3 произведения на слова пушкина

СОДЕРЖАНИЕ

Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты.

Это можно объяснить тем, что в его творчестве сочеталась всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства.

По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов:

М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.

А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)

М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)

Н. Римский — Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)

П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)

Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)

С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)

Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)

Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)

Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)

Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)

К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)

А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)

М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)

А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)

Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)

А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)

В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)

Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)

Кроме того, написано много романсов на стихи поэта.

Естественно, что в одной статье невозможно рассказать о всех операх, написанных на сюжеты А.С. Пушкина. Остановимся лишь на некоторых из них: более известных и недостаточно известных.

Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама»

История создания

В 1887 г. администрация Императорского театра предложила П.И. Чайковскому создать оперу на основе повести А.С. Пушкина. Либретто к ней уже написал И.А. Всеволожский, русский театральный деятель, сценарист, художник. Но композитор от предложения отказался. Он посчитал, что в сюжете недостаточно сценичности. Прошло два года, и Чайковский всё-таки принял заказ, но либретто оперы создал его брат, Модест Ильич Чайковский. Однако в процессе работы композитор сам редактировал либретто и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). В результате пушкинский сюжет заметно изменён. Изменено даже имя главного героя: в повести Пушкина он носит фамилию Германн, а в опере Герман – его имя.

И. Глазунов. Иллюстрация к «Пиковой даме»

Премьера оперы

Премьера состоялась в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 19 декабря 1890 г. Дирижёр – Э. Направник.

Партию Германа (тенор) исполнил Н. Фигнер. Партию Лизы (сопрано) М. Фигнер. Елецкий (баритон) – Л. Яковлев, Томский (баритон) – И. Мельников, графиня (меццо-сопрано) – М. Славина.

П. И. Чайковский и супруги Фигнер, исполнители главных партий на премьере оперы «Пиковая дама»

Опера Чайковского «Пиковая дама» быстро приобрела популярность и вошла в репертуар многих театров мира. Она и в настоящее время является одной из самых востребованных театральных постановок.

Опера М. Мусоргского «Борис Годунов»

Монета ЦБ РФ с фрагментом оперы Мусоргского «Борис Годунов»

История создания

Работу над оперой М.П. Мусоргский начал в 1868 г. Либретто оперы создал он сам, используя текст трагедии Пушкина «Борис Годунов» и материалы книги Н.М. Карамзина «История государства Российского». Темой своей оперы Мусоргский выбрал период правления царя Бориса Годунова (1598-1605), предшествовавшего началу «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Оконченную в 1869 г. оперу Дирекция императорских театров к постановке не приняла: в опере не было интересной женской роли. Композитор начал переработку оперы: ввёл любовную линию Лжедмитрий-Марина Мнишек, но и редакция 1872 г. также была отвергнута, хотя театральные и музыкальные круги Санкт-Петербурга и Москвы активно поддерживали оперу, увидев в ней новаторские достижения композитора и музыкальную глубину. Благодаря этой поддержке, оперу всё-таки поставили в 1874 г. на сцене Мариинского театра. Публика встретила оперу восторженно, а критика – резко отрицательно. В 1882 г. опера была снята с репертуара.

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков делает попытку возродить оперу, создав новую редакцию, а затем в 1908 г. ещё одну. Уже в советское время оперу редактировал Д. Шостакович в 1940 г.

Но в настоящее время чаще используют авторскую редакцию оперы.

Сцена из оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Причины множественных редакций оперы можно найти в объяснении Н. Римского-Корсакова, данном в предисловии к его изданию «Бориса Годунова» в 1896 г.: «Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

«Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.

Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

Музыка оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Это народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Жизнь оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

Опера Мусорского за время с момента её написания ставилась во многих театрах России: Мариинском, Большом, театром Солодовникова, театром Петербургской консерватории, на провинциальных русских сценах в Казани, Орле, Воронеже, Саратове, Риге, Таллине, Минске и др.

Из последних можно назвать постановку Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Мариинского театра и Самарского академического театра оперы и балета в 2012 г.

За рубежом опера ставилась в Большом театре в Гранд-Опера (Париж), Метрополитен Опера (Нью-Йорк), Друри-Лейн (Лондон), Софийской народной опере, Ковент Гарден (Лондон), в Зальцбурге, Ла Скала (Милан).

А. Я. Головин «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова»

Опера Ц. Кюи «Кавказский пленник»

Опера в 3 действиях написана в 1857-58 гг. Либретто В.А. Крылова. Премьера оперы состоялась в феврале 1883 г. в Мариинском театре. Дирижёр – Э. Направник.

Это самая популярная опера Кюи. Отчасти это связывают с тем, что она была близка традициям итальянской оперы, где главным было «заинтересовать, растрогать, поразить». В сюжете оперы всё для этого есть: в ауле непокорных горцев захвачен русский пленник. Дочь Казенбека Фатима сочувствует ему: приносит тайком пищу, успокаивает, хотя она является невестой нелюбимого ею горца Абубекера. Когда тайну Фатимы раскрывают, она, чтобы не казнили русского пленника, освобождает его. Но он признаётся ей, что любит другую. Фатима кончает с собой, т.к. всё равно её ждёт гибель за помощь пленнику.

Немного о композиторе Ц. Кюи

И. Репин «Портрет Ц. Кюи»

Он был сыном наполеоновского офицера, оставшегося жить в России после ранения под Смоленском в 1812 г. Ц. Кюи не был профессиональным композитором, он окончил Главное инженерное училище и через 4 года был произведён в офицеры с чином прапорщика. В 1857 г. окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г. получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г., по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 г. стал профессором, а в 1891 г. – заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 г. Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. Музыка была его любимым увлечением.

Опера Я. Наполи «Скупой барон»

Якопо Наполи – итальянский композитор (род в 1911 г. в Неаполе). Оперу «Скупой барон» на сюжет Пушкина он создал в 1970 г. Либретто написал Марио Пази. Опера имела большой успех у публики и была встречена похвалами итальянской музыкальной критики. Своё обращение к «маленькой трагедии» Пушкина он объясняет так: «Я всегда любил Пушкина, с детских лет. Достаточно одного «Бориса», чтобы определить всю личность этого великого поэта». И далее он пишет: «Текст Пушкина, напряженный, мрачный, изобилующий поэтическими образами, предоставил мне возможность, как я давно желал, расширить мой музыкальный язык, особенно с точки зрения гармонии и контрапункта. Этот новый опыт внутренне обогатил меня».

Опера состоит из 4 действий. Она была поставлена в Неаполе. Дирижер первого спектакля, маэстро Франко Караччоло, и певцы: Отелло Боргоново (барон) и баритон Клаудио Струдтгоф (Альбер) – своей интерпретацией способствовали успеху спектакля. Постановка оперы, освещение, костюмы, реквизит – все это было с большим искусством создано опытным художником Аттилио Колоннелло.

Урок литературного чтения «А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»» 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

Задачи:

  • Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
  • Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
    • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
    • развивать позитивную самооценку учащихся.

Оборудование к уроку:

  • учебник «Литературное чтение. 3 класс» Э.Кац, М., «Астрель», 2011;
  • тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Астрель», 2011 г;
  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг поэта;
  • компьютерная презентация «Мир Пушкина»;
  • выставка проектов учащихся «Мир Пушкина»;
  • компьютер, проектор, экран;
  • словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
  • карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
  • клип к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила»;
  • разноцветные лепестки для цветка «Настроение»

Современные технологии:

  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • информационно-компьютерные технологии

— Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

И наших гостей пригласим.

2. Проверка домашнего задания

— Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас — это знания.

— Что было задано на дом?

(подготовить сведения о Пушкине)

Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту «Мир Пушкина»

1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)

Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам

(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы

«Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок из стихотворения)

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица:»

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
(«Сказка о Царе Салтане»)

Задания для 2 группы

«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга.»
«Гонимы вешними лучами:»(отрывок из стихотворения)

Задания для 3 группы

«Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила».
«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару:»

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

(Будем изучать произведение)

Задания для 4 группы

1. «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:»

«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
«Сказка о золотом петушке»

(Будем изучать произведение)

«Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит».
(Басня И.А.Крылова) — Ловушка

Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.

Учитель:

— Как распределили произведения по группам?

Ученики:

1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком.

Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина

Учитель:

— Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина

Дети:

ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА

5. Работа над новым материалом

Учитель:

-Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?

Дети:

— Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Учитель:

— Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный:»

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

Учитель:

— Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

Учитель:

— Это вступление к поэме «Руслан и Людмила». А что такое поэма? Кто из вас знает?

Учитель:

— Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

Ученик:

ПОЭМА — большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Учитель:

— Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

(Учитель открывает третью группу слов на доске — ПОЭМА)

Учитель:

— А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:

Ученик:

— Лукоморье (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега.

6. Работа над произведением

Первичное восприятие текста.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается.

Дайте мы отправимся в лукоморье.

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)

Беседа по первичному восприятию:

Учитель:

Каким изобразил поэт лукоморье?

Ученики:

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Учитель:

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

Учитель:

Какие вам встретились трудные непонятные слова?

(Дети называют слова)

Учитель:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

7. Словарная работа

Учебник стр. 86-87, 169,170

:и дол видений полны:

Над златом чахнет

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста

Учитель:

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

Ученики:

Состоит из двух частей. Первая — состоит из шести строк.

Учитель:

Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

Ученики:

Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

Учитель:

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

Ученики:

Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.

Учитель:

Что вы можете сказать о второй части?

Ученики:

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)

Беседа по содержанию прочитанного

10. Работа с иллюстрацией в учебнике

Учитель:

Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)

Ученики:

— Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря

Учитель:

— Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации

11. Зарядка для глаз

Учитель:

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз).

12. Работа в тетрадях по литературному чтению

(Дети записывают синонимы и антонимы)

Заполненная таблица с одним из вариантов

Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)

Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

Учитель:

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Ученики:

Учитель:

Что особенно вам понравилось?

Ученики:

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

14. Просмотр клипа

— Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

15. Рефлексия цветок «Настроение»

Учитель:

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

  • Жёлтый цвет — радостное, светлое, хорошее настроение.
  • Оранжевый цвет — радостное, восторженное настроение.
  • Зелёный цвет — спокойное, уравновешенное.
  • Синий цвет — грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

16. Домашнее задание

Стр.86 — 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23

«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?

Как мы писали в предыдущей статье, работа с классическими литературными сказками на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Рассмотрим, как можно организовать такую работу при изучении хрестоматийного произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Задачи урока:

  • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»);
  • раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки;
  • формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
  • совершенствовать умение анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Ход работы

В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.

Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?

Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сравнительный анализ осуществляется при следующих условиях:

  • дети прочитали сказки братьев Гримм и Пушкина заранее;
  • в классе на партах у школьников лежат тексты обеих сказок;
  • учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для доказательства своих рассуждений.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Белоснежка и семь гномов

Слово учителя

Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.

Учитель может также рассказать учащимся об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.

Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.

Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».

Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». А еще раньше он написал свое знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок. Вспомним с детства знакомые строчки: «. Там чудеса: там леший бродит…».

Учитель может предложить вспомнить названия сказок писателя.

После рассказа педагог организует сопоставительный анализ сказки Пушкина и сказки братьев Гримм по следующей схеме.

I. Сравнительный анализ: что общего в этих сказках?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют на следующие вопросы.

Сравни сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» («Снегурочка»). Что общего в этих сказках?

1. Герои: _________________________________________

2. События: _______________________________________

Вопросы могут быть записаны на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. В таблице должна появиться следующая запись:

г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.

II. Сравнительный анализ: чем различаются эти сказки?

Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок.

Начальную часть анализа необходимо сделать в классе, коллективно обсуждая аналитические вопросы. В сильном классе большую часть анализа можно дать на самостоятельное выполнение (индивидуальное или в парах). Последние 2–3 пункта анализа можно рекомендовать для выполнения дома. В итоге таблица будет выглядеть следующим образом.

Сказка братьев Гримм

1. Семь богатырей.

2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами.

2. Черница приходит один раз с яблочком.

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях.

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти.

5. Написана в прозе.

5. Написана в стихах, красивым литературным языком.

После сопоставительного анализа сказок учитель предлагает поразмышлять над следующими обобщающими вопросами.

Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Это сложный для младших школьников вопрос. С одной стороны, очевидно использование автором фольклорных традиций. Кроме этого, в сознании маленького читателя, начиная с дошкольного возраста, сказки Пушкина обрели статус народных.

Однако проделанный сопоставительный анализ позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.

Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:

  • образы богатырей, взятые из русских былин;
  • терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  • троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  • язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Литературные герои в художественных произведениях

Слово о полку Игореве. Горе от ума. Образ автора в романе «Евгений Онегин». Любовная лирика Пушкина. Ольга и Ленский. «Парус» Лермонтова. Мертвые души. Отцы и дети. Поэзия Фета. Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. Сказки Салты

Подобные документы

Все аспекты русской общественной и литературной жизни того времени в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Реалистичность и верность исторической и художественной правде. Главные герои романа в стихах. Загадочный образ Татьяны Лариной, ее русская душа.

реферат, добавлен 19.06.2010

Сергей Есенин как один из самых ярких поэтов крестьянского направления. Влияние философии и литературных памятников православной мысли, литературы старообрядцев на творчество поэта. Лирика Есенина на примере сборников — «Радуница» и «Сельский часослов».

реферат, добавлен 01.12.2010

Роль и значение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской литературе. Образ Евгения Онегина, его характер и противоречивость взглядов на жизнь и общество. «Евгений Онегин» как роман не только самого Пушкина как автора, но и о нем самом как личности.

реферат, добавлен 27.03.2010

Чтение как важнейший элемент культуры и быта, его отражение в литературных произведениях и введение «читающего героя». Литературные предпочтения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Круг чтения героев Пушкина. Роль книги в романе «Евгений Онегин».

курсовая работа, добавлен 12.07.2011

Романтизм как явление в литературе. Образ Ленского, влюбленность в Ольгу, дуэль с Онегиным. Дружба с Онегиным и романтические идеалы. Значение образа романтического поэта. Размышления о несостоявшемся будущем. Ленский – социальный тип своего времени.

реферат, добавлен 13.07.2010

Петербургская тема в русской литературе. Петербург глазами героев А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Медный всадник»,»Пиковая дама» и «Станционный смотритель»). Цикл петербургских повестей Н.В. Гоголя («Ночь перед рождеством», «Ревизор», Мертвые души»).

презентация, добавлен 22.10.2015

Общая характеристика и специфически признаки романа Пушкина «Евгений Онегин», его структура и основные сюжетные линии. Шестая глава романа как ключевой эпизод в понимании характеров героев. Место и значение сцены дуэли между Ленским и Онегиным в романе.

реферат, добавлен 26.04.2011

Образ Мироновой Марии и Василисы Егоровны в произведении «Капитанская дочь» А.С. Пушкина. Татьяна и Ольга Ларина, их изображение в романе «Евгений Онегин». Повесть «Дубровский», анализ образа Маши Троекуровой. Марья Гавриловна как героиня «Метели».

реферат, добавлен 26.11.2013

Изображение дороги в произведениях древнерусской литературы. Отражение образа дороги в книге Радищева «Путь из Петербурга в Москву», поэме Гоголя «Мертвые души», романе Лермонтова «Герой нашего времени», лирических стихах А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова.

реферат, добавлен 28.09.2010

Семантическое словообразование в литературном языке XIX века. Понятие его сущности и специфики языка художественного текста. Определение случаев семантической деривации в области имен существительных в романе «Евгений Онегин». Анализ выявленных дериватов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: