10 предложений из произведений пушкина

У нас проблема. Публикация не найдена , но она была здесь ранее!

Причины: публикация перенесена в архив (скорее всего) ИЛИ она была удалена автором.

СОВЕТ: воспользуйтесь поиском и уточните ее наличие!
. или напишите в Отдел поддержки пользователей с проблемой. Должны помочь!

10 предложений из произведений пушкина

16+

«В Пушкине… заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка…» (Сложноподчинённые предложения в речи)

Цели: закрепить знания о строении СПП, умение делать схемы предложений; прививать навыки устного пересказа, использования СПП в речи; повторить признаки разных стилей речи.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина
романс на слова А. С. Пушкина
произведения А. С. Пушкина «Станционный смотритель», «Метель», «Дубровский»
Сборник изложений №72, 2006 г.

Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие, организация работы, записи в тетрадях: число, тема урока
2. Лингвистическая разминка
— Запишите, пожалуйста, под диктовку в столбик словосочетания (2 человека пишут на обратной стороне доски). Определите вид связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
Подчеркните слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.

Обаятельный поэт – согласование
Восхищаться (11 б., 9 зв.) стихами – управление
Претворять (10 б., 9зв.) в жизнь (5 б., 4зв.) – управление
Мировоззрение героев (6 б., 7 зв.) – управление
Обидная (7 б., 8 зв.) эпиграмма (9 б., 8 зв.) – согласование
Сжигать (7 б., 5 зв.) черновики – управление
— Какой вид связи отсутствует? (примыкание) Приведите примеры.
II. Работа над сложноподчинёнными предложениями (СПП).
1. Знакомство учащихся с темой и целями урока.
(Стихотворение Ярослава Смелякова «Здравствуй, Пушкин!» рассказывает ученик. См. приложение)
Мы читаем Пушкина и чувствуем его своим современником, потому что его поэзия сердечно правдива, мужественна и горда. Потому что он сам – человек исключительный, просветлённо-печальный, верующий в торжество свободы и поэзии. Он принадлежит жизни, он бессмертен – наш Пушкин!
— Мы сегодня посмотрим, как СПП используются в художественных текстах. Для своих наблюдений мы возьмём предложения, тексты, связанные с именем великого писателя Александра Сергеевича Пушкина.
2. Синтаксический анализ предложений
(2 человека получают карточки с заданиями и работают самостоятельно в тетрадях.)
— Прочитать выписанные из текстов СПП, начертить схемы. Определить вид придаточного предложения. Из какого произведения данные предложения? ( См. Приложение)
Карточка 1.
1) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (СПП с придат. определит.)
2) Гусар простился со смотрителем и вызвался довести её (Дуню) до церкви, которая находилась на краю деревни. (СПП с придат. определит.)
3) Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуни ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление…(СПП с 2 однород. изъясн. придат. )
( А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)

Карточка 2.
1) Марья Гавриловна жила с матерью и не видала, как обе столицы праздновали возвращение войск. (СПП с придат. изъясн.)
2) Бурмин… объявил, что искал давно случая открыть ей своё сердце, и потребовал минуты внимания. (СПП с придат. изъясн.)
3) Я женат уже четвёртый год и не знаю, кто моя жена…(Союзное слово КТО – подлежащее)
(А. С. Пушкин «Метель»)

Карточка 3.
(Коллективная работа)
Записать предложения, составить схемы.
Владимир Андреевич приближался к той станции, (с которой должен он был своротить на Кистенёвку). (Придат. определ. с союзным словом которой)

Приехав на станцию, он вошёл к смотрителю и спросил вольных лошадей. (Простое предл. осложн. обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом)

Смотритель осведомился, (куда надобно было ему ехать), и объявил, (что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки) (СПП с 2-мя придат. – параллельное подчинение: 1-е изъяснит. придат. соедин. союзным словом куда; 2-е изъяснит. придат. – союзом что)
— Из какого произведения А. С. Пушкина данные предложения? («Дубровский») Кто такой Владимир Андреевич? Зачем он едет в Кистенёвку?

(Ребята-консультанты проверяют работы, выполненные самостоятельно, исправляют, дополняют, ставят оценки, расписываются.)
3. Обобщение
СПП довольно часто встречаются в нашей речи, в художественных текстах, не исключение и произведения Александра Сергеевича.
— Как называется произведение Пушкина, в состав которого входят названные повести?

III. Работа над текстом изложения (№72)

1.Чтение текста.
— Как можно озаглавить текст? («Как Арина Родионовна», «Музейная смотрительница Михайловского», «Дар останавливать время», «Народная сказка о Пушкине»)
2. Перечитайте текст, найдите и выпишите 2 СПП.
3. Составим план
(1. Музейная смотрительница Александра Фёдоровна.
2. Как Арина Родионовна.
3. Понедельники в Михайловском.
4. Народная сказка о Пушкине.)
4. Пересказ текста

IV. Проверка дом. задания. Творческие работы «Мой Пушкин»
Пушкин! О нём написаны горы книг. Мы так привыкли к этому имени, к его поэзии, к его гению, к тому, что он – солнце русской поэзии, к тому, что он – «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (Гоголь), что он – «начало всех начал (Горький), что он – «наше всё» (Ап. Григорьев). Его поэзия будит в нашей душе самые лучшие и благородные чувства. Именно чувства и любовь к нему, к его слову.
Как замечательно сказал о нём Тютчев:
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!
Выдержки из сочинений-миниатюр «Мой Пушкин». ( 2-3 человека читают работы)

V. Обобщение
— Какие предложения называются СПП?
— Чем отличаются СПП от ССП?
— В каком стиле чаще встречаются СПП?

VI. Дом. зад.
VII. Выписать из текстов произведений А. С. Пушкина 6 СПП
Или
№ 155
Приложение
Здравствуй, Пушкин!
Здравствуй, Пушкин! Просто страшно это –
словно дверь в другую жизнь открыть –
мне с тобой, поэтом всех поэтов,
бедными стихами говорить.

Быстрый шаг и взгляд прямой и быстрый –
жжёт мне сердце Пушкин той поры:
визг полозьев, песня декабристов,
ямбы ссыльных, сказки детворы.

В январе тридцать седьмого года
прямо с окровавленной земли
подняли тебя мы всем народом,
бережно, как сына, понесли.

Мы несли тебя – любовь и горе –
долго и бесшумно, как во сне,
не к жене и не к дворцовой своре –
к новой жизни, к будущей стране.

Прямо в очи тихо заглянули,
окружили нежностью своей,
сами, сами вытащили пулю
и стояли сами у дверей.

Мы твоих убийц не позабыли
в зимний день, под заревом небес,
мы царю России возвратили
пулю, что послал в тебя Дантес.

Вся Отчизна в праздничном цветенье.
Словно песня, льётся вешний свет.
Здравствуй, Пушкин! Здравствуй, добрый гений!
С днём рожденья, дорогой поэт!
Ярослав Смеляков

Карточка 1.
Начертить схемы предложений. (Знаки препинания не расставлены). Определить вид придаточных предложений. Из какого произведения данные предложения?
Карточка 1.
1) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли что увижу её снова.
2) Гусар простился со смотрителем и вызвался довести её (Дуню) до церкви которая находилась на краю деревни.
3) Бедный смотритель не понимал каким образом мог он сам позволить своей дочери ехать вместе с гусаром как нашло на него ослепление

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Очень благодарна вам за внимание к моим трудам. Хочу предложить подобранный мною дидактический материал к теме «Виды сложных предложений». Не секрет, что учащиеся 9-го класса не очень-то жалуют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому, привлекая в качестве дидактического материала отрывки из изучаемого произведения, мы можем еще раз напомнить им известные или слышанные ими строки.

Цели урока:

Знать: виды сложных предложений.
Уметь: определять вид сложного предложения, расставлять в нем знаки препинания, строить схему сложного предложения.
Попутное повторение: личные окончания глагола.
Дополнительное задание для сильных учеников: вспомните место в романе, откуда взят отрывок, найдите соответствующую строфу.

1) Сноснее многих был Евгений хоть он людей, конечно, знал.
2) Мы люб_м слушать иногда страстей чужих язык мятежный и нам он сердце шевелит.
3) А нынче все умы в тумане мораль на нас навод_т сон.

1) Сноснее многих был Евгений, хоть он людей, конечно, знал (II–XIV). (СПП; средство связи – подчинительный союз хоть (уступительный); в придаточной части есть вводное слово конечно.)
2) Мы люб им слушать иногда страстей чужих язык мятежный, и нам он сердце шевелит (II–XVIII). (ССП; средство связи – сочинительный союз и (соединительный).)
3) А нынче все умы в тумане, мораль на нас навод ит сон. (БСП; постановка запятой подчеркивает отсутствие причинно-следственных связей между частями предложения.)

1) Он верил что друзья готовы за честь его принять оковы.
2) В тени хранительной дубравы он разделял ее забавы и детям прочили венцы друзья-соседы их отцы.
3) Пора пришла она влюбилась.

1) И в голос все решили так что он опаснейший чудак.
2) Он сердцем милый был невежда его лелеяла надежда.
3) Им квас как воздух был потребен и за столом у них гостям носили блюды по чинам.

1) Чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.
2) Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой над ней он голову ломал.
3) Я прежде сам его любил но надоел он мне безмерно.

1) Он пел те дальние страны где долго в лоно тишины лились его живые слезы.
2) Ему не нравились пиры бежал он их беседы шумной.
3) Зовут соседа к самовару а Дуня разлива_т чай.

1) Он верил что душа родная соединиться с ним должна.
2) Она поэту подарила младых восторгов первый сон и мысль о ней одушевила его цевницы первый стон.
3) Ей рано нравились романы они ей заменяли все.

1) Она в горелки не играла ей скучен был и звонкий смех и шум их ветреных утех.
2) Ветер ве_т и всход_т постепенно день.
3) Ждала Татьяна с нетерпеньем чтоб трепет сердца в ней затих.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые мелькали селы.
2) Он в том покое поселился где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился.
3) Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их.

1) Блиста_т речка льдом одета мальчишек радостный народ коньками звучно реж_т лед.
2) Ему и больно и смешно а мать грозит ему в окно.
3) В смятенье Таня торопилась пока звезда еще катилась желанье сердца ей шепнуть.

1) Кокетка суд_т хладнокровно Татьяна люб_т не шутя.
2) Теперь мы в сад перелетим где встретилась Татьяна с ним.
3) Над нею вьется Лель а под подушкою пуховой девичье зеркало лежит.

1) Короче становился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
2) Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне.
3) Онегин руку замахнул и дико он очами брод_т.

1) Ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу.
2) Он молча поклонился ей но как-то взор его очей был чудно нежен.
3) Когда гремел мазурки гром в огромной зале все дрожало.

1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.
2) Ее сомнений Мартын Задека не решит но сон зловещий ей сулит печальных много приключений.
3) Заметив что Владимир скрылся Онегин скукой вновь гоним близ Ольги в думу погрузился.

1) Татьяна бедная горит ее постели сон бежит.
2) Они над шахматной доской на стол облокотясь порой сидят задумавшись глубоко и Ленский пешкою ладью берет в рассеянье свою.
3) Тревож_т ее ревнивая тоска как будто хладная рука ей сердце жмет.

1) Встает заря во мгле холодной на нивах шум работ умолк.
2) Все чувства в Ленском помутились и молча он повесил нос.
3) Где жил питомец вдохновенья две сосны корнями срослись.

1) Морозна ночь все небо ясно.
2) Меж гор лежащих полукругом пойдем туда где ручеек, виясь, бежит зеленым лугом.
3) Стада шумят и соловей уж пел в безмолвии ночей.

1) Тоска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.
2) Ты в ослепительной надежде блаженство темное зовешь ты негу жизни узнаешь.
3) И Таня вход_т в дом пустой где жил недавно наш герой.

1) Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась.
2) Не зна_шь ты кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?
3) Улан умел ее пленить улан любим ее душою.

1) Ты пьешь волшебный яд желаний тебя преследуют мечты.
2) Луна обход_т дозором дальний свод небес и соловей во мгле древес напевы звучные завод_т.
3) Она забыла что дома ждут ее давно.

1) Татьяна вид_т с трепетаньем какою мыслью замечаньем бывал Онегин поражен.
2) Теперь у нас дороги плохи мосты забытые гниют.
3) Неутомимы наши тройки и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают, как забор.

1) Уселись и возок почтенный скользя ползет за ворота.
2) Как я был доволен когда церквей и колоколен садов чертогов полукруг открылся предо мною вдруг!
3) К ней дамы подвигались ближе старушки улыбались ей.

1) Неотвязчивый лорнет он обраща_т поминутно на ту чей вид напомнил смутно ему забытые черты.
2) В ней сохранился тот же тон был так же тих ее поклон.
3) Любви все возрасты покорны но юным девственным сердцам ее порывы благотворны.

1) Он счастлив если ей накин_т боа пушистый на плечо.
2) В избушке распевая дева прядет и зимних друг ночей трещит лучинка перед ней.
3) Предвижу все вас оскорбит печальной тайны объясненье.

1) Она его не замеча_т как он ни бейся.
2) Мне дорог день мне дорог час.
3) И постепенно в усыпленье и чувств и дум впада_т он а перед ним воображенье свой пестрый мечет фараон.

1) Глаза его читали но мысли были далеко.
2) Он не заботился о том какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой.
3) Вы поступили благородно вы были правы предо мной.

1) Но шпор незапный звон раздался и муж Татьянин показался.
2) Помните ль тот час когда в саду в аллее нас судьба свела?
3) На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый сбежалась челядь у ворот.

От редакции

Чтобы вам было легче проверить ответы сильных учеников, приводим адреса всех процитированных фрагментов. Предложите ребятам, справившимся с поиском самостоятельно, выписать целиком предложения, которые были частично приведены в карточках, и нарисовать их схемы. Стоит также, разобрав эти примеры на доске, обсудить, насколько пунктуация в различных изданиях романа А.С. Пушкина соответствует современной норме. Имейте в виду, что в разных изданиях пунктуация может не совпадать; в старших классах это стоит сделать предметом отдельного разговора.

№ 1. 1) II–XIV 2) II–XVIII 3) III–XII

№ 2. 1) II–VIII 2) II–XXI 3) III–VII

№ 3. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXXV

№ 4. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXIII

№ 5. 1) II–X 2) II–XI 3) II–XII

№ 6. 1) II–VIII 2) II–XXII 3) II–XXIX

№ 7. 1) II–XXVII 2) II–XXVIII 3) III–XI

№ 8. 1) II–I 2) II–III 3) IV–XXXIV

№ 9. 1) IV–XLII 2) V–II 3) V–VI

№ 10. 1) III–XXIV 2) IV–XI 3) V–X

№ 11. 1) IV–XL 2) V–XI 3) V–XX

№ 12. 1) IV–XL 2) V–XXXIV 3) V–XLII

№ 13. 1) IV–XL 2) V–XXIV 3) VI–I

№ 14. 1) IV–XXIII 2) IV–XXVI 3) VI–III

№ 15. 1) IV–XLI 2) VI–XIV 3) VI–XL

№ 16. 1) V–IX 2) VII–VI 3) VII–I

№ 17. 1) III–XVI 2) III–XV 3) VII–XVII

№ 18. 1) VII–XVII 2) VIII–XVII 3) VII–VIII.IX.X

№ 19. 1) III–XV 2) III–XVI 3) VII–XV

№ 20. 1) VII–XXIII 2) VII–XXXIV 3) VII–XXXV

№ 21. 1) VII–XXXII 2) VII–XXXVI 3) VIII–XV

№ 22. 1) VIII–XVII 2) VIII–XVIII 3) VIII–XXIX

№ 23. 1) VIII–XXX 2) IV–XLI 3) VIII – письмо Онегина к Татьяне

№ 24. 1) VIII–XXXI 2) VIII – письмо Онегина к Татьяне 3) VIII–XXXVII

№ 25. 1) VIII–XXXVI 2) II–XXIX 3) VIII–XLIII

Учительский журнал он-лайн

Устаревшие слова. Их роль в тексте и в речи.

Разработка урока по указанной теме способствует формированию умения у учащихся работать с устаревшими словами, употреблять их в речи и тексте. Терехова Светлана Егоровна.

Тема: Устаревшие слова. Их роль в тексте и в речи.

Цель: систематизировать знания учащихся по теме; показать использование устаревших слов в речи и в тексте; способствовать развитию логического мышления и творческого воображения учащихся; воспитывать интерес к прошлому своей страны в процессе работы с устаревшей и исторической лексикой.

Исследовательская задача: классифицировать выбранный из текста лексический материал (устаревшие слова).

Оборудование: УМК В.В. Бабайцевой, презентация по теме «Устаревшие слова», групповые задания, тесты, словари устаревших слов.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 2012 год – Год истории в РФ. Но у нас урок не истории, а русского языка. Мы постараемся через слово прикоснуться к историческому прошлому. Поэтому урок пройдёт в необычной форме. Настройтесь на активную творческую работу. На столах у вас лежат листы учёта знаний, куда вы будете заносить оценки по каждому этапу проделанной работы. Я надеюсь, что в конце урока у каждого из вас будет несколько оценок.

  1. Формулирование темы урока и цели совместно с учащимися.

На экран проецируются слова (слайд №1): очи, перст, ланиты, выя, армяк, царь.

Учитель: Скажите, что их объединяет?

Ученик: Эти слова не употребляются в современной речи. Они называются устаревшими.

Учитель: Правильно. Это и станет темой нашего урока. Для вас это новый материал?

Ученик: Нет, мы знаем, что такое устаревшая лексика, так как занимались ею на протяжении нескольких уроков.

Учитель: Ребята, а сегодня мы с вами обобщим всё изученное по данной теме. Как вы думаете, какие задачи будут перед нами стоять на уроке?

Ученик: Наша задача — вспомнить, на какие группы делятся устаревшие слова, вспомнить определение историзмов, архаизмов; рассмотреть, как употребляются данные слова в художественных произведениях.

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Устаревшие слова. Их роль в тексте и в речи» Слайд №2.

Работа с эпиграфом. Запишите тему в тетрадь и эпиграф. Давайте вспомним, как он оформляется. Слайд №3.

Язык есть исповедь народа.

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

Ученик: Эпиграф оформляется без кавычек и после автора точка не ставится.

Учитель: Ребята, что означает слово «исповедь»? В толковом словаре С.И. Ожегова это слово обозначает признание в своих грехах перед священником. Как вы думаете, это устаревшее слово?

Учитель: Нет, ребята, это слово старинное, но не устаревшее, так как оно используется и в современной речи. Может быть, кто-то из вас ходил в церковь и исповедовался?

Итак, ребята, скажите, что хотел сказать этими строками поэт Вяземский, друг и современник Пушкина?

Ученик: В языке, в лексике определённого периода истории запечатлевается материальная и духовная культура страны.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Следующий этап нашей работы – проверка домашнего задания.

Каково было домашнее задание?

Ученик: Найти в былинах, отрывках из «Повести временных лет» примеры устаревшей лексики и объяснить их значение (дети читают). Например, «Укажите мне дорожку прямоезжую, прямоезжую да в стольный Киев-град», «Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю» (былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»); «И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье», «И послали древляне лучших мужей своих числом двадцать в ладье к Ольге» («Повесть временных лет»).

В это время у доски ученик выполняет синтаксический разбор предложения из «Повести временных лет»: «Когда Святослав, сын Ольги и Игоря, вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал».

Второй ученик выполняет морфологический разбор глагола «возмужал».

Во время проверки индивидуальных заданий сильные учащиеся работают по учебнику над составлением плана по теме «Устаревшие слова», а остальные включаются в совместную работу, выступая в качестве рецензентов, а также подводят итоги.

Слайд №4. Примеры устаревших слов. Вежи, сажень, косица, паволоки, отрок, кудесник, ладья, вече, корчага.

Примерный план по теме «Устаревшие слова»:

  1. Зачем мы изучаем устаревшую лексику?
  2. Устаревшие слова.

3. Роль устаревшей лексики в речи.

После проверки домашнего задания выставляются оценки наиболее активным ученикам, а также оцениваются индивидуальные задания и все результаты вносятся в листок учёта знаний.

Учитель подводит итоги, отмечает наиболее успешные ответы.

  1. Обобщение и систематизация ранее изученного материала.

Трём группам учеников раздаются карточки с заданием: Составить из предложенных слов 5 предложений с использованием устаревшей лексики на тему: «Белгород – город-крепость» (1 группа), «Славные защитники города Белгорода» (2 группа), «Вечер в крестьянской семье» (3 группа). Слайд №5.

  1. Северский Донец, на, град, славный, реке, Белгород, расположен;
  2. Крепость, стражи, древнюю, охраняли;
  3. Врат, стояли, у, они, града;
  4. Веке, город, центром, в, белгородской, восемнадцатом, губернии, становится;
  5. Был, первым, Ю.Ю. Трубецкой, губернатором, князь, её.

Текст, составленный учащимися: Славный град Белгород расположен на реке Северский Донец. Древнюю крепость охраняли стражи. Они стояли у врат града. В восемнадцатом веке город становится центром белгородской губернии. Первым её губернатором был князь Ю.Ю. Трубецкой.

  1. Белгородской, бед, много, земле, испытать, пришлось;
  2. Защищали, захватчиков, доблестные, от, воины, город, наш, стрельцы, пушкари;
    1. Отечеством, честно, свой, исполняли, перед, они, долг;
    2. Помощью, земли, секиры, сабли, защитники, и, русской, сражались, пищали, с;
    3. Народу, были, они, царю, преданы, и, своему.

Текст: Много бед пришлось испытать белгородской земле. От захватчиков наш город защищали доблестные воины: стрельцы, пушкари. Они честно исполняли свой долг перед отечеством. Защитники земли русской сражались с помощью секиры, сабли и пищали. Они были преданы своему царю и народу.

  1. Слободой, сумерки, над, сгустились, крестьянской;
  2. В, хозяйка, избе, зажгла, лучину;
  3. Амбара, припасы, старик-отец, а, принёс, из;
  4. Стояли, столе, уже, чарки, на;
  5. Печи, горнице, от, тепло, затопленной, в, уютно, было, и.

Текст: Над крестьянской слободой сгустились сумерки. Хозяйка зажгла лучину в избе. А старик-отец принёс припасы из амбара. На столе уже стояли чарки. В горнице было тепло и уютно от затопленной печи.

Каждая группа читает получившийся текст.

Учитель: Используете ли вы данные слова в собственной речи?

Ученик: Потому что они вышли из употребления.

Учитель: Тогда нужны ли нам эти слова?

Ученик: Да, нужны, потому что они воссоздают колорит эпохи, придают образность речи.

Подводятся итоги, определяются лучшие работы, выставляются оценки в листок учёта знаний.

Ребятам предлагается встать и показать рукой части тела, которые называет учитель (чело, очи, уста, ланиты, рамена, выя, десница, перст, шуйца). Слайд № 6. Значения названных архаизмов.

Чело – лоб, очи – глаза, уста – губы, ланиты – щёки, рамена – плечи, выя – шея, десница – правая рука, перст – палец, шуйца – левая рука.

Учитель: Как называются эти слова?

Учитель: В чём их отличие от историзмов?

Ученик: Историзмы обозначают предметы, ушедшие из жизни, а архаизмы называют те предметы и явления, у которых есть современные названия. Слайд №7. Определение историзмов и архаизмов.

VI. Выделение устаревших слов в тексте. Групповая работа.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». На каждую парту раздаются распечатанные отрывки из произведения.

Учитель: Что это за произведение? Кто его автор?

Ребята, скажите, можно ли представить «Песнь о вещем Олеге» без устаревших слов?

Ученик: Произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» нельзя представить без устаревших слов, потому что они используются в качестве выразительного средства, воссоздают колорит эпохи.

Учитель: В каком произведении древнерусской литературы содержится легенда, взятая за основу А.С. Пушкиным?

Ученик: В «Повести временных лет». Этим и объясняется обильное использование устаревшей лексики. Это характерная черта данного произведения.

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе».

Задания: Чтение по ролям (3 человека): автор, Олег, кудесник; 2 группы выписывают всю устаревшую лексику и делят их на две группы: 1 группа читает историзмы, 2-я – архаизмы. Далее самопроверка по слайду №8. Историзмы: хазары, дружина, цареградская, Перун, княжеский;

Архаизмы: сбирается, отмстить, кудесник, волхвы, чело.

Учитель обращает внимание на использование в современной речи некоторых слов, которые ошибочно могут быть отнесены к устаревшей лексике (грядущие, нивы, меч, заветы, жребий). Слова «грядущие» и «жребий» — это старославянизмы. Слово «вещий» употребляется А.С. Пушкиным в устаревшем значении (предсказатель, ведун).

Учитель: Какая информация на уроке показалась вам значимой, наиболее интересной?

Что было трудно на уроке? Поднимите руки, у кого в индивидуальном листке более двух оценок? Молодцы, ребята! Кто считает, что он сегодня работал на уроке в полную силу, активнее, чем раньше?

  1. Информация о домашнем задании.

Дифференцированная работа. Первому варианту подобрать 5 фразеологизмов, пословиц или поговорок с устаревшими словами и подготовить устный рассказ по истории одного из них.

Например, мерить на свой аршин, бить баклуши, играть в бирюльки, бить челом; око за око, зуб за зуб.

Второму варианту составить 5 предложений с включением устаревших слов на тему русских сказок (богатырь, кольчуга, гусли, колчан, булава и др.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector