Главная » Пастернак » Цикл стихов пастернака
Какие произведения Пушкина посвящены историческим событиям?
23.12.2017
Любовь в произведении пушкина евгений онегин
23.12.2017

Цикл стихов пастернака

цикл стихов пастернака

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

  • бродилки ПО ДНЕВНИКАМ (336)
  • все для машины (3)
  • все о РЖД (28)
  • Гадания (203)
  • Гороскопы (323)
  • Дети- внуки (5130)
  • АНГЛИЙСКИЙ (185)
  • аппликации (210)
  • БРОДИЛКА ОБО ВСЕМ СРАЗУ (79)
  • бродилки почемучкам (61)
  • викульке (168)
  • воспитание (32)
  • ВРЕМЕНА ГОДА (31)
  • головоломки (76)
  • делаем с детьми и для них (751)
  • ДОМИКИ РИСУНКИ (1)
  • ЖИВОТНЫЕ все (71)
  • занятия для дошколят (665)
  • игры (110)
  • история (61)
  • книги детям (96)
  • КНИГИ ИГРЫ (2)
  • КНИГИ МАТЕМАТИКА (118)
  • КНИГИ О ЖИВОТНЫХ И ПТИЦАХ (33)
  • КНИГИ О ПРИРОДЕ (11)
  • КНИГИ РАСКРАСКИ (42)
  • КУКЛЫ РИСУНКИ (12)
  • ЛЕПКА (15)
  • МАЛЬЧИКАМ РИСУНКИ (16)
  • МАТЕМАТИКА (обучение раскраски (50)
  • мультфильмы (65)
  • нужное для преподавания (50)
  • обводилки с росписями (12)
  • оформление, плакаты, картины (147)
  • правописание (47)
  • ПРАЗДНИКИ РИСУНКИ (26)
  • прописи ДЕТЯМ (49)
  • РАСКРАСКИ детям (47)
  • рисовалки (743)
  • РОСПИСИ ДЛЯ РИСОВАНИЯ (46)
  • РУССКИЙ и литература (299)
  • стихи, чистоговорки, скороговорки (22)
  • студенческая пора (20)
  • ТАНЦЫ, ТАНЦЫ (12)
  • театр (30)
  • трафареты (196)
  • уроки (115)
  • УРОКИ,ПРОГРАММЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ (33)
  • УЧИМ ЗВУКИ И БУКВЫ (21)
  • ФРУКТЫ И ОВОЩИ (5)
  • ЭТИКЕТ (9)
  • это надо знать — школа (113)
  • для дома (170)
  • НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ (53)
  • фэн-шуй (52)
  • Дневник обучалка (135)
  • животные мопс (40)
  • журналы (67)
  • Заговоры (600)
  • «Степанова Наталья»: (10)
  • бродилка по заговорам (23)
  • ВЕДУНЬЯ УРОКИ (76)
  • магия и психология (172)
  • Матрона Московская (5)
  • РУНЫ (15)
  • заготовки (1020)
  • баклажаны (20)
  • грибы (46)
  • заготовки салатов (28)
  • кабачки и зелень (105)
  • капустка (79)
  • кетчупы — соусы (22)
  • огурцы (98)
  • перец (31)
  • помидоры (164)
  • СБОРНИКИ ЗАГОТОВОК (64)
  • свекла, морковь (62)
  • уксус (2)
  • фрукты и ягоды (143)
  • Законы (87)
  • экономика и право (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (1294)
  • БРОДИЛКА (42)
  • диеты (100)
  • ЗДОРОВЬЕ НАВИГАТОР — СБОРНИК (47)
  • ЛЕЧИМ СУСТАВЫ И СОСУДЫ, ОСТЕОХОНДРОС (52)
  • МУДРА (46)
  • ПОЛЕЗНЫЕ продукты (73)
  • РЕЦЕПТЫ ЗОЖ (54)
  • таблетки (14)
  • тесты на здоровье (70)
  • травы для лечения (37)
  • И смех и грех (32)
  • Интересно (333)
  • ТЕСТЫ (133)
  • интернет магазины (29)
  • красота и косметика (224)
  • волосы (48)
  • ногти (5)
  • стиль красота и женщина (7)
  • Кулинария (3400)
  • «колбасы, ветчина, зельц, мясной рулет, сальт (9)
  • ааа ЭНЦИКЛОПЕДИЯ приготовления (20)
  • блины и блинчики (59)
  • блюда в горшочках (2)
  • бродилка по рецептам (203)
  • булочки (52)
  • бутерброды (51)
  • вафельница (19)
  • выпечка (256)
  • джемы, варенье (31)
  • ЗАПЕКАНКИ (9)
  • кальмары (48)
  • капуста (4)
  • картошка (78)
  • каши (13)
  • курица (249)
  • ЛАВАШ (15)
  • макароны (5)
  • мед (6)
  • микроволновка (2)
  • мультиварка (76)
  • мультиварка выпечка (69)
  • мультиварка каши, запеканки (64)
  • мультиварка курица (18)
  • мультиварка мясо (51)
  • мультиварка овощи (20)
  • мультиварка печень (2)
  • мультиварка рыба (19)
  • мультиварка супы (19)
  • мультиварка фрукты (2)
  • мясо (299)
  • овощи (33)
  • окрошка (19)
  • печень (19)
  • пирожки (99)
  • ПИЦЦЦЦЦА (48)
  • плов (6)
  • РОЛЛЫ, СУШИ (5)
  • рыба (321)
  • салаты (282)
  • Соусы (26)
  • супчики (25)
  • творог (55)
  • тесто (70)
  • торты (74)
  • украшение и салаты (128)
  • хитрости готовки (160)
  • хлебопечь (75)
  • ЭКОНОМблюда (36)
  • яйцо (17)
  • кулинария (373)
  • мое личное (68)
  • молитвы (209)
  • МУЗЫКА (325)
  • музыка сборники (121)
  • новости (50)
  • новый год (409)
  • блюда (49)
  • рамочки и открытки (42)
  • самоделки (251)
  • ОБУЧЕНИЕ (437)
  • ИНТЕРНЕТ (75)
  • Советы от знатоков (208)
  • фотошоп (102)
  • Открытки для оформления (77)
  • ПОЛЕЗНОСТИ (465)
  • «ЖКХ и услуги»: (7)
  • домашние хитрости (253)
  • модно и красиво (5)
  • нужные советы в хозяйстве — уборка (52)
  • советы бабушки (8)
  • СТИРКА (29)
  • полезные находки (136)
  • ПОЛЕЗНЫЕ САЙТ (257)
  • праздники (279)
  • 8 марта (17)
  • день валентина (19)
  • день рожденья (81)
  • масленница (5)
  • праздники (63)
  • 9 мая (29)
  • ПРИЧЕСКИ (14)
  • Самоделки (5112)
  • ===кукольная мебель (62)
  • шьем (5)
  • аппликации (46)
  • банты, заколочки (116)
  • БИСЕР (421)
  • бисер животный мир (13)
  • бонсай, топинарии, деревья своими руками (24)
  • БУТЫЛКИ, БУТЫЛОЧКИ (60)
  • валяние (43)
  • все для кухни (50)
  • все о куклах (284)
  • выпиливание (9)
  • вырезалки (40)
  • вышивка (33)
  • вяжем на станке (59)
  • вязание (169)
  • Вязание детям (218)
  • замки, домики (62)
  • ИГРУШКИ (134)
  • из бумаги и газет (254)
  • ИЗ СПИЧЕК (24)
  • интересные идеи для творчества (334)
  • канзаши1 (157)
  • квилинг (3)
  • коробки, сундучки (205)
  • макраме (40)
  • мастер класс (190)
  • мебель (52)
  • мыловарение (4)
  • НАВИГАТОР рукоделки (96)
  • обувь шьем сами (80)
  • оригами 1 (33)
  • оригами, канзаши и квилинг (245)
  • пасха (180)
  • плетение (15)
  • плетение (1)
  • поделки из МУСОРА (294)
  • помпоны , все из остатков (77)
  • природный материал (61)
  • разное нужное (154)
  • ремонт дома (4)
  • РЕМОНТ ОБУВИ И КЛЕЙ (6)
  • старые шины (10)
  • сумки (17)
  • украшение для праздников (2)
  • фетр (144)
  • цветы из всего (351)
  • спасибки (136)
  • Стихи (434)
  • высказывание (10)
  • мудрость (30)
  • фильмы (50)
  • артисты и жизнь (6)
  • фоны (174)
  • Цветы домашнии (715)
  • ДЛЯ ДАЧИ И САДА САМОДЕЛКИ (151)
  • садим помидоры (58)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ (201)
  • ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ПУТЕШЕСТВИЙ (144)
  • города (8)
  • животные (8)
  • Творчества, самоделок, для дома (11)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Борис Леонидович Пастернак

Борис Леонидович Пастернак

«Жизнь. Творчество. Личность поэта».

Борис Леонидович Пастернак — лауреат Нобелевской премии в области литературы 1958 г., так и не получивший эту самую престижную премию под давлением советского руководства. После смерти писателя диплом о присуждении Б.Л. Пастернаку Нобелевской премии был вручен его сыну, но денежный эквивалент премии так и остался невостребованным.

Родился 29 января (10 февраля) 1890 г. в Москве. Когда Борису было три года, родился его младший брат Александр, а отцу вскоре предложили стать преподавателем Московского училища Живописи, Ваяния и Зодчества. Он получил мастерскую в главном здании и небольшую квартиру в двухэтажном надворном флигеле, куда семья переехала осенью 1894 г. Леонид Пастернак становился все более заметной фигурой артистической Москвы. Оп был талантливым художником, много работал и успевал зарисовывать почти все, что видел дома, на прогулке, на вечерах и собраниях.

Мать, Розалия Исидоровна, после нескольких блестящих концертных сезонов, перестала выступать перед публикой, посвятив себя семье, которая становилась все больше и больше, детей у них было четверо. Среди тех, кто бывал в доме Пастернаков, были Л.Н. Толстой, А.Н. Скрябин, художники Поленов, Левитан, Серов. Неудивительно, что в такой семье Борис одновременно с гимназией практически прошел и курс консерватории, и только повышенными требованиями к самому себе можно объяснить тяжело давшийся Борису Пастернаку отказ от завершения музыкального образования и композиторской стези. Пастернак поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, три летних месяца 1912 г. стажируется в Германии, У него была возможность получить докторскую степень и профессорскую кафедру по философии. Но, блестяще окончив университет весной 1913 г., Пастернак целиком отдал себя литературе.

Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором напечатаны его пять стихотворений. Одним из них Борис Пастернак потом неизменно открывал каждый свой лирический сборник:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

В начале 1914 г. в том же издательстве выходит первая книга стихов Пастернака — «Близнец в тучах», а в конце 1916 г. — вторая книга «Поверх барьеров». Написанная летом 1917 г. книга лирики «Сестра моя жизнь» поставила Пастернака в первый ряд русских поэтов того периода. Вышедшая вслед книга «Темы и вариации» публике по-прежнему нравилась, но для автора стала причиной недовольства самим собой. Искренняя и нежная дружба связывала Бориса Пастернака и Анну Ахматову. Возникшая в 1922 г., она не прерывалась более 30 лет, до самой смерти Б.Л. Пастернака. С 1936 г., когда начались печально известные политические процессы, связан надлом в его творчестве. Он уходит в переводчики. Личное творчество проявилось только в самый канун войны. Первые послевоенные годы были очень тревожными для поэта, жившего в постоянном напряжённом ожидании ареста. В такой нервной обстановке Борис Леонидович написал свой самый известный прозаический труд — роман «Доктор Живаго» и стихи, включенные в роман от имени главного героя. Их можно считать преодолением страха смерти. История «Доктора Живаго» поучительна. Роман был закончен зимой 1955 г., а в начале 1956-го направлен в «Новый мир». Его тогдашний главный редактор Константин Симонов, сменивший на этом посту А.Т. Твардовского, не решился на публикацию, и его издание на Родине задержалось на 30 лет. В ноябре 1957 года вышел итальянский перевод романа, за которым последовали другие. Уже с 1946 г. Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию, которая была ему все же присуждена в 1958 г. Разразился громкий политический скандал. Пастернака заставили подписать не им составленное заявление об отказе от премии и оставили без средств к существованию, фактически запретив даже издания переводов. В январе 1959 г. Б. Пастернак написал свои последние стихи. Символично называлась его последняя стихотворная книга, вышедшая при жизни, — «Когда разгуляется». К сожалению, разгулялось уже после смерти писателя. Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 г.

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов

А. Белого, А.А. Блока, В.И. Иванова и И.Ф. Анненского, участием в Московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 г. поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х годов появляются и основные черты, присущие пастернаковскому поэтическому видению мира, — мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций насквозь пронизанных эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее // Слагаются стихи навзрыд» — стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать. »). Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя — жизнь. » (1922), посвященной лету 1917 г. между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 19I7 г. претворяются в книгу о революции. Позже поэт назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

Чтение и анализ стихотворения из сборника «Сестра моя – жизнь…» (1922 г.). По выбору.

Чтение и анализ стихотворения из сборника «Сестра моя — жизнь. » (1922).

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников — П.Е. Антокольского, Н.А. Заболоцкого, Н.С. Тихонова, А.А. Тарковского и К.М. Симонова. Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь» (1923—1928), «Девятьсот пятый год» (1925—1926), «Спекторский» (1925—1931), «Лейтенант Шмидт» (1926—1927) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы. Наиболее выразительным знаком несправедливости социального и духовного устройства России, определяющим нравственные основания и нравственную неизбежность революции, становится для Пастернака «женская доля» (в традициях Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского и гражданской лирики второй половины ХIХ в.). Чтение и анализ отрывка из любой поэмы Б.Л. Пастернака (по выбору).

Мучительному разрыву с первой женой (художницей Е.В. Пастернак) и сближению с З.Н. Нейгауз (в первом браке — жена Г.Г. Нейгауза) посвящена новая книга лирики — «Второе рождение» (1932). Ее выход обозначил начало периода деятельного участия Пастернака в общественно-литературной жизни, продолжавшегося до начала 1937 г. Поэт выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей (1934), в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным. С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии В. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста»

И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира».

В 1940—1941 гг. после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вместе с циклом «Стихи о войне» составили книгу «На ранних поездах» (1943). Стихи этого периода, свидетельствующие о верности поэта кругу избранных тем и мотивов, отмечены стремлением к преодолению сложности языка, свойственной его ранней поэзии.

Чтение и анализ любого стихотворения из книги «На ранних поездах» (1943).

Прочитать лирические стихи в романе «Доктор Живаго».

Проза и поэзия причудливо соединились в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго». Интересно, что живаговский цикл написан Пастернаком в период с 1946 по 1953 г., т.е., спустя 20—30 лет после описываемых в романе событий. Но они очень органично связаны со всем прозаическим текстом романа, читатели даже забывают, кто на самом деле написал эти стихи.

Критики выделяют две основные функции стихотворений этого цикла: дополнительно-смыкающий инструмент и инструмент для выявления подтекста, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте. Весь цикл открывается стихотворением «Гамлет». В «Гамлете» Живаго отражено начало жизненного и творческого пути героя, символически ознаменовано его духовное пробуждение. «Гефсиманский сад» — вольное поэтическое переложение 26-й главы Евангелия от Матфея, представляет скрытый диалог и полемику с идеей блоковской поэмы «Двенадцать». «Зимняя ночь» выполняет функцию скрепления различных сюжетных линий романа. По сюжету романа «Доктор Живаго» стихотворение «Зимняя ночь», написанное Юрием Живаго, рождает в нем поэта. Образ-символ горящей свечи, проходящий через весь роман, кульминационное воплощение получает под пером Юрия Живаго.

Стихотворение «Сказка», как и некоторые другие, выполняет функцию «ключа», непосредственно связывая те или иные реалии романа. Анализируя и сопоставляя стихотворения Юрия Живаго, вдумываясь в их смысл и постигая их символическое значение, мы видим, как трагический фатализм лирического героя «Гамлета» постепенно преодолевается. Это светлое чувство уже не омрачается ни тяжким бременем непонимания и отчуждения (зачастую со стороны самых близких людей), ни предчувствием «автора» — Юрия Живаго — своей скорой кончины.

«Доктор Живаго» — уникальное во всех отношениях произведение. Оно полно философского, религиозного, поэтического смысла, уникально по сочетанию прозы и поэзии. Сочетание прозы и поэзии воспринимается читателями не столько как оригинальный композиционный прием, сколько как символ истинного искусства, существующего в жизни.

2. Литературно-критический анализ стихотворений цикла.

«О Борисе Пастернаке как о бесспорно художественном явлении заговорили в начале 20-х годов, после появления сборника «Сестра моя — жизнь. ».

Сборник получил название по первой строчке следующего стихотворения (приводим первые три строфы):

Расшиблась весенним дождем обо всех.

Но люди в брелоках высоко брюзгливы

И вежливо жалят, как змеи в овсе.

У старших на это свои есть резоны.

Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,

Что в грзу лиловы глаза и газоны —

И пахнет седой резедой горизонт.

Что в мае, когда поездов расписанье

Камышинской веткой читаешь в купе,

Оно грандиозней Святого писанья

И черных от пыли и бурь канапе.

• Докажите (или опровергните) справедливость мыслей критиков о единстве поэта и природы.

• Подберите цитаты из стихотворений Б.Л. Пастернака о природе, в которых есть образы, увиденные автором на улице, в поезде, в лесу.

• Чем взгляд Б.Л. Пастернака на природу отличается от взгляда любого его современника, например, С.А. Есенина?

2. Литературно-критическая деятельность учащихся.

Задание: докажите неразрывность связи природы и человека по отрывку из стихотворения

«Пока мы по Кавказу лазаем. »:

И в задыхающейся раме

Кура ползет атакой газовою

К Арагве, сдавленной горами,

И в августовский свод из мрамора,

Как обезглавленных гортани,

Заносят яблоки адамовы

Казненных замков очертанья.

Как связаны человек и природа в стихотворении «К октябрьской годовщине» (1927):

Густая слякоть клейковиной

Полощет улиц колею.

К виновному прилип невинный.

И день, и дождь, и даль в клею.

Ненастье настилает скаты,

Гремит железом пласт о пласт,

Свергает власти, рвет плакаты,

Натравливает класс на класс.

Костры. Пикеты. Мгла. Поэты

Уже печатают тюки

Стихов потомкам на пакеты

И нам на кйту и пайки.

Домашнее задание. Проанализировать одно из стихотворений Б.Л. Пастернака о природе.

Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской лирике Б.Л. Пастернака

Удостоенный Нобелевской премии в области литературы, поэт фактически был от нее отлучен тогдашним руководством страны. Неудивительно, что на все происшедшее с ним Борис Пастернак откликается стихотворением, которое так и называется – «Нобелевская премия». Писатель сравнивает себя с загнанным в угол зверем, однако, не смотря на это, он сохраняет в себе веру в торжество добра:

Я пропал, как зверь в загоне

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу хода нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра. (1959)

Дух добра. Он всегда присутствовал в поэзии Пастернака, начиная от первого его стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать. » до последнего цикла «Когда разгуляется». Стихи Пастернак действительно слагал «навзрыд». Трудолюбие поэта неиссякаемо. Он много лет работал но жесткому расписанию, не давая себе поблажки даже в дни и всенародных праздников. Отличительной чертой его лирики является подлинность переживания героев, событий, всего происходящего в жизни. Можно восхищаться удивительной гаммой чувств, присутствующих в одном из его поздних стихотворений «Без названия»:

Недотрога, тихоня в быту,

Ты сейчас вся огонь, вся горенье.

Дай, запру я твою красоту

В темном тереме стихотворенья.

Так обращается поэт к любимой. Вероятно, они не юны, герои этого стихотворения, но «все равно, на свету, в темноте /Ты всегда рассуждаешь по-детски», — считает автор. Даже слово «любовь», по мнению Пастернака, не в состоянии отразить его чувства к этой женщине, поэтому

Я придумал кличку иную.

Для тебя я весь мир, все слова,

Если хочешь, переименую.

Мудрые говорят, что культура мужчины определяется по его отношению к женщине. У Пастернака это чувство всегда возвышенно. Когда ему было 27 лет, он мог написать такие строчки:

Я живу с твоей карточкой, с той, что хохочет,

У которой суставы в запястьях хрустят,

Той, что пальцы ломает и бросить не хочет,

У которой гостят, и гостят, и грустят. («Заместительница», 1917)

А в 1956 г. Борис Леонидович так определил свое отношение к женщине:

О женщина, твой вид и взгляд

Ничуть меня в тупик не ставят.

Ты вся — как горла перехват,

Когда его волненье сдавит. («Ева», 1956)

У Бориса Леонидовича много стихов о поэзии и поэтах: «Определение поэзии», «Определение творчества», «Любимая — жуть! Когда любит поэт», стихов, посвященных В. Шекспиру, А. Ахматовой,

М. Цветаевой. На примере последней Пастернак говорит о роли поэта в нашей стране и жизни:

Судеб, расплющенных в лепёху,

И внуки скажут, как про торф:

Горит такого-то эпоха.

2. Анализ одного из стихотворений Б.Л. Пастернака о поэте и поэзии из вышеуказанного списка.

Анализ одного из стихотворений Б.Л. Пастернака

Письменный анализ стихотворения «Другу».

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Другу» (1931) посвящено известному писателю Борису Пильняку:

Иль я не знаю, что в потемки тычась,

Вовек не вышла б к свету темнота,

И я — урод, и счастье сотен тысяч

Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,

Но как мне быть с моей грудною клеткой

И с тем, что всякой косности косней? (. )

Поэзия Пастернака вызывает неоднозначную реакцию даже у одного читателя. Значит, творчество Бориса Леонидовича сейчас нам нужно.

2. Литературно-критическая деятельность учащихся. Анализ одного из стихотворений Б.Л. Пастернака о поэте и поэзии из вышеуказанного списка.

Домашнее задание. Подготовиться к письменному анализу одного из стихотворений поэта.

Анализ одного из стихотворений Б.Л. Пастернака

Письменный анализ стихотворения «Другу».

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Другу» (1931) посвящено известному писателю Борису Пильняку:

Вовек не вышла б к свету темнота,

И я — урод, и счастье сотен тысяч

Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,

Не падаю, не подымаюсь с ней?

Но как мне быть с моей грудною клеткой

И с тем, что всякой косности косней? (. )

В самом деле, на одной чаше весов «счастье сотен тысяч», а на другой — «Пустое счастье ста». Как говорил герой Ф.М. Достоевского Родион Раскольников, «. да ведь тут арифметика!». Именно об этой арифметике в своих письмах «невменяемому» М. Горькому твердил В.И. Ленин.

Пастернак оправдывался, пытаясь доказать всем, и прежде всего самому себе, что он озабочен соображениями высшей, мировой справедливости. Он убеждал себя, что всякий нравственный закон, сама поэзия велит ему отказаться от себя, дабы «счастье сотен тысяч» предпочесть «пустому счастью ста». Создается впечатление, что поэт готов усомниться в своей правоте, успокаивая себя нехитрым доводом: а может быть, так надо?

Резким контрастом этой оправдательной интонации начальных строф звучит последняя строфа:

Где высшей страсти отданы места,

Оставлена вакансия поэта:

Она опасна, если не пуста.

В последней строфе недвусмысленно сказано и о том, что смертельно опасным становится положение поэта. Тоталитарное общество 1930-х гг. делает бездомным и нищим О. Мандельштама.

М. Пришвин покупает заброшенный домик далеко от Москвы и пишет дневниковые миниатюры. В опасную близость к власти бросается И. Бабель и — погибает. А. Платонов объявлен «классово-враждебным элементом». Тут вполне уместен гамлетовский вопрос: быть или не быть? Быть поэтом, т.е. свидетелем происходящего, или стать героем злободневности, перестав быть поэтом? Что выбирает Пастернак?

Домашнее задание. Прочесть роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».