Мечты», анализ стихотворения Гумилёва

Главная » Гумилев » Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
Сказки пушкина список всех произведений
23.12.2017
Художественное своеобразие прозы Пушкина
23.12.2017

Мечты», анализ стихотворения Гумилёва

литературная критика, сочинение по литературе, биографии писателей

«Мечты», анализ стихотворения Гумилёва

История создания

Стихотворение «Мечты» было написано 21-летним Гумилёвым в 1907 г. и опубликовано в иллюстрированном приложении к газете «Русь» № 33 за 1907 г. Стихотворение вошло в сборник «Романтические цветы» (1908). С 1906 г. Гумилёв учился в Сорбонне в Париже и много путешествовал по Европе. В 1907 г. Гумилёв вернулся в Петербург. Возможно, стихотворение связано с его впечатлениями на родине.

Литературное направление и жанр

Весь сборник «Романтические цветы», который критики считали ученической книгой, был связан с экзотикой и миром мечты, грёз. Это характерно для русского символизма. Стихотворение представляет собой жанровую сценку, но в основу его положено определённое философское мировоззрение, так что стихотворение близко к философской лирике.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Мечты» состоит из 4 строф. Первая и последняя строфы описывают материальный мир — нищего и ворона на развалинах, проходящую мимо испуганную старуху. Вторая и третья строфы – это описание видения, сна ворона, рассказанного нищему им самим.

Тема стихотворения – мечты как свойство души человека. Основная мысль: мечты призрачны, они не всегда уносят нас в царство прекрасного. Когда мечты бесплодны, они доставляют только страдания человеку, осознавшему безысходность своего положения. Идея стихотворения, в котором внимание сосредоточено на земных, реальных событиях, близка к идеям родившегося спустя 5 лет акмеизма.

Тропы и образы

С помощью эпитетов Гумилёв описывает героев своего стихотворения, достигших глубин падения. Ворон старый, а нищий оборванный. Да и само слово «нищий», по происхождению прилагательное, связано с качеством человека, отсутствием у него материальных ценностей, имущества.

Два странных собеседника находятся на улице, у них нет крова. Они нашли себе приют «за покинутым, бедным жилищем» (эпитеты). Гумилёв умышленно использует высокий стиль. Слово «жилище» может означать в контексте любую развалюху, но она уже разрушена, неизвестно, чем она было «при жизни». Так и забор уже перестал существовать, превратился в чернеющие остатки, за которыми он угадывается.

Цвет очень важен в этом стихотворении. В первой строфе весь мир представляется безотрадно чёрным: и ворон, и остатки забора, и лохмотья нищего. Фраза «о восторгах вели разговоры» близка к фразеологизму, но им не стала. Она напоминает о фразеологизме «разговор в пользу бедных», то есть речь идёт о пустых разговорах. Восторги здесь иронически означают пустые слова, не меняющие жизнь.

Фантастический элемент разговора нищего с вороном берёт своё начало от стихотворения Эдгара По «Ворон», где вещий ворон разговаривает с лирическим героем, пророча ему всяческие несчастья. На многочисленные вопросы ворон отвечает: «Никогда». Ворон «Гумилёва более гуманный. Он пытается ободрить нищего, рассказывая ему свои небывалые виденья (эпитет).

Развалины башни, на которых ворону приснились чудесные сны,- важный в символизме образ. Башня – это стремление вверх, духовный рост. Значит, развалины – остановка в движении, угасание, смерть.

Поведение ворона одновременно присуще и птицам этого вида, и близкому другу, пришедшему к терпящему бедствие товарищу. Он всегда в тревоге, он трепещет от волненья, спеша передать радостное известие.

Инверсии в третьей строфе акцентируют внимание читателя на эпитетах: полёт воздушный и смелый, лебедь нежный и белый. Антитезы в этой строфе (принц — нищий, белый лебедь – чёрный ворон) составляют образный центр произведения. Ворон описывает свои видения, где мир обращён, где чёрное кажется белым.

Гумилёв использует извечную философскую идею о том, что жизнь и сон могут быть перепутаны друг с другом, сон оказаться жизнью и наоборот. Для отвратительного нищего (эпитет) это и было бы воплощением мечты, как стало для нищего Тома Кенти из романа Марка Твена «Принц и нищий» (отсюда противопоставление нищему не богача или, например, царя, а принца).

Последняя строфа возвращает героев в реальность. Единственным мерилом истины становятся эмоции. Нищий плачет бессильно и глухо (наречные эпитеты), мечты только разбередили раны. Чернота материального мира поглотила всё. Это выражается метафорой «ночь спустилась с неба» и эпитетом «тяжёлая ночь».

Старуха, появляющаяся в последних двух строках, оказывается носителем объективной истины. Она крестится учащённо и робко (наречные эпитеты) от страха и неуверенности в уместности своего действия. Она видит нищего, говорящего с каркающим вороном. Эта жуткая ночная сцена происходит на фоне развалин и покосившегося забора. А может быть, старуха, которая тоже услышала и поняла слова ворона, потрясена тем, что осознание разрыва мечты и реальности не обязательно воодушевляет, но может убедить человека в собственном бессилии.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.