось изъять из них предисловие к «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В набранной книге образовался пробел и на место предисловия, занимавшего две страницы Гоголь поместил вновь написанную концовку «Вия» (первоначально повесть кончалась гибелью Хомы Брута). Одновременно с этим он внес в текст повести ряд поправок и изменений.

Фантастическая фабула, воплощенная в «Вие», не встретила радушного приема у критики. В «Литературной летописи» «Библиотеки для чтения», благожелательно отозвавшейся о «Тарасе Бульбе» и «Старосветских помещиках», говорилось, что в «Вие» «нет ни конца, ни начала, ни идеи — нет ничего, кроме нескольких страшных, невероятных сцен. Тот, кто списывает народное предание для повести, должен еще придать ему смысл — тогда только оно сделается произведением изящным. Вероятно, что у малороссиян Вий есть какой-нибудь миф, но значение этого мифа не разгадано в повести» .

Один из наиболее авторитетных критиков эпохи. С. П. Шевырев. высказал в рецензии на «Миргород» свое мнение о том, каким образом современная литература должна взаимодействовать с фольклорной фантастикой: «(. ) мне кажется, что народные предания, для того, чтобы они производили на нас то действие, которое надо, следует пересказывать или стихами или в прозе, но тем же языком, каким вы слышали их от народа. Иначе, в нашей дельной, суровой и точной прозе они потеряют всю прелесть своей занимательности. В начале этой повести находится живая картина Киевской бурсы и кочевой жизни бурсаков, но эта занимательная и яркая картина своею существенностью как-то не гармонирует с фантастическим содержанием продолжения. Ужасные видения семинариста в церкви были камнем претыкания для автора. Эти видения не производят ужаса, потому что они слишком подробно описаны. Ужасное не может быть подробно: призрак тогда страшен, когда в нем есть какая-то неопределенность: если же вы в призраке умеете разглядеть слизистую пирамиду, с какими-то челюстями вместо ног, и с языком вверху . тут уж не будет ничего страшного — и ужасное переходит просто в уродливое. (. ) Испугайтесь сами, и заговорите в испуге, заикайтесь от него, хлопайте зубами (. ) Я вам поверю, и мне самому будет страшно (. ) А пока ваш период в рассказах ужасного будет строен и плавен (. ) я не верю в ваш страх — и просто: не боюсь (. )!» («Московский наблюдатель», 1835).

С мнением Шевырева о том, что «ужасное не может быть подробно» солидаризировался В. Г. Белинский. В «Вие» ему нравились «картины малороссийских нравов» и описание бурсы. Анализ «Вия» Белинский заключал словами: «Нет, несмотря на неудачу в фантастическом, эта повесть есть дивное создание. Но и фантастическое в ней слабо только в описании привидений, а чтения Хамы в церкви, восстание красавицы, явление Вия бесподобны» .

Второй раз при жизни Гоголя «Вий» издавался в 1842 г., во втором томе собрания его сочинений. При этом некоторые сцены были заново переделаны и подробности в описании чудовищ устранены. В № 2 «Отечественных записок» за 1843 г. Белинский сочувственно отозвался о характере изменений, внесенных в повесть. Опорные моменты фантастической фабулы «Вия» (столкновение с ведьмой, бесовская скачка, оборотничество, убийство ведьмы, требование, чтобы герой на протяжении трех ночей читал над ее гробом молитвы, ужасы этих трех ночей, первоначальное избавление героя от гибели, затем появление нечисти, призванной ведьмой на помощь, и, наконец, появление «старшего» из нечистой силы, способного увидеть и погубить героя, невзирая на магический круг) имеют фольклорное происхождение. Сказки со сходным сюжетом или его деталями зафиксированы как в украинском, так и, шире, в славянском и европейском фольклоре. Но к малороссийскому «народному преданию» восходят далеко не все подробности гоголевского повествования. Так, гномы — это существа из немецкой мифологии, в украинской демонологии их нет. Многие черты описания чудовищ в финале повести являются либо плодом воображения Гоголя, либо результатом литературных реминисценций (напр., из «Баллады, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди» Жуковского (1814) и из другой баллады Жуковского «Суд божий над епископом» (1831), а также из романа А. Ф. Вельтмана «Святославич, вражий питомец» (1835)).

На фоне сюжетных подробностей, имеющих литературное происхождение, легко различимы все детали, имеющие фольклорный источник — все, кроме одной: образа самого Вия. Ряд исследователей склоняется к мнению, что Вий, заменивший в фольклорной фабуле «старшую ведьму», был выдуман самим Гоголем. Однако уже в труде А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» не только указывалось на наличие в славянской мифологии сходного образа, но и само название фантастического существа — Вий — рассматривалось как вполне традиционное фольклорное. К сожалению, Афанасьев не дает отсылки к источнику, и нельзя поручиться, не послужил ли источником для него «Вий» Гоголя. В поисках аналогов гоголевскому образу были обнаружены восточнославянские фольклорные соответствия Вию и даже индо-иранские (параллель между Вием и Vayu, выступающим в одних случаях как божество смерти, в других — как демон, проведена в статье Абаева В. И. «Образ Вия в повести Н. В. Гоголя», М.,1958). Наконец, А. А. Назаревским указаны черты, которыми Вий сходствует с Касьяном в украинских народных преданиях (губительный взгляд, веки до земли, близость к земле и подземной жизни). По мнению Назаревского, имя «Вий» произошло от украинского слова «вiя», обозначающего «ресница» или же «веко вместе с ресницами». Мужское имя собственное «Вий» могло быть образовано от женского имени нарицательного «вiя» по аналогии с именем «Струй» (от «струя»), которое Жуковский дал одному из героев поэмы-сказки «Ундина». Мотив зрения и слепоты, связанный с Вием, на народномифологической основе возникает при переходе границы между живым и мертвым. В.Я. Пропп указывает, что слепа баба-яга, охраняющая вход в царство мертвых. «Точно так же, — пишет он, — и в гоголевском «Вие» черти не видят казака. Черти, могущие видеть живых, это как бы шаманы среди них, такие же, как живые шаманы, видящие мертвых, которых обыкновенные смертные не видят. Такого шамана они и зовут. Это — Вий» .

Первые наброски повести «Нос» относятся к концу 1832 или началу 1833 г., а ее черновая редакция была закончена не позднее августа 1834 г. В 1835 г. Гоголь приступил к окончательной обработке повести, намереваясь поместить ее в «Московском наблюдателе» — журнале, который затевался в Москве друзьями Гоголя С. П. Шевыревым и М. П. Погодиным, и в котором Гоголь собирался принять активное участие. 18 марта 1835 г, он отправил рукопись в Москву, сопроводив ее письмом к Погодину: «Посылаю тебе нос (. ) Если в случае ваша глупая цензура привяжется к тому, что нос не может быть в Казанской церкве, то, пожалуй, можно его перевести в католическую. Впрочем, я не думаю, чтобы она до такой степени уж выжила из ума» . Однако «Нос» так и не появился в «Московском наблюдателе»: по позднейшему свидетельству Белинского, Шевырев и Погодин отвергли повесть как «грязную, пошлую и тривиальную» . Впервые ее напечатал Пушкин в 1836 г. в третьем номере «Современника». В примечании к «Носу» Пушкин писал: «Н. В. Гоголь долго не соглашался на напечатание этой шутки, но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись. Изд.»

Работая над «Носом», Гоголь переделал финал повести: первоначально фантастичность описанных в ней событий была мотивирована сном майора Ковалева. Изменение концовки, вероятнее всего, было вызвано появлением в «Северной пчеле», № 192 от 27 августа 1834 г. за подписью «Р. М.» рецензии на повести Пушкина, в которой критиковалась, как чрезвычайно устаревшая, мотивировка фантастики сном, примененная в «Гробовщике». Переделывая конец «Носа», Гоголь учел замечание «Р. М.» и вместе с тем спародировал его рецензию. При публикации повесть значительно пострадала от цензуры: встреча Ковалева с Носом была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, целый ряд острых сатирических высказываний был устранен. В собрании сочинений Гоголя 1842 г. «Нос» был помещен в третьем томе, среди других повестей, связанных с петербургской темой. При этом финал повести был еще раз переработан. Известный критик 40-50-х годов Аполлон Григорьев назвал «Нос» «глубоким фантастическим» произведением, в котором «целая жизнь пустая, бесцельно формальная, (. ) неугомонно движущаяся — встает перед вами с этим загулявшимся носом, — и, если вы ее знаете, эту жизнь,- а не знать вы ее не можете после всех тех подробностей, которые развертывает перед вами великий художник», то «миражная жизнь» вызывает в вас не только смех, но и леденящий душу ужас» .

вий в 3D — картина Олега Степченко в конце января 2014

Известное произведение Гоголя «Вий» претерпевало массу изменений и интерпретаций. Спустя многие и многие годы после первой экранизации до этого произведения добрался и отечественный современный кинематограф. Напомним, что экранизация картины «Вий» уже выходила на большие экраны некоторое время назад. Представляем вашему вниманию картину «Вий» в новом современном стиле 3D. Режиссером картины стал Олега Степченко. Фильм отражает события знаменитой книги, которая уже давно стала классиклй по всему миру. В картине снялись: Алексей Чадов, Агния Дитковските, Джейсон Флеминг, Валерий Золотухин и другие. Фильм описывает события происходящие в начале XVIII века. Главный герой Джонатан Грин отправляется в долгое и захватывающие путешествие из Европы на Восток. При этом попадая, пожалуй, в один из самых загадочных уголков нашей планеты – в Трансельванию. И именно здесь ему суждено заблудится. Его прогулки по местности, окутанной туманом привели его в казацкое поселение. Небольшая деревенька того времени. Люди здесь не только не рады гостям, они уже давно оградили себя от внешнего мира. Народ живет здесь в затворничестве, оградив себя от любых контактов с остальным миром. Жители хутора сразу кажутся Джонатану очень загадочными и недоброжелательными. Все окутано какой-то тайной. Позже становится ясно, что тайна неким образом связано с загадочным Вием. Начиная разгадывать тайну, ученый даже не догадывается, к чему его приведет его любопытство.

Книга: Гоголь Н.В. «Вий»

Серия: «О жизни, дружбе и любви»

Это одно из самых загадочных произведений писателя. Особенности религиозного мировоззрения великого русского писателя Н. В. Гоголя и его«мистически одаренный дух»нашли свое отражение в повести«Вий», которая в свое время была неоднозначно воспринята критикой. Это одно из самых загадочных произведений писателя, в котором, используя символические образы, Н. В. Гоголь показывает противоречия между поступками людей в обычной жизни и христианскими идеалами, вечную борьбу добра и зла. Прекрасные иллюстрации к данной повести помогают лучше понять авторский замысел. Это великолепное подарочное издание повести великого русского писателя порадует и вас и ваших знакомых и друзей.

Издательство: «Белый город» (2014)

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Нос Фантастическая повесть «Нос» хорошо известна читателю и не нуждается в специальном представлении. Однако перед вами издание, представляющее уникальный творческий тандем признанного классикарусской… — Рипол Классик, Чудеса бывают! Подробнее. 2013 287 бумажная книга
Ночь перед Рождеством Вашему вниманию предлагается издание Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» — Эксмо, (формат: 84×108/32, 120 стр.) Подробнее. 2012 281.4 бумажная книга
Вечера на хуторе близ Диканьки. Избранное (подарочное издание) Прекрасно оформленное подарочное издание произведений Николая Гоголя в шелковом переплете с трехсторонним зеркальным обрезом. Книга декорирована тиснением под бронзу. Издание богато иллюстрировано… — Эксмо, (формат: 84×100/16, 192 стр.) Подробнее. 2013 740.4 бумажная книга
Вечера на хуторе близ Диканьки. Ревизор Самые известные произведения Гоголя под одной обложкой: яркие, сочные сцены из жизни Малороссии с элементами фольклора и мистики – это«Вечера на хуторе близ Диканьки». Ну а ставший именем… — Эксмо, Флипбук Подробнее. 2014 202 бумажная книга
Арабески «Собрание это составляют пиэсы, писанные мною в разные времена, в разные эпохи моей жизни. Я не писал их по заказу. Они высказывались от души, и предметом избирал я только то, что сильно меня… — Наука, — Подробнее. 2009 1266 бумажная книга
Тарас Бульба — Зебра Е, — Подробнее. 2008 561 бумажная книга
Тарас Бульба «Тарас Бульба»-одна из лучших повестей великого русского христианского писателя Николая Васильевича Гоголя — Белорусского Экзархата, — Подробнее. 2011 243 бумажная книга
Мертвые души Литературно-художественное издание поэмы Н. В. Гоголя (1809–1852) «Мертвые души» . Перед читателем история похождения авантюриста Чичикова. События, происходящие с ним, и действительность так… — АСТ, Гоголь (подарочный) Подробнее. 2011 1038 бумажная книга
Нужно любить Россию В предлагаемой вниманию читателя книге собраны основные духовные произведения Н. В. Гоголя, созданные им в последние годы жизни. Особое место в сборнике занимают «Выбранные места из переписки с… — Белорусского Экзархата, — Подробнее. 2011 375 бумажная книга
Миргород Для среднего школьного возраста — Искатель, Библиотечка школьника Подробнее. 2018 54 бумажная книга
Вечера на хуторе близ Диканьки Одно из лучших произведений классической отечественной литературы. Книга, которая вот уже почти два столетия в равной степени любима читателями всех возрастов. Сам Пушкин восхищенно писал об этом… — Neo >Эксклюзив. Русская классика Подробнее. 2019 108 бумажная книга
Мертвые души «Мертвые души»-уникальный роман, ставший для русской литературы своеобразным эталоном иронической прозы. Книга, раздерганная на цитаты еще в XIX в. и по-прежнему потрясающая воображение. История… — Астрель (АСТ), Русская классика Подробнее. 2018 177 бумажная книга
Пропавшая грамота Смех Гоголя, в творчестве которого нашли отражение многие элементы народно-праздничной культуры, — смех особый, он несет катарсис — очищение духа светлой грустьюи состраданием. Этот сборник — тому… — Художественная литература, Классики и современники Подробнее. 2007 118 бумажная книга
Мертвые души Выход первого тома «Мертвых душ» Н. Гоголя в 1842 году вызвал бурную полемику современников, расколов общество на поклонников и противников поэмы. «…Говоря о „Мертвых душах“ — можно вдоволь… — Азбука, Мировая классика Подробнее. 2018 122 бумажная книга
Мертвые души «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя принадлежат к числу самых великих книг в истории не только русской, но и всей мировой литературы. Свой роман, продолжающий традиции легендарной» Одиссеи»… — Ленинградское издательство (Лениздат), Лениздат-классика Подробнее. 2018 142 бумажная книга

См. также в других словарях:

ВИЙ — в восточнославянской мифологии персонаж, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: ср. укр. вiя, вiйка, белорус. вейка «ресница». По русским и… … Энциклопедия мифологии

ВИЙ — я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. ● По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Энциклопедический словарь

ВИЙ — в восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом … Большой Энциклопедический словарь

ВИЙ — лицо из малороссийской демонологии; старик с бровями и веками до самой земли; но если поднять его веки и брови, то взор его убивает и разрушает все, что он видит. Предание это обработано Гоголем в «Вие». Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

вий — сущ., кол во синонимов: 4 • вымышленное существо (334) • герой (80) • ний (2) • … Словарь синонимов

Вий — Вий, В ия, предл. п. о В ие (мифол.) … Русский орфографический словарь

Вий — Запрос «Ви» перенаправляется сюда; об американской гольфистке см. Ви, Мишель. У этого термина существуют и другие значения, см. Вий (значения). Вий персонаж украинской демонологии в виде грозного старика с бровями и веками до самой… … Википедия

вий — я; м. В славянской мифологии: сверхъестественное существо, обладающее смертоносным взглядом, скрытым под огромными веками или ресницами. По народным представлениям, Вий грозный старик с бровями и веками до самой земли. Сам по себе он видеть не… … Словарь многих выражений

ВИЙ — (персонаж одноим. повести Н. В. Гоголя; см. тж ВИЕВ) Ревность, / жены, / слезы. / ну их! – / вспухнут веки / впору Вию. / Я не сам, / а я / ревную / за Советскую Россию. М928 (355); Наследье страшное мещан, Их посещает по ночам Несуществующий,… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

-ВИЙ — см. КИЕВ ВИЙ … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Вий — в малорусской демонологии грозный старик с бровями и веками до самой земли; В. не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: