10 произведений пушкина

Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок».

Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.

Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

БОРИС ГОДУНОВ
Boris Godunov — Eugeny Nesterenko

Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. К сожалению, произведение не было закончено Римским-Корсаковым в связи со смертью композитора Мусоргского. Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.

Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др.
Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.

Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.
Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России

По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

10 произведений пушкина

Цитаты из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 1823-1831

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют.

Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан. — (Онегин)

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я. — (Онегин)

Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на снег наводят;
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.
Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то. не то, избави боже!

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки

10 произведений пушкина

Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты.

Это можно объяснить тем, что в его творчестве сочеталась всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства.

По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов:

М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.

А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)

М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)

Н. Римский — Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)

П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)

Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)

С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)

Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)

Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)

Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)

Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)

К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)

А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)

М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)

А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)

Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)

А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)

В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)

Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)

Кроме того, написано много романсов на стихи поэта.

Естественно, что в одной статье невозможно рассказать о всех операх, написанных на сюжеты А.С. Пушкина. Остановимся лишь на некоторых из них: более известных и недостаточно известных.

Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама»

История создания

В 1887 г. администрация Императорского театра предложила П.И. Чайковскому создать оперу на основе повести А.С. Пушкина. Либретто к ней уже написал И.А. Всеволожский, русский театральный деятель, сценарист, художник. Но композитор от предложения отказался. Он посчитал, что в сюжете недостаточно сценичности. Прошло два года, и Чайковский всё-таки принял заказ, но либретто оперы создал его брат, Модест Ильич Чайковский. Однако в процессе работы композитор сам редактировал либретто и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). В результате пушкинский сюжет заметно изменён. Изменено даже имя главного героя: в повести Пушкина он носит фамилию Германн, а в опере Герман – его имя.

И. Глазунов. Иллюстрация к «Пиковой даме»

Премьера оперы

Премьера состоялась в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 19 декабря 1890 г. Дирижёр – Э. Направник.

Партию Германа (тенор) исполнил Н. Фигнер. Партию Лизы (сопрано) М. Фигнер. Елецкий (баритон) – Л. Яковлев, Томский (баритон) – И. Мельников, графиня (меццо-сопрано) – М. Славина.

П. И. Чайковский и супруги Фигнер, исполнители главных партий на премьере оперы «Пиковая дама»

Опера Чайковского «Пиковая дама» быстро приобрела популярность и вошла в репертуар многих театров мира. Она и в настоящее время является одной из самых востребованных театральных постановок.

Опера М. Мусоргского «Борис Годунов»

Монета ЦБ РФ с фрагментом оперы Мусоргского «Борис Годунов»

История создания

Работу над оперой М.П. Мусоргский начал в 1868 г. Либретто оперы создал он сам, используя текст трагедии Пушкина «Борис Годунов» и материалы книги Н.М. Карамзина «История государства Российского». Темой своей оперы Мусоргский выбрал период правления царя Бориса Годунова (1598-1605), предшествовавшего началу «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Оконченную в 1869 г. оперу Дирекция императорских театров к постановке не приняла: в опере не было интересной женской роли. Композитор начал переработку оперы: ввёл любовную линию Лжедмитрий-Марина Мнишек, но и редакция 1872 г. также была отвергнута, хотя театральные и музыкальные круги Санкт-Петербурга и Москвы активно поддерживали оперу, увидев в ней новаторские достижения композитора и музыкальную глубину. Благодаря этой поддержке, оперу всё-таки поставили в 1874 г. на сцене Мариинского театра. Публика встретила оперу восторженно, а критика – резко отрицательно. В 1882 г. опера была снята с репертуара.

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков делает попытку возродить оперу, создав новую редакцию, а затем в 1908 г. ещё одну. Уже в советское время оперу редактировал Д. Шостакович в 1940 г.

Но в настоящее время чаще используют авторскую редакцию оперы.

Сцена из оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Причины множественных редакций оперы можно найти в объяснении Н. Римского-Корсакова, данном в предисловии к его изданию «Бориса Годунова» в 1896 г.: «Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

«Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.

Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

Музыка оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Это народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Жизнь оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

Опера Мусорского за время с момента её написания ставилась во многих театрах России: Мариинском, Большом, театром Солодовникова, театром Петербургской консерватории, на провинциальных русских сценах в Казани, Орле, Воронеже, Саратове, Риге, Таллине, Минске и др.

Из последних можно назвать постановку Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Мариинского театра и Самарского академического театра оперы и балета в 2012 г.

За рубежом опера ставилась в Большом театре в Гранд-Опера (Париж), Метрополитен Опера (Нью-Йорк), Друри-Лейн (Лондон), Софийской народной опере, Ковент Гарден (Лондон), в Зальцбурге, Ла Скала (Милан).

А. Я. Головин «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова»

Опера Ц. Кюи «Кавказский пленник»

Опера в 3 действиях написана в 1857-58 гг. Либретто В.А. Крылова. Премьера оперы состоялась в феврале 1883 г. в Мариинском театре. Дирижёр – Э. Направник.

Это самая популярная опера Кюи. Отчасти это связывают с тем, что она была близка традициям итальянской оперы, где главным было «заинтересовать, растрогать, поразить». В сюжете оперы всё для этого есть: в ауле непокорных горцев захвачен русский пленник. Дочь Казенбека Фатима сочувствует ему: приносит тайком пищу, успокаивает, хотя она является невестой нелюбимого ею горца Абубекера. Когда тайну Фатимы раскрывают, она, чтобы не казнили русского пленника, освобождает его. Но он признаётся ей, что любит другую. Фатима кончает с собой, т.к. всё равно её ждёт гибель за помощь пленнику.

Немного о композиторе Ц. Кюи

И. Репин «Портрет Ц. Кюи»

Он был сыном наполеоновского офицера, оставшегося жить в России после ранения под Смоленском в 1812 г. Ц. Кюи не был профессиональным композитором, он окончил Главное инженерное училище и через 4 года был произведён в офицеры с чином прапорщика. В 1857 г. окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г. получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г., по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 г. стал профессором, а в 1891 г. – заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 г. Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. Музыка была его любимым увлечением.

Опера Я. Наполи «Скупой барон»

Якопо Наполи – итальянский композитор (род в 1911 г. в Неаполе). Оперу «Скупой барон» на сюжет Пушкина он создал в 1970 г. Либретто написал Марио Пази. Опера имела большой успех у публики и была встречена похвалами итальянской музыкальной критики. Своё обращение к «маленькой трагедии» Пушкина он объясняет так: «Я всегда любил Пушкина, с детских лет. Достаточно одного «Бориса», чтобы определить всю личность этого великого поэта». И далее он пишет: «Текст Пушкина, напряженный, мрачный, изобилующий поэтическими образами, предоставил мне возможность, как я давно желал, расширить мой музыкальный язык, особенно с точки зрения гармонии и контрапункта. Этот новый опыт внутренне обогатил меня».

Опера состоит из 4 действий. Она была поставлена в Неаполе. Дирижер первого спектакля, маэстро Франко Караччоло, и певцы: Отелло Боргоново (барон) и баритон Клаудио Струдтгоф (Альбер) – своей интерпретацией способствовали успеху спектакля. Постановка оперы, освещение, костюмы, реквизит – все это было с большим искусством создано опытным художником Аттилио Колоннелло.

Александр Сергеевич Пушкин

Профили на тематических сайтах
Александр Сергеевич Пушкин
Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ
р. 26 мая (6 июня) 1799 , Москва
ум. 29 января (10 февраля) 1837 (37 лет) , Санкт-Петербург
русский поэт и прозаик

Пушкин, Александр Сергеевич

Содержание

Стихотворения

Переводы

Роман в стихах

  • Евгений Онегин, (1823—31, опубл.: 1833)

Поэмы

  • Тень Баркова, (первое упоминание В. П. Гаевского в 1863)
  • Руслан и Людмила, 1817—20, опубл. 1820
  • Кавказский пленник
  • Гавриилиада
  • Братья разбойники
  • Бахчисарайский фонтан, 1821—23, опубл. 1824
  • Цыганы, 1824, опубл. 1827
  • Граф Нулин, 1825, опубл. 1828
  • Полтава, 1828, опубл. 1829
  • Тазит, 1829—30, опубл.: 1837
  • Домик в Коломне, 1830, опубл.: 1833
  • Анджело, 1833, опубл. 1833
  • Медный всадник, 1833, опубл. 1834

Драматические произведения

  • Борис Годунов. Трагедия (1824—25, опубл. 1831)
  • Маленькие трагедии
    • Скупой рыцарь
    • Моцарт и Сальери
    • Каменный гость
    • Пир во время чумы
  • Pусалка
  • Сцены из рыцарских времён

Отрывки и наброски

Сказки

  • Жених, 1825
  • О попе и о работнике его Балде, 1830
  • О медведихе, 1830
  • О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, 1831
  • О рыбаке и рыбке, 1833
  • О мёртвой царевне и о семи богатырях, 1833
  • О золотом петушке, 1834

Проза

  • Воображаемый разговор с Александром I
  • Арап Петра Великого
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина
    • От издателя
    • Выстрел
    • Метель
    • Гробовщик
    • Станционный смотритель
    • Барышня-крестьянка
  • История села Горюхина
  • Рославлев
  • Дубровский
  • Пиковая дама
  • Кирджали. Повесть
  • Египетские ночи, опубл. в 1837
  • Капитанская дочка. Повесть (1833—36, опубл. в 1836)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года

Исторические произведения

Письма

Оперные либретто по произведениям Пушкина

Критика и публицистика

  • Вольтер
  • Джон Теннер
  • Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности, как иностранной, так и отечественной
  • О ничтожестве литературы русской
  • Об «Истории Пугачевского бунта» (разбор статьи, напечатанной в «Сыне отечества», в январе 1835 года)
  • Опровержение на критики
  • Ответ на статью в журнале «Атеней»
  • Отрывки из писем, мысли и замечания
  • Путешествие из Москвы в Петербург(1833—1835)
  • Разбор сочинений Георгия Конисского
  • Российская академия
  • Фракийские элегии, стихотворения Виктора Теплякова, 1836
  • Французская академия

Библиография

  • Стихотворения Александра Пушкина. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1826. (Google; Google; каталог РГБ)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1828. (Google)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Первая часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1829. (Google; каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Вторая часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1829. (каталог РГБ)
  • А. С. Пушкин . Борис Годунов. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1831. (Google; каталог РГБ)
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П. — СПб.: Типография Плюшара, 1831. (каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Третья часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1832. (Google; каталог РГБ)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — 2-е изд. — СПб.: Смирдин, 1833. (каталог РГБ)
  • История пугачёвского бунта. Часть первая. — СПб.: В типографии II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1834. (РГБ)
  • История пугачёвского бунта. Часть вторая. — СПб.: В типографии II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1834. (каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Четвёртая часть. — СПб.: Типография Имп. Рос. акад., 1835. (каталог РГБ)
  • Поэмы и повести Александра Пушкина. Часть первая. — СПб.: Военная типография, 1835. (Google)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — 3-е изд. — СПб.: Типография экспедиции заготовления гос. бумаг, 1837. (каталог РГБ)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 1. (Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 2. (Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 3. (Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 4. (Google; Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 5. (Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 6. (Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 7. (Google; Google; Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 8. (Google; Google; Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 9. (Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 10. (Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 11. (Google)
  • Капитанская дочка (из сочинений Пушкина). — СПб.: Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-учебным заведениям, 1855. (РГБ)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (из сочинений Пушкина). — СПб.: Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-учебным заведениям, 1855. (РГБ)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 2. (Google)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 3. (Google)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 5. (Google; Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 1. Лирические стихотворения. (Google; Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 2. Поэмы, сказки, песни западных славян. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 3. Евгений Онегин и драматические произведения. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 4. Записки, заметки, романы и повести. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 5. Отрывки, журнальные и исторические статьи. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 6. История пугачёвского бунта. (Google)
  • Приложения к сочинениям А. С. Пушкина, изданным Я. А. Исаковым / Составил Григорий Геннади — СПб., 1860. (РГБ)
  • Стихотворения А. С. Пушкина, не вошедшие в последнее собрание его сочинений. — Берлин: Р. Вагнер, 1861. (Google)
  • Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. — 2-е изд. — СПб.: Я. А. Исаков, 1869. — Т. 2. Поэмы, сказки, песни западных славян. (Google; Google)
  • Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 1 томе. — СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1899. — Сканы, размещённые на Викискладе, сканы разделены по колонкам: часть 1, часть 2
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1907. — Т. I. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1908. — Т. II. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1909. — Т. III. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1910. — Т. IV. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1911. — Т. V. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1915. — Т. VI. (РГБ)

Публикации в сборниках:

  • Весенние цветы, или Собрание романсов, баллад и песен А. Пушкина, Жуковского, Козлова, Баратынского, Туманского, Ф. Глинки, Ознобишина, Раича, Маркевича, Вяземского и проч. — М.: Типография М. Пономарёва, 1835. (РГБ)
  • Венок граций. Подарок любителям и любительницам пения и романсов, или собр. разн. стихов лучших и извест. сочинителей как-то: А. Пушкина, И. Козлова, Е. Баратынского, Ф. Глинки, Кюхельбекера, Бестужева, А. Дельвига, К. Масальского, И. Дмитриева, Иванчина-Писарева, кн. Вяземского, А. Подолинского и проч. — М.: Типография Лазаревых ин-та вост. яз., 1838. (каталог РГБ)
  • Новые стихотворения Пушкина и Шавченки. — Лейпциг: Вольфганг Герганг, 1859. (Google)

См. также

  • Произведения, ошибочно приписывавшиеся Александру Сергеевичу Пушкину
  • Александр Сергеевич Пушкин в «Антологии восьмистиший»
  • Соловей в Таврическом саду («Пусть голос соловья прекрасный…») — стихотворение Д. И. Хвостова
  • Сонет («С тоской и полный грустных размышлений…») — стихотворение К. А. Петерсона, опубл. 1839
  • Несколько слов о Пушкине — статья Н. В. Гоголя
  • Пушкинская речь Достоевского.
  • Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве — выступление И. С. Тургенева.
  • Судьба Пушкина — статья В. С. Соловьёва
  • О назначении поэта — речь А. А. Блока об А. С. Пушкине.
  • Пушкинскому Дому — последнее стихотворение А. А. Блока об А. С. Пушкине.
  • Пушкин и русская культура — статья переводчика и критика П. К. Губера

Мемуары о последних днях жизни

  • Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина. Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта К. К. Данзаса (Аммосов)
  • Записки В. И. Даля о смерти А. С. Пушкина
  • Записка доктора Спасского о смерти А. С. Пушкина

Ссылки

  • Электронное научное издание «Пушкин» на сайте ФЭБ «Русская литература и фольклор»
  • «Список произведений, ошибочно приписывавшихся Пушкину в наиболее авторитетных изданиях» (сост. Л. А. Катанская; Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1959. — Т. Справочный том: Дополнения и исправления. Указатели. — С. 555—558. )
  • Полное собрание сочинений в 10 томах в Русской виртуальной библиотеке
  • Александр Пушкин в библиотеке Мошкова
  • Александр Пушкин в библиотеке ImWerden
  • Проект «Пушкин. Прижизненные публикации» на сайте Пушкинского Дома
  • Стихи, сказки, поэмы и критические материалы
  • Пушкин А. С. Избранные стихи
  • Ольга Видова: Души неясный идеал…
  • Список стихотворений
  • Мама, я Пушкина люблю!. Александр Сидоров (Фима Жиганец).
  • Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

Декламация и мелодекламация

  • Поэма «Евгений Онегин» в исполнении Сергея Леонтьева
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «Не дай мне Бог сойти с ума…» в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворения Пушкина «Ты и вы», «Портрет», «Когда б не смутное влеченье…» и др. в исполнении Владимира Чернявского
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «Из Пиндемонти» (Не дорого ценю я громкие права) в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворения Пушкина «Буря», «Мечтателю» и др. в исполнении Юрия Неизвестного
  • Стихотворения Пушкина «Памятник» в исполнении Владимира Яхонтова
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «ПРОРОК» в исполнении Павла Морозова
  • Сказка о царе Салтане в исполнении Веры Марецкой
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «ЭЛЕГИЯ» («Безумных лет угасшее веселье…» в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворение Александра Пушкина «Пророк» в исполнении Василия Качалова
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: